Русский фарфор С.Н.Тройницкий — различия между версиями — Справочник коллекционера

Русский фарфор С.Н.Тройницкий — различия между версиями

Материал из Справочник коллекционера
Перейти к: навигация, поиск
 
Строка 23: Строка 23:
 
C '''1753''' г.  завод стал уже принимать частные заказы, главным образом на мелкие вещи, как табакерки, чашки, набалдашники для тростей и т.п. Но около этого же времени у [[Изобретатель русского фарфора|Виноградова]] развилась болезнь сгубившая много талантливых русских людей - пьянство. Никакие меры строгости не могли извлечь [[Изобретатель русского фарфора|Виноградова]] и он умер в 1758 г., не дожив и до 40 лет. Он однако же успел приучить к делу нескольких мастеров и после его смерти завод продолжал развиваться и в последней четверти XVIII в., в отношении качества своих изделий, не уступал лучшим европейским заводам.
 
C '''1753''' г.  завод стал уже принимать частные заказы, главным образом на мелкие вещи, как табакерки, чашки, набалдашники для тростей и т.п. Но около этого же времени у [[Изобретатель русского фарфора|Виноградова]] развилась болезнь сгубившая много талантливых русских людей - пьянство. Никакие меры строгости не могли извлечь [[Изобретатель русского фарфора|Виноградова]] и он умер в 1758 г., не дожив и до 40 лет. Он однако же успел приучить к делу нескольких мастеров и после его смерти завод продолжал развиваться и в последней четверти XVIII в., в отношении качества своих изделий, не уступал лучшим европейским заводам.
 
Изделия первых годов завода носят индивидуальный характер, на них отзывались вкус и техника отдельных мастеров, имена которых нам в большинстве случаев неизвестны. Но позднее при  дальнейшем развитии производства, при увеличении фабричности дела, эти индивидуальные черты исчезают и все более и более выявляются общие смены стилей, потребностей и вкусов, характерных для той или иной эпохи. Это судьба всякого производства, работающего в крупном масштабе.
 
Изделия первых годов завода носят индивидуальный характер, на них отзывались вкус и техника отдельных мастеров, имена которых нам в большинстве случаев неизвестны. Но позднее при  дальнейшем развитии производства, при увеличении фабричности дела, эти индивидуальные черты исчезают и все более и более выявляются общие смены стилей, потребностей и вкусов, характерных для той или иной эпохи. Это судьба всякого производства, работающего в крупном масштабе.
 +
И хотя до времени революции Петербургский [[Императорский фарфоровый завод|"Императорский" завод]] работал почти исключительно для нужд двора, но и он в этом отношении не мог избегнуть этого закона, т.к. на массовое производство очень мало могут влиять отдельные лица. Только разница в материалах,применявшихся различных заводах, обусловливала разницу в тесте, красках и позолоте.
 +
Из частных заводов, существовавших в России в XVIII в., хорошо известен только [[Фарфоровый завод Гарднера|завод Франца Гарднера]].О  немногих остальных мы знаем только, что они были, но не имеем сведений ни о деятельности их, ни об их произведениях.
 +
Когда именно английский купец Гарднер устроил завод, в точности неизвестно,- повидимому во второй половине '''1750'''-х годов, но серьезно дело начало развиваться лишь после '''1767''' г. когда Гарднер купил (на чужое имя) имение Вербилки. Процветанию завода не мало способствовали и довольно крупные заказы, сделанные двором, в том числе заказы больших орденских сервизов, для орденских праздников. [[Файл:Геор.jpg|thumb|300px|left|Сервиз ордена святого Георгия. Гарднер. 1769 г.]]Первый из таких сервизов,- Георгиевский - был заказан уже в '''1769''' г. Но завод много работал и на широкий рынок и уже  в '''1770''' г. у Гарднера были лавки в Петербурге, Москве и Твери.
 +
Фигурки, изготовлявшиеся на [[Фарфоровый завод Гарднера|заводе Гарднера]] в XVIII в., были только довольно лубочными копиями иностранных, главным образом мейсенских, образцов, но посуда была отличного качества и высокого художественного достоинства. В XIX в.  [[Фарфоровый завод Гарднера|завод Гарднера]] специализировался на фигурках бытового характера и достиг в этом , одно время, большого совершенства.
 +
С начала XIX в. начинается необычайно быстрое распространение фарфорового производства по всей России, возникают многочисленные заводы, с одной стороны вызванные к жизни помещичьими капризами, с другой полукустарной промышленностью. Многочисленность их объясняется, кроме действительной потребности и наличием во многих мечтах необходимого материала, то есть глины и топлива, еще и дешевизной крепостного труда. Но зато и большинство из этих заводов прекращают свою работу почти одновременно с освобождением крестьян.
  
 +
Произведения некоторых из этих заводов не оставляли желать ничего лучшего, что вполне понятно,т.к. например, для [[Фарфоровый завод Юсупова|завода Юсуповых]] в Архангельском под Москвой и мастера и глина выписывались из Франции, но зато такие изделия, с точки зрения нашего производства представляют и наименьший интерес.
  
 +
Зато произведения других заводов дают нам в целом прекрасную иллюстрацию быта и вкусов
 +
средней массы русского населения, которое, благодаря этим часто незначительным, но зато многочисленным очагам производства, приучилось к использованию этого прекрасного и практичного материала.
  
 +
Из наиболее значительных заводов XIX в. надо указать следующие:
  
 +
[[Файл:Охотник1.JPG|thumb|160px|right| Охотник. Гарднер. 2-ая половина XVIII в.]]
 +
----
  
 +
'''[[Фарфоровый завод Попова А.Г.|ПОПОВА]]''', основанный в самом начале XIX в. купцом''' Алексеем Григорьевичем Поовым'''  в селе Горбунове, Дмитровского уезда. Завод существовал до начала '''1870'''-х г. и имел более двухсот рабочих. На нем выделывались в большом количестве обиходная "трактирная" посуда, но он славился и изделиями более высокого качества, а также прекрасными фигурками, частью изображающими русские типы, а частью заимствованными с иностранных образцов.
  
 +
----
  
 +
'''[[Фарфоровый завод Миклашевского|МИКЛАШЕВСКОГО]]''', основанный в '''1839''' г. в селе Волокитине, Глуховского уезда,  местным помещиком. Для устройства завода был приглашен французский техник, который и вел дело до '''1851''' г. Закрылся завод вскоре после крестьянской реформы. На нем выделывались превосходные вещи, главным образом по иностранным образцам, и расходились в большом количестве повсюду, склад изделий был в Петербурге. Особенно замечательны  иконостас и украшения Волокитинской церкви.
 +
 +
----
 +
 +
'''[[Фарфоровый завод Юсупова|АРХАНГЕЛЬСКИЙ]]''' завод кн. Юсупова, работавший с '''1814'''  по '''1831''' гг. в селе Архангельском, Московской губ. Как уже было выше сказано мастера и глина для этого завода были выписаны из Франции, откуда иногда выписывались и готовые предметы, которые только расписывались на Архангельском заводе. Изготовляли только чашки, тарелки и небольшие сервизы. На них изображались виды городов, портреты разных лиц, гербы, на десертных тарелках часто встречаются рисунки цветов, но не декоративного, а ботанического характера с названиями. Почти все вещи датированы и имеют клеймо с русской или французской подписью "Архангельское".
 +
 +
----
 +
 +
'''[[Батенинский завод|БАТЕНИНЫХ]]''', был основан в '''1812''' г. купцом Сергеем Батениным, дело которое продолжили его сыновья. Завод существовал до '''1839''' г. Выделывалась посуда, главным образом дешевого сорта, но отдельные вещи отличались совершенно исключительным качеством росписи и особенно позолоты.
 +
 +
----
 +
 +
'''[[Фарфоровый завод братьев Корниловых|Братьев Корниловых]]''', в Петербурге, основан в '''1855''' г. существовал до начала XIX в., был одним из самых крупных частных заводов, изделия которого были широко распространены и не уступали по качеству изделиям [[Фарфоровый завод Гарднера|завода Гарднер]].
 +
 +
----
 +
 +
'''[[Завод Сафронова|САФРОНОВА]]''',в деревне Короткой, Богородского уезда, основан в '''1830''' г.,существовал до '''1840'''-х гг. Выделывались посуда и фигурки, бывшие часто очень высокого качества.
 +
 +
----
 +
 +
'''[[Завод Тереховых и Киселёва|ТЕРИХОВЫХ''' и '''КИСЕЛЕВА]]''', в с. Речицах, Бронницкого уезда. Один из значительных частных заводов, работавший с конца '''1820'''-х г. до конца '''1860'''-х г. Дело было поставлено серьезно и большое внимание обращалось на качество изделий.
 +
 +
----
 +
 +
'''[[Фарфоровый завод братьев Новых|НОВЫХ]]''', в д. Кузяевой, Богородского уезда, основан в первой четверти XIX в., существовал до середины '''1850'''-х гг., когда перешел во владение [[Завод Храпунова|Храпунова]], работал еще в конце XIX в. Выделывались посуда и фигурки, как лубочные, так и хорошего качества.
 +
 +
----
 +
 +
'''[[Завод Кудиновых|КУДИНОВЫХ]]''',в с.Лысцове, Коломенского уезда, основан в '''1818''' г., работал до '''1885''' г., когда был закрыт. Изделия нередко были хорошего качества, выделывались вещи специально для вывоза в Персию.
 +
 +
----
 +
 +
'''[[Завод братьев Гулиных|ГУЛИНЫХ]]''', в д.Фрязине, Богородского уезда, основан в '''1830'''-х г. Встречаются вещи хорошего качества.
 +
 +
----
 +
 +
'''[[Завод братьев Рачкиных|РАЧКИНЫХ]]''', в д. Глебове, Бронницкого уезда, основан в 1820-х гг., существовал до 1862 г. Выделывалась в большом количестве фарфоровая и фаянсовая посуда.
 +
 +
----
 +
 +
'''[[Завод братьев Козловых|КОЗЛОВА Петра]]''', в д. Жировой, Бронницкого уезда, основан в '''1820'''-х гг., существовал до '''1856''' г. Выделывал много фигур и кукол, а также посуду.
 +
 +
----
 +
 +
'''[[Завод Храпунова|Храпунова Никиты]]''', крестьянина, в д. Кузяевой, Богородского уезда, основан в первой четверти XIX в., существовал до 1810-х гг. Выделывал посуду и фигуры.
  
  

Текущая версия на 21:53, 11 октября 2011

Личные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты