Русские фарфоровые фигуры С.Н.Тройницкий — различия между версиями
Материал из Справочник коллекционера
Татьяна (обсуждение | вклад) (Новая страница: «Категория:фарфор left ''Текст взят из брошюры изданной в Ленинграде в...») |
Татьяна (обсуждение | вклад) |
||
Строка 8: | Строка 8: | ||
Первый европейский фарфоровый завод — [[Фарфоровая мануфактура в Мейсене|Мейсенский]] — возник благодаря мысли ученого Чирнгауза использовать естественные богатства страны, удержать в стране большие стредства, расходовавшиеся на приобретение восточного [[История фарфора|фарфора]], и привлечь еще средства продажей произведений первого и единственного европейского завода. Следующие фарфоровые заводы в европейских странах, и в том числе и наш казенный завод, основанный в 1744 году, своим возникновением были обязаны тщеславию правителей, из которых каждый желал иметь свое собственное производство. Но в виду подсознательной потребности в [[История фарфора|фарфоре]], как в материале, те из заводов, которые были обеспечены сырьем, продолжали существовать и развиваться, те же которые возникли совсем искусственно и требовали больших расходов для получения [[Глина|глины]] и топлива, довольно быстро прекращали свое существование. В середине XVIII века появился ряд небольших заводов частного характера, основанных уже с чисто промышленными целями, Таковыми были заводы Англии и Тюрингии. | Первый европейский фарфоровый завод — [[Фарфоровая мануфактура в Мейсене|Мейсенский]] — возник благодаря мысли ученого Чирнгауза использовать естественные богатства страны, удержать в стране большие стредства, расходовавшиеся на приобретение восточного [[История фарфора|фарфора]], и привлечь еще средства продажей произведений первого и единственного европейского завода. Следующие фарфоровые заводы в европейских странах, и в том числе и наш казенный завод, основанный в 1744 году, своим возникновением были обязаны тщеславию правителей, из которых каждый желал иметь свое собственное производство. Но в виду подсознательной потребности в [[История фарфора|фарфоре]], как в материале, те из заводов, которые были обеспечены сырьем, продолжали существовать и развиваться, те же которые возникли совсем искусственно и требовали больших расходов для получения [[Глина|глины]] и топлива, довольно быстро прекращали свое существование. В середине XVIII века появился ряд небольших заводов частного характера, основанных уже с чисто промышленными целями, Таковыми были заводы Англии и Тюрингии. | ||
− | + | [[Файл:Р.ф.46.jpg|200px|right]] | |
В России во второй половине XVIII века, таким был завод английского купца [[Фарфоровый завод Гарднера|Франца Гарднера]]. В тоже время у нас существовал еще ряд частных фарфоровых заводов, но производство их было столь незаметно, что мы до сих пор ничего оних не знаем, кроме самого факта их существования. | В России во второй половине XVIII века, таким был завод английского купца [[Фарфоровый завод Гарднера|Франца Гарднера]]. В тоже время у нас существовал еще ряд частных фарфоровых заводов, но производство их было столь незаметно, что мы до сих пор ничего оних не знаем, кроме самого факта их существования. | ||
Строка 16: | Строка 16: | ||
Произведения русских заводов XIX века можно разделить на две основные группы. | Произведения русских заводов XIX века можно разделить на две основные группы. | ||
− | + | [[Файл:Kazak miklashevsky.jpg|150px|left]] | |
К первой должны быть отнесены изделия круппных заводов, как бывший [[Императорский фарфоровый завод|императорский]], [[Фарфоровый завод Гарднера|Гарднера]], [[Фарфоровый завод Попова А.Г.|Попова]], хотя с большой производительностью, но принадлежавших лицам с крупными средствами, как [[Фарфоровый завод Юсупова|Юсуповых]] в Архангельском, [[Фарфор завода Миклашевского|Миклашевских]] в Волокитине и некоторых других. Эти заводы имели возможность получать из-за границы необходимые материалы, а иногда и готовые изделия, и держать квалифицированных мастеров и художников, вследствие чего, а также благодаря уровню потребителей, изделия этих заводов носят характерные особенности стиля и вкусов известной эпохи и смены их, и мало чем отличаются от изделий заводов иностранных. Их продукция может быть рассматриваемая в одной плоскости с современной им продукцией западно-еврапейских заводов, за немногими и незначительными исключениями и с поправкой на хронологическую разницу в развитии и смене стилей в той или другой стране. | К первой должны быть отнесены изделия круппных заводов, как бывший [[Императорский фарфоровый завод|императорский]], [[Фарфоровый завод Гарднера|Гарднера]], [[Фарфоровый завод Попова А.Г.|Попова]], хотя с большой производительностью, но принадлежавших лицам с крупными средствами, как [[Фарфоровый завод Юсупова|Юсуповых]] в Архангельском, [[Фарфор завода Миклашевского|Миклашевских]] в Волокитине и некоторых других. Эти заводы имели возможность получать из-за границы необходимые материалы, а иногда и готовые изделия, и держать квалифицированных мастеров и художников, вследствие чего, а также благодаря уровню потребителей, изделия этих заводов носят характерные особенности стиля и вкусов известной эпохи и смены их, и мало чем отличаются от изделий заводов иностранных. Их продукция может быть рассматриваемая в одной плоскости с современной им продукцией западно-еврапейских заводов, за немногими и незначительными исключениями и с поправкой на хронологическую разницу в развитии и смене стилей в той или другой стране. | ||
Царивший в начале XIX века всюду так называемый стиль империи - «[[Ампир|ампир]]” - является наследием эпохи классицизма и логическим развитием предшествовавшего стиля. Этот стиль развивался у нас очень рано и держался долше чем где бы то ни было. | Царивший в начале XIX века всюду так называемый стиль империи - «[[Ампир|ампир]]” - является наследием эпохи классицизма и логическим развитием предшествовавшего стиля. Этот стиль развивался у нас очень рано и держался долше чем где бы то ни было. | ||
− | Реставрация Бурбонов во Франции привела к желанию реставрировать и стиль середины XVIII века, так как стиль империи, связанный с эпохой «узурпатора Буонапарта» был неприятен для востановленного королевского режима, преследовавшего все, что напоминало период в 25 лет, в течение которого представители королевского дома и аристократии искали приют и помощи в других странах. В результате восстановлен был стиль [[Рокайль|рокайль]], бывший таким же искусственным, как и востановление династии Бурбонов и Орлеанов, но продержавшийся значительно дольше. К нам этот стиль пришел сравнительно поздно; он должен был выдержать значительную борьбу с [[ | + | Реставрация Бурбонов во Франции привела к желанию реставрировать и стиль середины XVIII века, так как стиль империи, связанный с эпохой «узурпатора Буонапарта» был неприятен для востановленного королевского режима, преследовавшего все, что напоминало период в 25 лет, в течение которого представители королевского дома и аристократии искали приют и помощи в других странах. В результате восстановлен был стиль [[Рокайль|рокайль]], бывший таким же искусственным, как и востановление династии Бурбонов и Орлеанов, но продержавшийся значительно дольше. К нам этот стиль пришел сравнительно поздно; он должен был выдержать значительную борьбу с [[Ампир|ампиром]], прочно у нас акклиматизировавшимся, и разцвет его падает на 1850 и 1860 гг. и связан с эпохой Александра II, при чем в провинцию он проникал сравнительно мало. |
В последней четверти XIX века наступает время отсутствия определенного стиля. [[Готический стиль]], возникший под влиянием литературного течения, родоначальником которого является Вальтер Скотт, а отчасти под влиянием национального движения в разгромленной Наполеоном Германии, отразился на фарфоровых изделиях почти исключительно [[Императорский фарфоровый завод|Императорского завода ]]и в провинцию проникал мало (Попытка возраждения [[Готический стиль|готического стиля]] была сделана у нас при Екатерине II, но на фарфоровых изделиях она не отразилась). То же можно сказать и об официальном русском стиле впервые созданном Ронетом (1845 — 1908), более всего выразившемся в постройке деревянных домов в эпоху Александря III. | В последней четверти XIX века наступает время отсутствия определенного стиля. [[Готический стиль]], возникший под влиянием литературного течения, родоначальником которого является Вальтер Скотт, а отчасти под влиянием национального движения в разгромленной Наполеоном Германии, отразился на фарфоровых изделиях почти исключительно [[Императорский фарфоровый завод|Императорского завода ]]и в провинцию проникал мало (Попытка возраждения [[Готический стиль|готического стиля]] была сделана у нас при Екатерине II, но на фарфоровых изделиях она не отразилась). То же можно сказать и об официальном русском стиле впервые созданном Ронетом (1845 — 1908), более всего выразившемся в постройке деревянных домов в эпоху Александря III. | ||
Более разнообразны и близки к жизни были формы, в которые облекалась фарфоровая пластика. И здесь, конечно, нашли свое отражение и [[Ампир|ампир]], и возврат к XVIII веку, и романтизм средневековья, но самыми интересными и самыми характерными являются те предметы, которые рисуют современный им быт и отражают жизнь своей эпохи, жизнь деревенскую и городскую. | Более разнообразны и близки к жизни были формы, в которые облекалась фарфоровая пластика. И здесь, конечно, нашли свое отражение и [[Ампир|ампир]], и возврат к XVIII веку, и романтизм средневековья, но самыми интересными и самыми характерными являются те предметы, которые рисуют современный им быт и отражают жизнь своей эпохи, жизнь деревенскую и городскую. | ||
− | + | [[Файл:PA210333 (2).JPG|200px|right]] | |
Деревенские типы представляют собой крестьянских девок, парней, мужиков и баб, без каких либо этнографических признаков, отражают русскую деревню сквозь призму сентиментальности, работающую и веселящую под властью «доброго» помещика. | Деревенские типы представляют собой крестьянских девок, парней, мужиков и баб, без каких либо этнографических признаков, отражают русскую деревню сквозь призму сентиментальности, работающую и веселящую под властью «доброго» помещика. | ||
Строка 46: | Строка 46: | ||
«Записки ружейного охотника» Аксакова. Вышедшие в 1852 году, и «Записки охотника» Тургенева, печатавшиеся с 1847 года, свидетельствуют о переходе, в связи с изменением экономических условий помещичьего быта, от псовой охоты к ружейной, доступной и для среднего городского обытателя. И в [[История фарфора|фарфоре]] мы встречаем ряд изображений ружейных охотников и лягавых собак и совсем не встречаем типов псовой охоты. Другие породы собак и изображения других животных встречаются очень редко и представляют собой копии с иностранных образцов. | «Записки ружейного охотника» Аксакова. Вышедшие в 1852 году, и «Записки охотника» Тургенева, печатавшиеся с 1847 года, свидетельствуют о переходе, в связи с изменением экономических условий помещичьего быта, от псовой охоты к ружейной, доступной и для среднего городского обытателя. И в [[История фарфора|фарфоре]] мы встречаем ряд изображений ружейных охотников и лягавых собак и совсем не встречаем типов псовой охоты. Другие породы собак и изображения других животных встречаются очень редко и представляют собой копии с иностранных образцов. | ||
− | + | [[Файл:Пас.jpg|200px|left]] | |
Военные, религиозные и театральные сюжеты встречаются сравнительно редко и представляют собой довольно случайный материал. Зато фигурки обнаженных и полуобнаженных женщин очень многочисленны и очевидно пользовались большим спросом. Оригиналами для них служили иногда французские литографии, часть же исполнена несомненно по русским моделям. | Военные, религиозные и театральные сюжеты встречаются сравнительно редко и представляют собой довольно случайный материал. Зато фигурки обнаженных и полуобнаженных женщин очень многочисленны и очевидно пользовались большим спросом. Оригиналами для них служили иногда французские литографии, часть же исполнена несомненно по русским моделям. | ||