Фарфоровый завод Юсупова — различия между версиями — Справочник коллекционера

Фарфоровый завод Юсупова — различия между версиями

Материал из Справочник коллекционера
Перейти к: навигация, поиск
 
Строка 1: Строка 1:
 
'''Завод Юсупова'''
 
'''Завод Юсупова'''
  
Наиболее известны изделия '''[[Императорский фарфоровый завод|Императорского фарфорового завода]]''', основанного в '''1744''' году. В '''1790-'''е годы его директором был князь '''Н.Юсупов'''. В конце XVIII века '''Императорским заводом''' последовательно были выпущены '''Яхтинский''', '''Кабинетский''' и '''Юсуповский сервизы''', представляющие собой вехи в развитии отечественного фарфора. '''Петербургский Императорский завод''' не мог полностью обеспечить возрастающие потребности внутреннего рынка. Фарфоровое производство в России, достигшее во второй половине XVIII века значительных успехов, получило дальнейшее развитие благодаря деятельности частных фарфоровых предприятий, таких как '''заводы Гарднера и Попова'''.
 
  
Однако наряду с ними в начале XIX века работало более сорока предприятий. Производство их с каждым годом все развивалось, и к делу устройства фарфоровых заводов примыкал всё больший круг промышленников. Не только купечество, не только отдельные наиболее удачливые мастера, выходцы из народа, заинтересовались фарфоровым производством. Известны несколько заводов, которые принадлежали богатым дворянам того времени: кн. Долгоругому, кн. Н.Б.Юсупову, Всеволожскому и Поливанову и др. Уже в '''1910'''-х годах знатоки антикварного рынка отмечали, "''что особенно интересны для собирателей изделия завода кн.Н.Б.Юсупова, в продаже почти совсем не встречающиеся''" И.В.Лазаревский.
 
----
 
 
'''Николай Борисович Юсупов''' ('''1750-1831'''), князь, действительный тайный советник, сенатор, член Государственного совета, был фигурой весьма известной. Меценат и коллекционер, разносторонне образованный, обладающий большим вкусом и художественным чутьём богатый екатерининский вельможа, он более двадцати лет провел за границей (1772-1782; середина 1780-х - 1791; 1803-1810). Учился в Голландии, путешествовал по Германии, Португалии и Испании, бывал в Англии, в 1781-82 гг., состоя в свите графа и графини Северных (великий князь Павел Петрович с супругой), посетил Австрию, Францию, Италию. В 1783 г. Юсупов вновь оказался в Италии: он был послан с дипломатическим поручением в Турин, по служебным надобностям неоднократно бывал в Риме и Неаполе вплоть до 1791 г. Князя интересовала литература и политика, промышленное производство и естественные науки, театр и изобразительное искусство. Путешествуя по Западной Европе, он приобретал книги, произведения скульптуры, живописи и декоративного искусства.
 
'''Николай Борисович Юсупов''' ('''1750-1831'''), князь, действительный тайный советник, сенатор, член Государственного совета, был фигурой весьма известной. Меценат и коллекционер, разносторонне образованный, обладающий большим вкусом и художественным чутьём богатый екатерининский вельможа, он более двадцати лет провел за границей (1772-1782; середина 1780-х - 1791; 1803-1810). Учился в Голландии, путешествовал по Германии, Португалии и Испании, бывал в Англии, в 1781-82 гг., состоя в свите графа и графини Северных (великий князь Павел Петрович с супругой), посетил Австрию, Францию, Италию. В 1783 г. Юсупов вновь оказался в Италии: он был послан с дипломатическим поручением в Турин, по служебным надобностям неоднократно бывал в Риме и Неаполе вплоть до 1791 г. Князя интересовала литература и политика, промышленное производство и естественные науки, театр и изобразительное искусство. Путешествуя по Западной Европе, он приобретал книги, произведения скульптуры, живописи и декоративного искусства.
 
Вернувшись в Россию, в Петербург, Юсупов в период с 1792 по 1802 год находился на государственной службе: он получил в управление Императорский фарфоровый и стекольный заводы, а также шпалерную мануфактуру. Николай Борисович внес весомый вклад в развитие художественной промышленности России, особенно в части фарфорового производства.
 
Вернувшись в Россию, в Петербург, Юсупов в период с 1792 по 1802 год находился на государственной службе: он получил в управление Императорский фарфоровый и стекольный заводы, а также шпалерную мануфактуру. Николай Борисович внес весомый вклад в развитие художественной промышленности России, особенно в части фарфорового производства.
Строка 42: Строка 39:
 
Несмотря на свою необычность (завод был предприятием, которое не приносило дохода, но требовало больших затрат), фарфоровое заведение Юсупова следовало в своей деятельности новейшим веяниям, новомодным направлениям фарфорового производства с точки зрения техники нанесения декора (роспись, печать, золочение). Среди разнообразия типов сюжетной росписи на фарфоре, выполнявшихся в мастерской села Архангельского копии с живописных оригиналов западноевропейских художников из собрания Юсупова; пейзажные и видовые композиции конкретных усадеб и городов; портретные миниатюры (по гравюрам и живописным оригиналам); росписи на темы наиболее популярных литературных произведений; копии, вольные повторения изделий европейских фарфоровых заводов.
 
Несмотря на свою необычность (завод был предприятием, которое не приносило дохода, но требовало больших затрат), фарфоровое заведение Юсупова следовало в своей деятельности новейшим веяниям, новомодным направлениям фарфорового производства с точки зрения техники нанесения декора (роспись, печать, золочение). Среди разнообразия типов сюжетной росписи на фарфоре, выполнявшихся в мастерской села Архангельского копии с живописных оригиналов западноевропейских художников из собрания Юсупова; пейзажные и видовые композиции конкретных усадеб и городов; портретные миниатюры (по гравюрам и живописным оригиналам); росписи на темы наиболее популярных литературных произведений; копии, вольные повторения изделий европейских фарфоровых заводов.
  
Живописная мастерская по росписи фарфоровых изделий прекратила существование после 1831 г., потеряв в лице князя Юсупова (умер 15 июля 1831 г.) своего вдохновителя, покровителя и заказчика. В период до 1835 года производство фаянсовой посуды, начавшееся в 1827 году, постепенно совсем вытеснило изготовление фарфора.
+
Живописная мастерская по росписи фарфоровых изделий прекратила существование после '''1831''' г., потеряв в лице князя Юсупова (умер '''15''' июля '''1831''' г.) своего вдохновителя, покровителя и заказчика. В период до '''1835''' года производство фаянсовой посуды, начавшееся в '''1827''' году, постепенно совсем вытеснило изготовление фарфора.
  
Изделия, расписанные в Архангельском до '''1823''' г., не маркировались. Исключение составляет тарелка из собрания ГРМ, датированная 1815 годом. Она, вероятно, знаменовала собой какой-то важный этап периода ученичества одного из художников первого поколения мастеров завода Юсупова. Поскольку живописцы работали на привозном белье и не ставили пометок, указывающих на авторство росписи, в настоящее время отдельные изделия, расписанные мастерами живописной мастерской в Архангельском, могут быть приписаны другим русским и даже европейским заводам.
+
Изделия, расписанные в Архангельском до '''1823''' г., не маркировались. Исключение составляет тарелка из собрания ГРМ, датированная '''1815''' годом. Она, вероятно, знаменовала собой какой-то важный этап периода ученичества одного из художников первого поколения мастеров завода Юсупова. Поскольку живописцы работали на привозном белье и не ставили пометок, указывающих на авторство росписи, в настоящее время отдельные изделия, расписанные мастерами живописной мастерской в Архангельском, могут быть приписаны другим русским и даже европейским заводам.
  
 
Изготовленную и расписанную в Архангельском посуду, маркировали следующим образом: на оборотной стороне изделий наиболее высокого качества красно-коричневой краской или золотом делалась надглазурная надпись "Архангельское>" в русской или французской транскрипции, часто с указанием года (1823; 1826 или 1827; 1829; 1831 и т.п.) (Даты, наиболее часто встречающиеся на изделиях завода Юсупова) или же ставился только один год. В особых случаях (копирование произведений западноевропейских художников, гравюр известного ботанического атласа "Розы") на обороте делалась надпись, указывающая произведение, с которого расписывалась тарелка, или номер тома и страницы, откуда бралась гравюра. Большая группа предметов Юсуповского завода из собрания Государственного музея-усадьбы "Архангельское" имеет сделанный в тесте знак, напоминающий написанную от руки литеру "Л" или "L".
 
Изготовленную и расписанную в Архангельском посуду, маркировали следующим образом: на оборотной стороне изделий наиболее высокого качества красно-коричневой краской или золотом делалась надглазурная надпись "Архангельское>" в русской или французской транскрипции, часто с указанием года (1823; 1826 или 1827; 1829; 1831 и т.п.) (Даты, наиболее часто встречающиеся на изделиях завода Юсупова) или же ставился только один год. В особых случаях (копирование произведений западноевропейских художников, гравюр известного ботанического атласа "Розы") на обороте делалась надпись, указывающая произведение, с которого расписывалась тарелка, или номер тома и страницы, откуда бралась гравюра. Большая группа предметов Юсуповского завода из собрания Государственного музея-усадьбы "Архангельское" имеет сделанный в тесте знак, напоминающий написанную от руки литеру "Л" или "L".
Строка 50: Строка 47:
 
Производство фарфора в усадьбе Юсупова не преследовало каких-либо коммерческих целей и своими изделиями обслуживало личные потребности владельца, отражая его вкусы. Князя Юсупова привлекала оригинальность самой затеи - создание маленького фарфорового предприятия для изготовления памятных подарков, произведений искусства, достойных коллекционирования, нежели доход, получаемый от фарфорового заведения. Количество выпускаемой заводом посуды было не велико. По этой причине в настоящее время изделия завода Юсупова довольно редко встречаются в музейных и тем более в частных собраниях по сравнению с изделиями других заводов России.
 
Производство фарфора в усадьбе Юсупова не преследовало каких-либо коммерческих целей и своими изделиями обслуживало личные потребности владельца, отражая его вкусы. Князя Юсупова привлекала оригинальность самой затеи - создание маленького фарфорового предприятия для изготовления памятных подарков, произведений искусства, достойных коллекционирования, нежели доход, получаемый от фарфорового заведения. Количество выпускаемой заводом посуды было не велико. По этой причине в настоящее время изделия завода Юсупова довольно редко встречаются в музейных и тем более в частных собраниях по сравнению с изделиями других заводов России.
  
 +
<center>'''[[Продукция завода]]'''
 +
 +
 +
 +
 +
'''Клейма завода'''
  
'''Клейма завода'''
 
----
 
 
[[Файл:юсупов.jpg|300px|left]]
 
[[Файл:юсупов.jpg|300px|left]]
 +
 +
 
[[Категория:Фарфоровые заводы]]
 
[[Категория:Фарфоровые заводы]]

Текущая версия на 08:59, 14 июля 2011

Личные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты