Фарфоровый завод Юсупова — различия между версиями
Материал из Справочник коллекционера
Татьяна (обсуждение | вклад) |
Татьяна (обсуждение | вклад) |
||
Строка 18: | Строка 18: | ||
В донесениях конторы усадьбы Архангельское и распоряжениях Московской канцелярии князя Юсупова очень часто появляются упоминания о работах по росписи фарфора, приобретении различных материалов для декорирования фарфоровых изделий, рецептах составления красок и золота. | В донесениях конторы усадьбы Архангельское и распоряжениях Московской канцелярии князя Юсупова очень часто появляются упоминания о работах по росписи фарфора, приобретении различных материалов для декорирования фарфоровых изделий, рецептах составления красок и золота. | ||
На первом этапе своего существования с '''1818''' по '''1821''' год заведение представляло собой художественную мастерскую по росписи фарфора. Первое поколение крепостных живописцев (Иван Колесников, Фёдор Сотников, Егор Шебанин, Фёдор Ткаченков) обучалось у вольных мастеров, профессиональных художников в Петербурге и Москве. Позднее они сами стали выступать в роли учителей в живописной школе, где обучали наиболее одарённых детей крепостных искусству рисования, работе масляными красками и особенностям росписи по фарфору. В Архангельское привозилось готовое бельё с '''ИФЗ''', частных предприятий России таких, как заводы '''Гарднера''', '''Попова''', '''Новых Долгорукого и Батенина'''. Главным образом это были предметы чайно-кофейных сервизов, отдельные чайные пары, чашки, пасхальные яйца. Из Саксонии ('''Мейсен'''), Франции ('''Севр и Париж'''), Австрии ('''Вена''') привозили готовые подглазурно маркированные формы столовой посуды, преимущественно тарелки. | На первом этапе своего существования с '''1818''' по '''1821''' год заведение представляло собой художественную мастерскую по росписи фарфора. Первое поколение крепостных живописцев (Иван Колесников, Фёдор Сотников, Егор Шебанин, Фёдор Ткаченков) обучалось у вольных мастеров, профессиональных художников в Петербурге и Москве. Позднее они сами стали выступать в роли учителей в живописной школе, где обучали наиболее одарённых детей крепостных искусству рисования, работе масляными красками и особенностям росписи по фарфору. В Архангельское привозилось готовое бельё с '''ИФЗ''', частных предприятий России таких, как заводы '''Гарднера''', '''Попова''', '''Новых Долгорукого и Батенина'''. Главным образом это были предметы чайно-кофейных сервизов, отдельные чайные пары, чашки, пасхальные яйца. Из Саксонии ('''Мейсен'''), Франции ('''Севр и Париж'''), Австрии ('''Вена''') привозили готовые подглазурно маркированные формы столовой посуды, преимущественно тарелки. | ||
− | + | ---- | |
С '''1818''' по '''1820''' год работами мастерской руководил крепостной художник '''Иван Колесников''', одновременно выступая в качестве художника по фарфору и преподавателя живописной школы. Наиболее любимыми мотивами росписи в этот период были цветы, цветочные букеты и гирлянды из листьев, трав и цветов, делались первые попытки копировать живописные оригиналы. В '''1820''' году был расписан <чайный прибор с бусами>. Чайник, сахарница, молочник и чашка этого дежене украшены миниатюрными повторениями картин Л.М.Бонне, М.Л.Э.Виже-Лебрен и Ж.Ф.Леду, которые находились в собрании Юсупова. Миниатюры заключены в медальоны, обрамленные золоченым орнаментом, и помещены на фоне крытья под мрамор. В это же время мастерами <фарфорового заведения> была создана большая серия тарелок (более 60 предметов), которую можно назвать <фарфоровым каталогом> живописного собрания князя Юсупова. Миниатюрные композиции, украсившие поверхность фарфоровых изделий сохранили изображение более чем сорока произведений живописи из коллекции Н.Б.Юсупова. | С '''1818''' по '''1820''' год работами мастерской руководил крепостной художник '''Иван Колесников''', одновременно выступая в качестве художника по фарфору и преподавателя живописной школы. Наиболее любимыми мотивами росписи в этот период были цветы, цветочные букеты и гирлянды из листьев, трав и цветов, делались первые попытки копировать живописные оригиналы. В '''1820''' году был расписан <чайный прибор с бусами>. Чайник, сахарница, молочник и чашка этого дежене украшены миниатюрными повторениями картин Л.М.Бонне, М.Л.Э.Виже-Лебрен и Ж.Ф.Леду, которые находились в собрании Юсупова. Миниатюры заключены в медальоны, обрамленные золоченым орнаментом, и помещены на фоне крытья под мрамор. В это же время мастерами <фарфорового заведения> была создана большая серия тарелок (более 60 предметов), которую можно назвать <фарфоровым каталогом> живописного собрания князя Юсупова. Миниатюрные композиции, украсившие поверхность фарфоровых изделий сохранили изображение более чем сорока произведений живописи из коллекции Н.Б.Юсупова. | ||