Фарфоровый завод Юсупова — различия между версиями — Справочник коллекционера

Фарфоровый завод Юсупова — различия между версиями

Материал из Справочник коллекционера
Перейти к: навигация, поиск
Строка 19: Строка 19:
 
На первом этапе своего существования с '''1818''' по '''1821''' год заведение представляло собой художественную мастерскую по росписи фарфора. Первое поколение крепостных живописцев (Иван Колесников, Фёдор Сотников, Егор Шебанин, Фёдор Ткаченков) обучалось у вольных мастеров, профессиональных художников в Петербурге и Москве. Позднее они сами стали выступать в роли учителей в живописной школе, где обучали наиболее одарённых детей крепостных искусству рисования, работе масляными красками и особенностям росписи по фарфору. В Архангельское привозилось готовое бельё с '''ИФЗ''', частных предприятий России таких, как заводы '''Гарднера''', '''Попова''', '''Новых Долгорукого и Батенина'''. Главным образом это были предметы чайно-кофейных сервизов, отдельные чайные пары, чашки, пасхальные яйца. Из Саксонии ('''Мейсен'''), Франции ('''Севр и Париж'''), Австрии ('''Вена''') привозили готовые подглазурно маркированные формы столовой посуды, преимущественно тарелки.
 
На первом этапе своего существования с '''1818''' по '''1821''' год заведение представляло собой художественную мастерскую по росписи фарфора. Первое поколение крепостных живописцев (Иван Колесников, Фёдор Сотников, Егор Шебанин, Фёдор Ткаченков) обучалось у вольных мастеров, профессиональных художников в Петербурге и Москве. Позднее они сами стали выступать в роли учителей в живописной школе, где обучали наиболее одарённых детей крепостных искусству рисования, работе масляными красками и особенностям росписи по фарфору. В Архангельское привозилось готовое бельё с '''ИФЗ''', частных предприятий России таких, как заводы '''Гарднера''', '''Попова''', '''Новых Долгорукого и Батенина'''. Главным образом это были предметы чайно-кофейных сервизов, отдельные чайные пары, чашки, пасхальные яйца. Из Саксонии ('''Мейсен'''), Франции ('''Севр и Париж'''), Австрии ('''Вена''') привозили готовые подглазурно маркированные формы столовой посуды, преимущественно тарелки.
 
----
 
----
С '''1818''' по '''1820''' год работами мастерской руководил крепостной художник '''Иван Колесников''', одновременно выступая в качестве художника по фарфору и преподавателя живописной школы. Наиболее любимыми мотивами росписи в этот период были цветы, цветочные букеты и гирлянды из листьев, трав и цветов, делались первые попытки копировать живописные оригиналы. В '''1820''' году был расписан <чайный прибор с бусами>. Чайник, сахарница, молочник и чашка этого дежене украшены миниатюрными повторениями картин Л.М.Бонне, М.Л.Э.Виже-Лебрен и Ж.Ф.Леду, которые находились в собрании Юсупова. Миниатюры заключены в медальоны, обрамленные золоченым орнаментом, и помещены на фоне крытья под мрамор. В это же время мастерами <фарфорового заведения> была создана большая серия тарелок (более 60 предметов), которую можно назвать <фарфоровым каталогом> живописного собрания князя Юсупова. Миниатюрные композиции, украсившие поверхность фарфоровых изделий сохранили изображение более чем сорока произведений живописи из коллекции Н.Б.Юсупова.
+
С '''1818''' по '''1820''' год работами мастерской руководил крепостной художник '''Иван Колесников''', одновременно выступая в качестве художника по фарфору и преподавателя живописной школы. Наиболее любимыми мотивами росписи в этот период были цветы, цветочные букеты и гирлянды из листьев, трав и цветов, делались первые попытки копировать живописные оригиналы. В '''1820''' году был расписан чайный прибор с бусами. Чайник, сахарница, молочник и чашка этого дежене украшены миниатюрными повторениями картин Л.М.Бонне, М.Л.Э.Виже-Лебрен и Ж.Ф.Леду, которые находились в собрании Юсупова. Миниатюры заключены в медальоны, обрамленные золоченым орнаментом, и помещены на фоне крытья под мрамор. В это же время мастерами <фарфорового заведения> была создана большая серия тарелок (более 60 предметов), которую можно назвать фарфоровым каталогом живописного собрания князя Юсупова. Миниатюрные композиции, украсившие поверхность фарфоровых изделий сохранили изображение более чем сорока произведений живописи из коллекции Н.Б.Юсупова.
  
 
Уже в первый период существования мастерской большое значение приобретает отделка изделий золотом. К '''1820''' году складываются эстетические принципы, которые, формулировал владелец, и которыми руководствовались мастера завода до '''1830'''-х годов. "Самолично князь Юсупов выбирал в чудесной библиотеке Архангельского старинные увражи, оттуда и брались рисунки украшений и орнаментаций. Об этом иногда упоминалось на оборотной стороне вещи надписью золотыми буквами:". Целью производства было не просто создание нарядно украшенной посуды, а изящных по декору произведений декоративно-прикладного искусства, имеющих особую художественную ценность. Предметы, декорированные миниатюрными копиями с живописных произведений, могли стать украшением интерьера, занять достойное место в коллекции. Расписанная посуда после строгого отбора шла в пользование княжеской семьи и в качестве подарков членам царской фамилии, знатным гостям, посещавшим Архангельское. В продажу фарфор завода Юсупова почти не поступал.
 
Уже в первый период существования мастерской большое значение приобретает отделка изделий золотом. К '''1820''' году складываются эстетические принципы, которые, формулировал владелец, и которыми руководствовались мастера завода до '''1830'''-х годов. "Самолично князь Юсупов выбирал в чудесной библиотеке Архангельского старинные увражи, оттуда и брались рисунки украшений и орнаментаций. Об этом иногда упоминалось на оборотной стороне вещи надписью золотыми буквами:". Целью производства было не просто создание нарядно украшенной посуды, а изящных по декору произведений декоративно-прикладного искусства, имеющих особую художественную ценность. Предметы, декорированные миниатюрными копиями с живописных произведений, могли стать украшением интерьера, занять достойное место в коллекции. Расписанная посуда после строгого отбора шла в пользование княжеской семьи и в качестве подарков членам царской фамилии, знатным гостям, посещавшим Архангельское. В продажу фарфор завода Юсупова почти не поступал.

Версия 15:17, 15 марта 2011

Личные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты