Фарфор (общий очерк) С.Н.Тройницкий — различия между версиями — Справочник коллекционера

Фарфор (общий очерк) С.Н.Тройницкий — различия между версиями

Материал из Справочник коллекционера
Перейти к: навигация, поиск
Строка 56: Строка 56:
  
 
Первое время немногие предметы китайского '''фарфора''', попадавшие в Европу, ценились как редкие изделия далёких экзотических стран, стран, о которых имели смутное понятие и которые были окружены разными легендами: там жили Гог и Магог, там царствовал поп Иван и т.д. Но, желание обладать предметами из китайского фарфора объяснялось не только их редкостью, но и тем качеством, которое ему приписывали, а именно - менять цвет от присутствия в напитке яда. В те смутные времена, когда при отсутствии возможности определить причину смерти, лицо, мешавшее кому-нибудь в политическом или личном отношении, легко устранялось с пути насильственным образом. Подобное качество '''фарфора''' было неоценимо для лиц, сознававших своё рискованное положение. Воспоминание о такой легенде мы встречаем во Франции ещё в конце XVII века, в период, когда именно в Париже произошли многочисленные отравления лиц из высшего круга, а народная молва связывала с отравлением и преждевременную смерть некоторых лиц королевского дома.
 
Первое время немногие предметы китайского '''фарфора''', попадавшие в Европу, ценились как редкие изделия далёких экзотических стран, стран, о которых имели смутное понятие и которые были окружены разными легендами: там жили Гог и Магог, там царствовал поп Иван и т.д. Но, желание обладать предметами из китайского фарфора объяснялось не только их редкостью, но и тем качеством, которое ему приписывали, а именно - менять цвет от присутствия в напитке яда. В те смутные времена, когда при отсутствии возможности определить причину смерти, лицо, мешавшее кому-нибудь в политическом или личном отношении, легко устранялось с пути насильственным образом. Подобное качество '''фарфора''' было неоценимо для лиц, сознававших своё рискованное положение. Воспоминание о такой легенде мы встречаем во Франции ещё в конце XVII века, в период, когда именно в Париже произошли многочисленные отравления лиц из высшего круга, а народная молва связывала с отравлением и преждевременную смерть некоторых лиц королевского дома.
 +
 +
Первые, попадавшие в Европу изделия из китайского '''фарфора''', часто оправлялись в золото и серебро и служили подарками особой ценности.
 +
 +
С XVI века ввоз восточного '''фарфора''' сильно увеличился, а в связи с появлением вкуса к коллекционерству, эти предметы стали объектом коллекционирования и до нас дошли документы свидетельствующие о том, что существовали собрания в несколько тысяч предметов уже во второй половине XVI века.
 +
 +
Это коллекционное значение восточного '''фарфора''' продолжалось приблизительно до середины XVIII века, но с середины XVII века его стали использовать и с более практическими целями.
 +
 +
Это объясняется происшедшим с середины XVII столетия резким изменением в характере жилищ состоятельных классов и связанным с этим изменением и внешними бытовыми условиями.
 +
 +
Появилась потребность в доступе в жилые помещения большего количества света и воздуха. в соответствии с этим изменился и характер убранства комнат. Более мирные и более утончённые условия жизни сделали не только возможной, но и желательной замену утвари из серебра и других металлов утварью из материала, не представляющего такой материальной ценности, но более подходящего для развивающегося кулинарного искусства. Еда перестаёт иметь главной целью только насыщение, она должна доставлять и своего рода наслаждение. Более оживлённые сношения между различными местностями позволяют внести в это дело большее разнообразие продуктов, что в свою очередь вызывает изменение характера утвари и необходимость в больших сервизах. Вывозимый с востока '''фарфор''' с конца XVII века начинает получать практическое применение, вывоз его соответственно увеличивается и начинает ощущаться потребность в производстве этого материала на местах.
 +
 +
И благодаря этой, довольно широко осознанной потребности, сравнительно в короткий промежуток времени возникает производство сперва полу'''фарфора''', практически менее пригодного, а затем и настоящего твёрдого '''фарфора'''.
 +
 +
Первоначально секрет производства тщательно охраняется с целью его монополизировать и удовлетворять личное тщеславие. Но требования жизни настолько сильны, что в первой половине XVIII века уже почти все европейские страны имеют свои производства. Так же кратковременно и использование '''фарфора''' только в художественной плоскости. Те заводы, которые возникли действительно по капризу и не были в достаточной мере обеспечены сырьём и сбытом, быстро прекращают своё существование, остальные же развиваясь превращаются в торгово-промышленные предприятия, и, часто помимо своей воли, являются очагами дальнейшего распространения производства по всей стране.
 +
 +
В XIX веке использование '''фарфора''' переходит в дальнейшую стадию. Он становится незаменимым во многих случаях материалом для технических целей и эта сторона дела позволяет улучшать и удешевлять производство вообще, а следовательно содействует и более широкому распространению '''фарфоровых''' изделий с художественным характером, и, связывая производство с многочисленным и разнообразным потребителем, укрепляет его корни и питает сущность творческой стороны дела.
 +
 +
Во второй половине XIX века начинается коллекционирование европейского '''фарфора''', сначала, как всегда, частными лицами, а потом и музеями. Частные лица, собирая какие либо категории памятников, в плоскости субъективного интереса к ним, как бы подготавливают почву для объективного и широкого собирательства музеев. Из частного собирательства возникли большинство европейских художественных и историко-культурных музеев и такие дисциплины как археология, история искусства, нумизматика и т.п. развились из дилетантских, но искренних и ценных исследований любителей, начиная, приблизительно с XVI века.
 +
 +
К концу XIX века были созданы очень ценные частные коллекции '''фарфора''', которые или целиком поступали в общественные хранилища, или как это бывает чаще, путём ряда распродаж и переходов из рук в руки, в конце концов, всё таки отложили в музейные собрания всё что было в них более ценного с художественной или научной точек зрения.
 +
 +
Лишь после того как образовалось большое число, более или менее систематических частных собраний и стало возможным широко поставить изучение '''фарфора''' в его прошлом, музеи могли быстро и с наименьшей долей случайности образовывать и пополнять свои коллекции.

Версия 16:46, 6 октября 2011

Личные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты