Фарфоровый завод Юсупова — различия между версиями — Справочник коллекционера

Фарфоровый завод Юсупова — различия между версиями

Материал из Справочник коллекционера
Перейти к: навигация, поиск
 
Строка 1: Строка 1:
 
'''Завод Юсупова'''
 
'''Завод Юсупова'''
  
Наиболее известны изделия [[Императорский фарфоровый завод|Императорского фарфорового завода]], основанного в '''1744''' году. В '''1790-'''е годы его директором был князь '''Н.Юсупов'''. В конце XVIII века '''Императорским заводом''' последовательно были выпущены '''Яхтинский''', '''Кабинетский''' и '''Юсуповский сервизы''', представляющие собой вехи в развитии отечественного фарфора. '''Петербургский Императорский завод''' не мог полностью обеспечить возрастающие потребности внутреннего рынка. Фарфоровое производство в России, достигшее во второй половине XVIII века значительных успехов, получило дальнейшее развитие благодаря деятельности частных фарфоровых предприятий, таких как '''заводы Гарднера и Попова'''.
 
  
Однако наряду с ними в начале XIX века работало более сорока предприятий. Производство их с каждым годом все развивалось, и к делу устройства фарфоровых заводов примыкал всё больший круг промышленников. Не только купечество, не только отдельные наиболее удачливые мастера, выходцы из народа, заинтересовались фарфоровым производством. Известны несколько заводов, которые принадлежали богатым дворянам того времени: кн. Долгоругому, кн. Н.Б.Юсупову, Всеволожскому и Поливанову и др. Уже в '''1910'''-х годах знатоки антикварного рынка отмечали, "''что особенно интересны для собирателей изделия завода кн.Н.Б.Юсупова, в продаже почти совсем не встречающиеся''" И.В.Лазаревский.
 
----
 
 
'''Николай Борисович Юсупов''' ('''1750-1831'''), князь, действительный тайный советник, сенатор, член Государственного совета, был фигурой весьма известной. Меценат и коллекционер, разносторонне образованный, обладающий большим вкусом и художественным чутьём богатый екатерининский вельможа, он более двадцати лет провел за границей (1772-1782; середина 1780-х - 1791; 1803-1810). Учился в Голландии, путешествовал по Германии, Португалии и Испании, бывал в Англии, в 1781-82 гг., состоя в свите графа и графини Северных (великий князь Павел Петрович с супругой), посетил Австрию, Францию, Италию. В 1783 г. Юсупов вновь оказался в Италии: он был послан с дипломатическим поручением в Турин, по служебным надобностям неоднократно бывал в Риме и Неаполе вплоть до 1791 г. Князя интересовала литература и политика, промышленное производство и естественные науки, театр и изобразительное искусство. Путешествуя по Западной Европе, он приобретал книги, произведения скульптуры, живописи и декоративного искусства.
 
'''Николай Борисович Юсупов''' ('''1750-1831'''), князь, действительный тайный советник, сенатор, член Государственного совета, был фигурой весьма известной. Меценат и коллекционер, разносторонне образованный, обладающий большим вкусом и художественным чутьём богатый екатерининский вельможа, он более двадцати лет провел за границей (1772-1782; середина 1780-х - 1791; 1803-1810). Учился в Голландии, путешествовал по Германии, Португалии и Испании, бывал в Англии, в 1781-82 гг., состоя в свите графа и графини Северных (великий князь Павел Петрович с супругой), посетил Австрию, Францию, Италию. В 1783 г. Юсупов вновь оказался в Италии: он был послан с дипломатическим поручением в Турин, по служебным надобностям неоднократно бывал в Риме и Неаполе вплоть до 1791 г. Князя интересовала литература и политика, промышленное производство и естественные науки, театр и изобразительное искусство. Путешествуя по Западной Европе, он приобретал книги, произведения скульптуры, живописи и декоративного искусства.
 
Вернувшись в Россию, в Петербург, Юсупов в период с 1792 по 1802 год находился на государственной службе: он получил в управление Императорский фарфоровый и стекольный заводы, а также шпалерную мануфактуру. Николай Борисович внес весомый вклад в развитие художественной промышленности России, особенно в части фарфорового производства.
 
Вернувшись в Россию, в Петербург, Юсупов в период с 1792 по 1802 год находился на государственной службе: он получил в управление Императорский фарфоровый и стекольный заводы, а также шпалерную мануфактуру. Николай Борисович внес весомый вклад в развитие художественной промышленности России, особенно в части фарфорового производства.
Строка 13: Строка 10:
  
 
Недовольный тем, как стал работать без него Императорский завод, князь не жалел средств, чтобы поставить свой завод возможно лучше и иметь возможность показать, "как" надо работать
 
Недовольный тем, как стал работать без него Императорский завод, князь не жалел средств, чтобы поставить свой завод возможно лучше и иметь возможность показать, "как" надо работать
 
+
----
 
Осенью '''1818''' года в Архангельском было устроено "фарфоровое заведение"  
 
Осенью '''1818''' года в Архангельском было устроено "фарфоровое заведение"  
  
Осенью 1818 года в донесениях конторы усадьбы Архангельское и распоряжениях Московской канцелярии князя Юсупова очень часто появляются упоминания о работах по росписи фарфора, приобретении различных материалов для декорирования фарфоровых изделий, рецептах составления красок и золота. / РГАДА, фонд Юсуповых № 1290. Оп.2 и 3/).
+
В донесениях конторы усадьбы Архангельское и распоряжениях Московской канцелярии князя Юсупова очень часто появляются упоминания о работах по росписи фарфора, приобретении различных материалов для декорирования фарфоровых изделий, рецептах составления красок и золота.
 
+
 
На первом этапе своего существования с '''1818''' по '''1821''' год заведение представляло собой художественную мастерскую по росписи фарфора. Первое поколение крепостных живописцев (Иван Колесников, Фёдор Сотников, Егор Шебанин, Фёдор Ткаченков) обучалось у вольных мастеров, профессиональных художников в Петербурге и Москве. Позднее они сами стали выступать в роли учителей в живописной школе, где обучали наиболее одарённых детей крепостных искусству рисования, работе масляными красками и особенностям росписи по фарфору. В Архангельское привозилось готовое бельё с '''ИФЗ''', частных предприятий России таких, как заводы '''Гарднера''', '''Попова''', '''Новых Долгорукого и Батенина'''. Главным образом это были предметы чайно-кофейных сервизов, отдельные чайные пары, чашки, пасхальные яйца. Из Саксонии ('''Мейсен'''), Франции ('''Севр и Париж'''), Австрии ('''Вена''') привозили готовые подглазурно маркированные формы столовой посуды, преимущественно тарелки.
 
На первом этапе своего существования с '''1818''' по '''1821''' год заведение представляло собой художественную мастерскую по росписи фарфора. Первое поколение крепостных живописцев (Иван Колесников, Фёдор Сотников, Егор Шебанин, Фёдор Ткаченков) обучалось у вольных мастеров, профессиональных художников в Петербурге и Москве. Позднее они сами стали выступать в роли учителей в живописной школе, где обучали наиболее одарённых детей крепостных искусству рисования, работе масляными красками и особенностям росписи по фарфору. В Архангельское привозилось готовое бельё с '''ИФЗ''', частных предприятий России таких, как заводы '''Гарднера''', '''Попова''', '''Новых Долгорукого и Батенина'''. Главным образом это были предметы чайно-кофейных сервизов, отдельные чайные пары, чашки, пасхальные яйца. Из Саксонии ('''Мейсен'''), Франции ('''Севр и Париж'''), Австрии ('''Вена''') привозили готовые подглазурно маркированные формы столовой посуды, преимущественно тарелки.
 
+
----
С '''1818''' по '''1820''' год работами мастерской руководил крепостной художник '''Иван Колесников''', одновременно выступая в качестве художника по фарфору и преподавателя живописной школы. Наиболее любимыми мотивами росписи в этот период были цветы, цветочные букеты и гирлянды из листьев, трав и цветов, делались первые попытки копировать живописные оригиналы. В '''1820''' году был расписан <чайный прибор с бусами>. Чайник, сахарница, молочник и чашка этого дежене украшены миниатюрными повторениями картин Л.М.Бонне, М.Л.Э.Виже-Лебрен и Ж.Ф.Леду, которые находились в собрании Юсупова. Миниатюры заключены в медальоны, обрамленные золоченым орнаментом, и помещены на фоне крытья под мрамор. В это же время мастерами <фарфорового заведения> была создана большая серия тарелок (более 60 предметов), которую можно назвать <фарфоровым каталогом> живописного собрания князя Юсупова. Миниатюрные композиции, украсившие поверхность фарфоровых изделий сохранили изображение более чем сорока произведений живописи из коллекции Н.Б.Юсупова.
+
С '''1818''' по '''1820''' год работами мастерской руководил крепостной художник '''Иван Колесников''', одновременно выступая в качестве художника по фарфору и преподавателя живописной школы. Наиболее любимыми мотивами росписи в этот период были цветы, цветочные букеты и гирлянды из листьев, трав и цветов, делались первые попытки копировать живописные оригиналы. В '''1820''' году был расписан чайный прибор с бусами. Чайник, сахарница, молочник и чашка этого дежене украшены миниатюрными повторениями картин Л.М.Бонне, М.Л.Э.Виже-Лебрен и Ж.Ф.Леду, которые находились в собрании Юсупова. Миниатюры заключены в медальоны, обрамленные золоченым орнаментом, и помещены на фоне крытья под мрамор. В это же время мастерами <фарфорового заведения> была создана большая серия тарелок (более 60 предметов), которую можно назвать фарфоровым каталогом живописного собрания князя Юсупова. Миниатюрные композиции, украсившие поверхность фарфоровых изделий сохранили изображение более чем сорока произведений живописи из коллекции Н.Б.Юсупова.
  
 
Уже в первый период существования мастерской большое значение приобретает отделка изделий золотом. К '''1820''' году складываются эстетические принципы, которые, формулировал владелец, и которыми руководствовались мастера завода до '''1830'''-х годов. "Самолично князь Юсупов выбирал в чудесной библиотеке Архангельского старинные увражи, оттуда и брались рисунки украшений и орнаментаций. Об этом иногда упоминалось на оборотной стороне вещи надписью золотыми буквами:". Целью производства было не просто создание нарядно украшенной посуды, а изящных по декору произведений декоративно-прикладного искусства, имеющих особую художественную ценность. Предметы, декорированные миниатюрными копиями с живописных произведений, могли стать украшением интерьера, занять достойное место в коллекции. Расписанная посуда после строгого отбора шла в пользование княжеской семьи и в качестве подарков членам царской фамилии, знатным гостям, посещавшим Архангельское. В продажу фарфор завода Юсупова почти не поступал.
 
Уже в первый период существования мастерской большое значение приобретает отделка изделий золотом. К '''1820''' году складываются эстетические принципы, которые, формулировал владелец, и которыми руководствовались мастера завода до '''1830'''-х годов. "Самолично князь Юсупов выбирал в чудесной библиотеке Архангельского старинные увражи, оттуда и брались рисунки украшений и орнаментаций. Об этом иногда упоминалось на оборотной стороне вещи надписью золотыми буквами:". Целью производства было не просто создание нарядно украшенной посуды, а изящных по декору произведений декоративно-прикладного искусства, имеющих особую художественную ценность. Предметы, декорированные миниатюрными копиями с живописных произведений, могли стать украшением интерьера, занять достойное место в коллекции. Расписанная посуда после строгого отбора шла в пользование княжеской семьи и в качестве подарков членам царской фамилии, знатным гостям, посещавшим Архангельское. В продажу фарфор завода Юсупова почти не поступал.
Строка 43: Строка 39:
 
Несмотря на свою необычность (завод был предприятием, которое не приносило дохода, но требовало больших затрат), фарфоровое заведение Юсупова следовало в своей деятельности новейшим веяниям, новомодным направлениям фарфорового производства с точки зрения техники нанесения декора (роспись, печать, золочение). Среди разнообразия типов сюжетной росписи на фарфоре, выполнявшихся в мастерской села Архангельского копии с живописных оригиналов западноевропейских художников из собрания Юсупова; пейзажные и видовые композиции конкретных усадеб и городов; портретные миниатюры (по гравюрам и живописным оригиналам); росписи на темы наиболее популярных литературных произведений; копии, вольные повторения изделий европейских фарфоровых заводов.
 
Несмотря на свою необычность (завод был предприятием, которое не приносило дохода, но требовало больших затрат), фарфоровое заведение Юсупова следовало в своей деятельности новейшим веяниям, новомодным направлениям фарфорового производства с точки зрения техники нанесения декора (роспись, печать, золочение). Среди разнообразия типов сюжетной росписи на фарфоре, выполнявшихся в мастерской села Архангельского копии с живописных оригиналов западноевропейских художников из собрания Юсупова; пейзажные и видовые композиции конкретных усадеб и городов; портретные миниатюры (по гравюрам и живописным оригиналам); росписи на темы наиболее популярных литературных произведений; копии, вольные повторения изделий европейских фарфоровых заводов.
  
Живописная мастерская по росписи фарфоровых изделий прекратила существование после 1831 г., потеряв в лице князя Юсупова (умер 15 июля 1831 г.) своего вдохновителя, покровителя и заказчика. В период до 1835 года производство фаянсовой посуды, начавшееся в 1827 году, постепенно совсем вытеснило изготовление фарфора.
+
Живописная мастерская по росписи фарфоровых изделий прекратила существование после '''1831''' г., потеряв в лице князя Юсупова (умер '''15''' июля '''1831''' г.) своего вдохновителя, покровителя и заказчика. В период до '''1835''' года производство фаянсовой посуды, начавшееся в '''1827''' году, постепенно совсем вытеснило изготовление фарфора.
  
Изделия, расписанные в Архангельском до '''1823''' г., не маркировались. Исключение составляет тарелка из собрания ГРМ, датированная 1815 годом. Она, вероятно, знаменовала собой какой-то важный этап периода ученичества одного из художников первого поколения мастеров завода Юсупова. Поскольку живописцы работали на привозном белье и не ставили пометок, указывающих на авторство росписи, в настоящее время отдельные изделия, расписанные мастерами живописной мастерской в Архангельском, могут быть приписаны другим русским и даже европейским заводам.
+
Изделия, расписанные в Архангельском до '''1823''' г., не маркировались. Исключение составляет тарелка из собрания ГРМ, датированная '''1815''' годом. Она, вероятно, знаменовала собой какой-то важный этап периода ученичества одного из художников первого поколения мастеров завода Юсупова. Поскольку живописцы работали на привозном белье и не ставили пометок, указывающих на авторство росписи, в настоящее время отдельные изделия, расписанные мастерами живописной мастерской в Архангельском, могут быть приписаны другим русским и даже европейским заводам.
  
 
Изготовленную и расписанную в Архангельском посуду, маркировали следующим образом: на оборотной стороне изделий наиболее высокого качества красно-коричневой краской или золотом делалась надглазурная надпись "Архангельское>" в русской или французской транскрипции, часто с указанием года (1823; 1826 или 1827; 1829; 1831 и т.п.) (Даты, наиболее часто встречающиеся на изделиях завода Юсупова) или же ставился только один год. В особых случаях (копирование произведений западноевропейских художников, гравюр известного ботанического атласа "Розы") на обороте делалась надпись, указывающая произведение, с которого расписывалась тарелка, или номер тома и страницы, откуда бралась гравюра. Большая группа предметов Юсуповского завода из собрания Государственного музея-усадьбы "Архангельское" имеет сделанный в тесте знак, напоминающий написанную от руки литеру "Л" или "L".
 
Изготовленную и расписанную в Архангельском посуду, маркировали следующим образом: на оборотной стороне изделий наиболее высокого качества красно-коричневой краской или золотом делалась надглазурная надпись "Архангельское>" в русской или французской транскрипции, часто с указанием года (1823; 1826 или 1827; 1829; 1831 и т.п.) (Даты, наиболее часто встречающиеся на изделиях завода Юсупова) или же ставился только один год. В особых случаях (копирование произведений западноевропейских художников, гравюр известного ботанического атласа "Розы") на обороте делалась надпись, указывающая произведение, с которого расписывалась тарелка, или номер тома и страницы, откуда бралась гравюра. Большая группа предметов Юсуповского завода из собрания Государственного музея-усадьбы "Архангельское" имеет сделанный в тесте знак, напоминающий написанную от руки литеру "Л" или "L".
Строка 51: Строка 47:
 
Производство фарфора в усадьбе Юсупова не преследовало каких-либо коммерческих целей и своими изделиями обслуживало личные потребности владельца, отражая его вкусы. Князя Юсупова привлекала оригинальность самой затеи - создание маленького фарфорового предприятия для изготовления памятных подарков, произведений искусства, достойных коллекционирования, нежели доход, получаемый от фарфорового заведения. Количество выпускаемой заводом посуды было не велико. По этой причине в настоящее время изделия завода Юсупова довольно редко встречаются в музейных и тем более в частных собраниях по сравнению с изделиями других заводов России.
 
Производство фарфора в усадьбе Юсупова не преследовало каких-либо коммерческих целей и своими изделиями обслуживало личные потребности владельца, отражая его вкусы. Князя Юсупова привлекала оригинальность самой затеи - создание маленького фарфорового предприятия для изготовления памятных подарков, произведений искусства, достойных коллекционирования, нежели доход, получаемый от фарфорового заведения. Количество выпускаемой заводом посуды было не велико. По этой причине в настоящее время изделия завода Юсупова довольно редко встречаются в музейных и тем более в частных собраниях по сравнению с изделиями других заводов России.
  
 +
<center>'''[[Продукция завода]]'''
 +
 +
 +
 +
 +
'''Клейма завода'''
  
'''Клейма завода'''
 
----
 
 
[[Файл:юсупов.jpg|300px|left]]
 
[[Файл:юсупов.jpg|300px|left]]
 +
 +
 
[[Категория:Фарфоровые заводы]]
 
[[Категория:Фарфоровые заводы]]

Текущая версия на 08:59, 14 июля 2011

Личные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты