Русские фарфоровые фигуры С.Н.Тройницкий — различия между версиями — Справочник коллекционера

Русские фарфоровые фигуры С.Н.Тройницкий — различия между версиями

Материал из Справочник коллекционера
Перейти к: навигация, поиск
(Новая страница: «Категория:фарфор left ''Текст взят из брошюры изданной в Ленинграде в...»)
 
 
Строка 8: Строка 8:
  
 
Первый европейский фарфоровый завод — [[Фарфоровая мануфактура в Мейсене|Мейсенский]] — возник благодаря мысли ученого Чирнгауза  использовать естественные богатства страны, удержать в стране большие стредства, расходовавшиеся на  приобретение восточного [[История фарфора|фарфора]], и привлечь еще средства продажей произведений первого и единственного европейского завода. Следующие фарфоровые заводы  в европейских странах, и в том числе и наш казенный завод, основанный в 1744 году, своим возникновением были обязаны тщеславию правителей, из которых каждый желал иметь свое собственное производство. Но в виду подсознательной потребности в [[История фарфора|фарфоре]], как в материале, те из заводов, которые были обеспечены сырьем, продолжали существовать и развиваться, те же которые возникли совсем искусственно и требовали больших расходов для получения [[Глина|глины]] и топлива, довольно быстро прекращали свое существование. В середине XVIII века появился ряд небольших заводов  частного характера, основанных уже с чисто промышленными целями, Таковыми были заводы Англии и Тюрингии.
 
Первый европейский фарфоровый завод — [[Фарфоровая мануфактура в Мейсене|Мейсенский]] — возник благодаря мысли ученого Чирнгауза  использовать естественные богатства страны, удержать в стране большие стредства, расходовавшиеся на  приобретение восточного [[История фарфора|фарфора]], и привлечь еще средства продажей произведений первого и единственного европейского завода. Следующие фарфоровые заводы  в европейских странах, и в том числе и наш казенный завод, основанный в 1744 году, своим возникновением были обязаны тщеславию правителей, из которых каждый желал иметь свое собственное производство. Но в виду подсознательной потребности в [[История фарфора|фарфоре]], как в материале, те из заводов, которые были обеспечены сырьем, продолжали существовать и развиваться, те же которые возникли совсем искусственно и требовали больших расходов для получения [[Глина|глины]] и топлива, довольно быстро прекращали свое существование. В середине XVIII века появился ряд небольших заводов  частного характера, основанных уже с чисто промышленными целями, Таковыми были заводы Англии и Тюрингии.
 
+
[[Файл:Р.ф.46.jpg|200px|right]]
 
В России во второй половине XVIII века, таким был завод английского купца [[Фарфоровый завод Гарднера|Франца Гарднера]].  В тоже время у нас существовал еще ряд частных фарфоровых заводов, но производство их было столь незаметно, что мы до сих пор ничего оних не знаем, кроме самого факта их существования.
 
В России во второй половине XVIII века, таким был завод английского купца [[Фарфоровый завод Гарднера|Франца Гарднера]].  В тоже время у нас существовал еще ряд частных фарфоровых заводов, но производство их было столь незаметно, что мы до сих пор ничего оних не знаем, кроме самого факта их существования.
  
Строка 16: Строка 16:
  
 
Произведения русских заводов XIX века  можно разделить на две основные группы.
 
Произведения русских заводов XIX века  можно разделить на две основные группы.
 
+
[[Файл:Kazak miklashevsky.jpg|150px|left]]
 
К первой должны быть отнесены изделия круппных заводов, как бывший [[Императорский фарфоровый завод|императорский]], [[Фарфоровый завод Гарднера|Гарднера]], [[Фарфоровый завод Попова А.Г.|Попова]], хотя с большой производительностью, но принадлежавших лицам с крупными средствами, как [[Фарфоровый завод Юсупова|Юсуповых]] в Архангельском, [[Фарфор завода Миклашевского|Миклашевских]] в Волокитине и некоторых других. Эти заводы имели возможность получать из-за границы необходимые материалы, а иногда и готовые изделия, и держать квалифицированных мастеров  и  художников, вследствие чего, а также благодаря уровню потребителей, изделия этих заводов носят характерные особенности стиля и вкусов известной эпохи и смены их, и мало чем отличаются  от изделий заводов иностранных. Их продукция может быть рассматриваемая в одной плоскости с современной им продукцией западно-еврапейских заводов, за немногими и незначительными исключениями и с поправкой на хронологическую  разницу в развитии и смене стилей в той или другой стране.
 
К первой должны быть отнесены изделия круппных заводов, как бывший [[Императорский фарфоровый завод|императорский]], [[Фарфоровый завод Гарднера|Гарднера]], [[Фарфоровый завод Попова А.Г.|Попова]], хотя с большой производительностью, но принадлежавших лицам с крупными средствами, как [[Фарфоровый завод Юсупова|Юсуповых]] в Архангельском, [[Фарфор завода Миклашевского|Миклашевских]] в Волокитине и некоторых других. Эти заводы имели возможность получать из-за границы необходимые материалы, а иногда и готовые изделия, и держать квалифицированных мастеров  и  художников, вследствие чего, а также благодаря уровню потребителей, изделия этих заводов носят характерные особенности стиля и вкусов известной эпохи и смены их, и мало чем отличаются  от изделий заводов иностранных. Их продукция может быть рассматриваемая в одной плоскости с современной им продукцией западно-еврапейских заводов, за немногими и незначительными исключениями и с поправкой на хронологическую  разницу в развитии и смене стилей в той или другой стране.
  
 
Царивший в начале XIX века всюду так называемый стиль империи - «[[Ампир|ампир]]” - является  наследием эпохи классицизма и логическим развитием предшествовавшего стиля. Этот стиль развивался у нас очень рано и держался долше чем где бы то ни было.
 
Царивший в начале XIX века всюду так называемый стиль империи - «[[Ампир|ампир]]” - является  наследием эпохи классицизма и логическим развитием предшествовавшего стиля. Этот стиль развивался у нас очень рано и держался долше чем где бы то ни было.
  
Реставрация Бурбонов во Франции привела к желанию реставрировать и стиль середины XVIII века, так как стиль империи, связанный с эпохой «узурпатора Буонапарта» был неприятен для востановленного королевского режима, преследовавшего все, что напоминало период в 25 лет, в течение которого представители королевского дома и аристократии искали приют и помощи в других странах. В результате восстановлен был стиль [[Рокайль|рокайль]], бывший таким же искусственным, как и востановление династии Бурбонов и Орлеанов, но продержавшийся значительно дольше. К нам этот стиль пришел сравнительно поздно; он должен был выдержать значительную борьбу с [[Амптр|ампиром]], прочно у нас акклиматизировавшимся, и разцвет его падает на 1850 и 1860 гг. и связан с эпохой Александра II, при чем в провинцию он проникал сравнительно мало.
+
Реставрация Бурбонов во Франции привела к желанию реставрировать и стиль середины XVIII века, так как стиль империи, связанный с эпохой «узурпатора Буонапарта» был неприятен для востановленного королевского режима, преследовавшего все, что напоминало период в 25 лет, в течение которого представители королевского дома и аристократии искали приют и помощи в других странах. В результате восстановлен был стиль [[Рокайль|рокайль]], бывший таким же искусственным, как и востановление династии Бурбонов и Орлеанов, но продержавшийся значительно дольше. К нам этот стиль пришел сравнительно поздно; он должен был выдержать значительную борьбу с [[Ампир|ампиром]], прочно у нас акклиматизировавшимся, и разцвет его падает на 1850 и 1860 гг. и связан с эпохой Александра II, при чем в провинцию он проникал сравнительно мало.
  
 
В последней четверти XIX века наступает время отсутствия  определенного стиля. [[Готический стиль]], возникший под влиянием литературного течения, родоначальником которого является Вальтер Скотт, а отчасти под влиянием национального движения в разгромленной Наполеоном Германии, отразился на фарфоровых изделиях почти исключительно [[Императорский фарфоровый завод|Императорского завода ]]и в провинцию проникал мало (Попытка возраждения [[Готический стиль|готического стиля]] была сделана у нас при Екатерине II, но на фарфоровых изделиях она не отразилась). То же можно сказать и об официальном русском стиле впервые созданном Ронетом (1845 — 1908), более всего выразившемся в постройке деревянных домов в эпоху Александря III.
 
В последней четверти XIX века наступает время отсутствия  определенного стиля. [[Готический стиль]], возникший под влиянием литературного течения, родоначальником которого является Вальтер Скотт, а отчасти под влиянием национального движения в разгромленной Наполеоном Германии, отразился на фарфоровых изделиях почти исключительно [[Императорский фарфоровый завод|Императорского завода ]]и в провинцию проникал мало (Попытка возраждения [[Готический стиль|готического стиля]] была сделана у нас при Екатерине II, но на фарфоровых изделиях она не отразилась). То же можно сказать и об официальном русском стиле впервые созданном Ронетом (1845 — 1908), более всего выразившемся в постройке деревянных домов в эпоху Александря III.
  
 
Более разнообразны и близки к жизни были формы, в которые облекалась фарфоровая пластика. И здесь, конечно, нашли свое отражение и [[Ампир|ампир]], и возврат к XVIII веку, и романтизм средневековья, но самыми интересными и самыми характерными являются те предметы, которые рисуют современный им быт и отражают жизнь своей эпохи, жизнь деревенскую и городскую.
 
Более разнообразны и близки к жизни были формы, в которые облекалась фарфоровая пластика. И здесь, конечно, нашли свое отражение и [[Ампир|ампир]], и возврат к XVIII веку, и романтизм средневековья, но самыми интересными и самыми характерными являются те предметы, которые рисуют современный им быт и отражают жизнь своей эпохи, жизнь деревенскую и городскую.
 
+
[[Файл:PA210333 (2).JPG|200px|right]]
 
Деревенские типы представляют собой крестьянских девок, парней,  мужиков и баб, без каких либо этнографических признаков, отражают русскую деревню сквозь призму сентиментальности, работающую и веселящую под властью «доброго» помещика.
 
Деревенские типы представляют собой крестьянских девок, парней,  мужиков и баб, без каких либо этнографических признаков, отражают русскую деревню сквозь призму сентиментальности, работающую и веселящую под властью «доброго» помещика.
  
Строка 46: Строка 46:
  
 
«Записки ружейного охотника» Аксакова. Вышедшие в 1852 году, и «Записки охотника» Тургенева, печатавшиеся с 1847 года, свидетельствуют о переходе, в связи с изменением экономических условий помещичьего быта, от псовой охоты к ружейной, доступной и для среднего городского обытателя. И в [[История фарфора|фарфоре]] мы встречаем ряд изображений ружейных охотников и лягавых собак и совсем не встречаем типов псовой охоты. Другие породы собак и изображения других животных встречаются очень редко и представляют собой копии с иностранных образцов.
 
«Записки ружейного охотника» Аксакова. Вышедшие в 1852 году, и «Записки охотника» Тургенева, печатавшиеся с 1847 года, свидетельствуют о переходе, в связи с изменением экономических условий помещичьего быта, от псовой охоты к ружейной, доступной и для среднего городского обытателя. И в [[История фарфора|фарфоре]] мы встречаем ряд изображений ружейных охотников и лягавых собак и совсем не встречаем типов псовой охоты. Другие породы собак и изображения других животных встречаются очень редко и представляют собой копии с иностранных образцов.
 
+
[[Файл:Пас.jpg|200px|left]]
 
Военные, религиозные и театральные сюжеты встречаются сравнительно редко и представляют собой довольно случайный материал. Зато фигурки обнаженных и полуобнаженных  женщин очень многочисленны и очевидно пользовались большим спросом. Оригиналами для них служили иногда французские литографии, часть же исполнена несомненно по русским моделям.
 
Военные, религиозные и театральные сюжеты встречаются сравнительно редко и представляют собой довольно случайный материал. Зато фигурки обнаженных и полуобнаженных  женщин очень многочисленны и очевидно пользовались большим спросом. Оригиналами для них служили иногда французские литографии, часть же исполнена несомненно по русским моделям.
  

Текущая версия на 20:51, 4 августа 2012

Личные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты