Русский фарфор С.Н.Тройницкий — различия между версиями
Материал из Справочник коллекционера
Татьяна (обсуждение | вклад) (Новая страница: «Категория:фарфор left ''Текст взят из брошюры изданной в Ленинграде в 1928 ...») |
Татьяна (обсуждение | вклад) |
||
Строка 14: | Строка 14: | ||
К концу XVII в. под влиянием усилившейся европеизации, количество проникавшегося в России восточного '''фарфора''' увеличилось, но он продолжал быть предметом роскоши, а не обихода. Поэтому не было и вопроса о начале у нас производства этого материала в котором не ощущалось необходимости. | К концу XVII в. под влиянием усилившейся европеизации, количество проникавшегося в России восточного '''фарфора''' увеличилось, но он продолжал быть предметом роскоши, а не обихода. Поэтому не было и вопроса о начале у нас производства этого материала в котором не ощущалось необходимости. | ||
Впервые полезность этого материала была основана Петром, заказавшим в Китае фарфоровую аптекарскую посуду,т.к. хранение лекарственных снадобий в посуде из металла или из пористой, хотя и поливной глины было, конечно, нецелесообразным. Но дальность китайского производства и дороговизна изделий и их доставки делали такой заказ исключением. | Впервые полезность этого материала была основана Петром, заказавшим в Китае фарфоровую аптекарскую посуду,т.к. хранение лекарственных снадобий в посуде из металла или из пористой, хотя и поливной глины было, конечно, нецелесообразным. Но дальность китайского производства и дороговизна изделий и их доставки делали такой заказ исключением. | ||
− | Во время поездки своей за границу в '''1716''' г. Петр интересовался различными производствами, в том числе и керамическим, и результатом было заключение в '''1718''' г. контракта с порцеллинным мастером Эггельбрехтом. Эггельбрехт, работавший до этого в Дрездене и позже вернувшийся туда же, приехал в Петербург в сентябре '''1718''' г., пробыл в России некоторое время, но по каким то причинам из приезда его ничего не вышло.[[Файл:Виноградов.jpg|200px|left]] | + | Во время поездки своей за границу в '''1716''' г. Петр интересовался различными производствами, в том числе и керамическим, и результатом было заключение в '''1718''' г. контракта с порцеллинным мастером Эггельбрехтом. Эггельбрехт, работавший до этого в Дрездене и позже вернувшийся туда же, приехал в Петербург в сентябре '''1718''' г., пробыл в России некоторое время, но по каким то причинам из приезда его ничего не вышло.[[Файл:Виноградов.jpg|thumb|200px|left|Дмитрийй Иванович Виноградов]] |
Также ни к чему не привели и попытки выделывать '''фарфор''' на основанной в '''1723''' г. в Москве [[Фаянсовая фабрика Гребенщикова|фаянсовой фабрики Афанасия Гребенщикова]]. Правда, в 1747 г. Гребенщиков доносил, что им сделана фарфоровая чашка, которая по отзыву явилась очень не худа, но т.к. для изготовления '''фарфора''' требовалось особое оборудование, которое на фаянсовом заводе не было т.к. самый секрет изготовления '''фарфора''' не был тогда известен в России и т.к. трудно предположить, чтобы одновременно нашлось два столь замечательных и ученых человека как [[Изобретатель русского фарфора|Виноградов Д.И.]], из которых один, путем долгих опытов, добился успеха в Петербурге, а другой в Москве, то скорее всего та чашка, о которой идет речь, только внешне походила на '''фарфор''', как знаменитый [[История фаянса|фаянс]] [[Дельфта]]. Вспомним сколько усилий, времени и средств затрачивалось в разных странах для открытия секрета этого производства и тогда будет ясно, как мало вероятны достижения Гребенщикова, тем более что о дальнейших результатах более ничего не слышно не было. Самая же вещь не сохранилась. Так же неудачна была и третья попытка получить секрет производства путем покупки сведений у китайских мастеров. | Также ни к чему не привели и попытки выделывать '''фарфор''' на основанной в '''1723''' г. в Москве [[Фаянсовая фабрика Гребенщикова|фаянсовой фабрики Афанасия Гребенщикова]]. Правда, в 1747 г. Гребенщиков доносил, что им сделана фарфоровая чашка, которая по отзыву явилась очень не худа, но т.к. для изготовления '''фарфора''' требовалось особое оборудование, которое на фаянсовом заводе не было т.к. самый секрет изготовления '''фарфора''' не был тогда известен в России и т.к. трудно предположить, чтобы одновременно нашлось два столь замечательных и ученых человека как [[Изобретатель русского фарфора|Виноградов Д.И.]], из которых один, путем долгих опытов, добился успеха в Петербурге, а другой в Москве, то скорее всего та чашка, о которой идет речь, только внешне походила на '''фарфор''', как знаменитый [[История фаянса|фаянс]] [[Дельфта]]. Вспомним сколько усилий, времени и средств затрачивалось в разных странах для открытия секрета этого производства и тогда будет ясно, как мало вероятны достижения Гребенщикова, тем более что о дальнейших результатах более ничего не слышно не было. Самая же вещь не сохранилась. Так же неудачна была и третья попытка получить секрет производства путем покупки сведений у китайских мастеров. | ||
В конце XVII и в XVIII вв.каждые три года отправлялись из России в Китай казенные караваны за разными товарами и драгоценными камнями. И вот начальнику одного из таких караванов Лебратовскому было поручено, путем подкупа китайских мастеров узнать нужный секрет. Лебратовский исполнил поручение, но практических результатов это не дало, т.к. Лебратовский сам с двумя помощниками занимался изготовлением '''фарфора''' на основании купленных за дорогую цену сведений, но потерял полную неудачу и должен был сознаться, что необходимо еще раз съездить в Китай, для того чтобы получить дополнительные данные. Но, т.к. к этому времени на Петербургском заводе дело уже было налажено, то опыты Лебратовского на этом и были покончены. | В конце XVII и в XVIII вв.каждые три года отправлялись из России в Китай казенные караваны за разными товарами и драгоценными камнями. И вот начальнику одного из таких караванов Лебратовскому было поручено, путем подкупа китайских мастеров узнать нужный секрет. Лебратовский исполнил поручение, но практических результатов это не дало, т.к. Лебратовский сам с двумя помощниками занимался изготовлением '''фарфора''' на основании купленных за дорогую цену сведений, но потерял полную неудачу и должен был сознаться, что необходимо еще раз съездить в Китай, для того чтобы получить дополнительные данные. Но, т.к. к этому времени на Петербургском заводе дело уже было налажено, то опыты Лебратовского на этом и были покончены. | ||
Почти одновременно с поручением, данным Лебратовскому подкупить китайских мастеров, был приглашен в Петербург из Стокгольма, проживавший временно там '''Иоган Христофор Гунгер''', выдававший себя за мастера фарфорового дела. На самом деле Гунгер, действительно работавший на [[Фарфоровая мануфактура в Мейсене|Мейссенском]] и [[Венская фарфоровая мануфактура|Венском]] заводах, был только эмальером и о самом фарфоровом производстве имел не слишком точное представление. Ряд попыток его наладить производство '''фарфора''' в Венеции, Швеции и Дании окончилось полной неудачей. | Почти одновременно с поручением, данным Лебратовскому подкупить китайских мастеров, был приглашен в Петербург из Стокгольма, проживавший временно там '''Иоган Христофор Гунгер''', выдававший себя за мастера фарфорового дела. На самом деле Гунгер, действительно работавший на [[Фарфоровая мануфактура в Мейсене|Мейссенском]] и [[Венская фарфоровая мануфактура|Венском]] заводах, был только эмальером и о самом фарфоровом производстве имел не слишком точное представление. Ряд попыток его наладить производство '''фарфора''' в Венеции, Швеции и Дании окончилось полной неудачей. | ||
+ | Гунгер приехал в Россию в конце лета '''1744''' г. и в начале '''1745''' г. было приступлено к работе. Гунгер обещал очень быстро наладить дело, но в конечном итоге не мог ничего сделать, восстановил всех против себя непомерными требованиями и капризами и в конце 1748 г. получил окончательную отставку. Причиной также те положительные результаты, которые к этому времени были достигнуты [[Изобретатель русского фарфора|Д.И.Виноградовым]]. | ||
+ | Когда Гунгер приехал в Россию, то к нему для обучения делу, а также и для наблюдения, был приставлен незадолго до того вернувшийся из-за границы, обучавшийся там вместе с Ломоносовым и Рейзером,[[Изобретатель русского фарфора|Дмитрийй Иванович Виноградов]]. | ||
+ | Получивший серьезное техническое образование в Германии, бергмейстер [[Изобретатель русского фарфора|Виноградов]] сумел использовать т не многие сведения общего характера, которыми обладал Гунгер, и путем длительных, научно поставленных опытов, самостоятельно добился секрета фарфорового производства. Первая сделанная на русском заводе вещь, с годом '''1748''', хранится в Московском Музее Фарфора.[[Файл:981811.jpg|thumb|280px|right|Бутылочная передача. 1760 г.]] | ||
+ | C '''1753''' г. завод стал уже принимать частные заказы, главным образом на мелкие вещи, как табакерки, чашки, набалдашники для тростей и т.п. Но около этого же времени у [[Изобретатель русского фарфора|Виноградова]] развилась болезнь сгубившая много талантливых русских людей - пьянство. Никакие меры строгости не могли извлечь [[Изобретатель русского фарфора|Виноградова]] и он умер в 1758 г., не дожив и до 40 лет. Он однако же успел приучить к делу нескольких мастеров и после его смерти завод продолжал развиваться и в последней четверти XVIII в., в отношении качества своих изделий, не уступал лучшим европейским заводам. | ||
+ | Изделия первых годов завода носят индивидуальный характер, на них отзывались вкус и техника отдельных мастеров, имена которых нам в большинстве случаев неизвестны. Но позднее при дальнейшем развитии производства, при увеличении фабричности дела, эти индивидуальные черты исчезают и все более и более выявляются общие смены стилей, потребностей и вкусов, характерных для той или иной эпохи. Это судьба всякого производства, работающего в крупном масштабе. | ||
+ | И хотя до времени революции Петербургский [[Императорский фарфоровый завод|"Императорский" завод]] работал почти исключительно для нужд двора, но и он в этом отношении не мог избегнуть этого закона, т.к. на массовое производство очень мало могут влиять отдельные лица. Только разница в материалах,применявшихся различных заводах, обусловливала разницу в тесте, красках и позолоте. | ||
+ | Из частных заводов, существовавших в России в XVIII в., хорошо известен только [[Фарфоровый завод Гарднера|завод Франца Гарднера]].О немногих остальных мы знаем только, что они были, но не имеем сведений ни о деятельности их, ни об их произведениях. | ||
+ | Когда именно английский купец Гарднер устроил завод, в точности неизвестно,- повидимому во второй половине '''1750'''-х годов, но серьезно дело начало развиваться лишь после '''1767''' г. когда Гарднер купил (на чужое имя) имение Вербилки. Процветанию завода не мало способствовали и довольно крупные заказы, сделанные двором, в том числе заказы больших орденских сервизов, для орденских праздников. [[Файл:Геор.jpg|thumb|300px|left|Сервиз ордена святого Георгия. Гарднер. 1769 г.]]Первый из таких сервизов,- Георгиевский - был заказан уже в '''1769''' г. Но завод много работал и на широкий рынок и уже в '''1770''' г. у Гарднера были лавки в Петербурге, Москве и Твери. | ||
+ | Фигурки, изготовлявшиеся на [[Фарфоровый завод Гарднера|заводе Гарднера]] в XVIII в., были только довольно лубочными копиями иностранных, главным образом мейсенских, образцов, но посуда была отличного качества и высокого художественного достоинства. В XIX в. [[Фарфоровый завод Гарднера|завод Гарднера]] специализировался на фигурках бытового характера и достиг в этом , одно время, большого совершенства. | ||
+ | С начала XIX в. начинается необычайно быстрое распространение фарфорового производства по всей России, возникают многочисленные заводы, с одной стороны вызванные к жизни помещичьими капризами, с другой полукустарной промышленностью. Многочисленность их объясняется, кроме действительной потребности и наличием во многих мечтах необходимого материала, то есть глины и топлива, еще и дешевизной крепостного труда. Но зато и большинство из этих заводов прекращают свою работу почти одновременно с освобождением крестьян. | ||
+ | |||
+ | Произведения некоторых из этих заводов не оставляли желать ничего лучшего, что вполне понятно,т.к. например, для [[Фарфоровый завод Юсупова|завода Юсуповых]] в Архангельском под Москвой и мастера и глина выписывались из Франции, но зато такие изделия, с точки зрения нашего производства представляют и наименьший интерес. | ||
+ | |||
+ | Зато произведения других заводов дают нам в целом прекрасную иллюстрацию быта и вкусов | ||
+ | средней массы русского населения, которое, благодаря этим часто незначительным, но зато многочисленным очагам производства, приучилось к использованию этого прекрасного и практичного материала. | ||
+ | |||
+ | Из наиболее значительных заводов XIX в. надо указать следующие: | ||
+ | |||
+ | [[Файл:Охотник1.JPG|thumb|160px|right| Охотник. Гарднер. 2-ая половина XVIII в.]] | ||
+ | ---- | ||
+ | |||
+ | '''[[Фарфоровый завод Попова А.Г.|ПОПОВА]]''', основанный в самом начале XIX в. купцом''' Алексеем Григорьевичем Поовым''' в селе Горбунове, Дмитровского уезда. Завод существовал до начала '''1870'''-х г. и имел более двухсот рабочих. На нем выделывались в большом количестве обиходная "трактирная" посуда, но он славился и изделиями более высокого качества, а также прекрасными фигурками, частью изображающими русские типы, а частью заимствованными с иностранных образцов. | ||
+ | |||
+ | ---- | ||
+ | |||
+ | '''[[Фарфоровый завод Миклашевского|МИКЛАШЕВСКОГО]]''', основанный в '''1839''' г. в селе Волокитине, Глуховского уезда, местным помещиком. Для устройства завода был приглашен французский техник, который и вел дело до '''1851''' г. Закрылся завод вскоре после крестьянской реформы. На нем выделывались превосходные вещи, главным образом по иностранным образцам, и расходились в большом количестве повсюду, склад изделий был в Петербурге. Особенно замечательны иконостас и украшения Волокитинской церкви. | ||
+ | |||
+ | ---- | ||
+ | |||
+ | '''[[Фарфоровый завод Юсупова|АРХАНГЕЛЬСКИЙ]]''' завод кн. Юсупова, работавший с '''1814''' по '''1831''' гг. в селе Архангельском, Московской губ. Как уже было выше сказано мастера и глина для этого завода были выписаны из Франции, откуда иногда выписывались и готовые предметы, которые только расписывались на Архангельском заводе. Изготовляли только чашки, тарелки и небольшие сервизы. На них изображались виды городов, портреты разных лиц, гербы, на десертных тарелках часто встречаются рисунки цветов, но не декоративного, а ботанического характера с названиями. Почти все вещи датированы и имеют клеймо с русской или французской подписью "Архангельское". | ||
+ | |||
+ | ---- | ||
+ | |||
+ | '''[[Батенинский завод|БАТЕНИНЫХ]]''', был основан в '''1812''' г. купцом Сергеем Батениным, дело которое продолжили его сыновья. Завод существовал до '''1839''' г. Выделывалась посуда, главным образом дешевого сорта, но отдельные вещи отличались совершенно исключительным качеством росписи и особенно позолоты. | ||
+ | |||
+ | ---- | ||
+ | |||
+ | '''[[Фарфоровый завод братьев Корниловых|Братьев Корниловых]]''', в Петербурге, основан в '''1855''' г. существовал до начала XIX в., был одним из самых крупных частных заводов, изделия которого были широко распространены и не уступали по качеству изделиям [[Фарфоровый завод Гарднера|завода Гарднер]]. | ||
+ | |||
+ | ---- | ||
+ | |||
+ | '''[[Завод Сафронова|САФРОНОВА]]''',в деревне Короткой, Богородского уезда, основан в '''1830''' г.,существовал до '''1840'''-х гг. Выделывались посуда и фигурки, бывшие часто очень высокого качества. | ||
+ | |||
+ | ---- | ||
+ | |||
+ | '''[[Завод Тереховых и Киселёва|ТЕРИХОВЫХ''' и '''КИСЕЛЕВА]]''', в с. Речицах, Бронницкого уезда. Один из значительных частных заводов, работавший с конца '''1820'''-х г. до конца '''1860'''-х г. Дело было поставлено серьезно и большое внимание обращалось на качество изделий. | ||
+ | |||
+ | ---- | ||
+ | |||
+ | '''[[Фарфоровый завод братьев Новых|НОВЫХ]]''', в д. Кузяевой, Богородского уезда, основан в первой четверти XIX в., существовал до середины '''1850'''-х гг., когда перешел во владение [[Завод Храпунова|Храпунова]], работал еще в конце XIX в. Выделывались посуда и фигурки, как лубочные, так и хорошего качества. | ||
+ | |||
+ | ---- | ||
+ | |||
+ | '''[[Завод Кудиновых|КУДИНОВЫХ]]''',в с.Лысцове, Коломенского уезда, основан в '''1818''' г., работал до '''1885''' г., когда был закрыт. Изделия нередко были хорошего качества, выделывались вещи специально для вывоза в Персию. | ||
+ | |||
+ | ---- | ||
+ | |||
+ | '''[[Завод братьев Гулиных|ГУЛИНЫХ]]''', в д.Фрязине, Богородского уезда, основан в '''1830'''-х г. Встречаются вещи хорошего качества. | ||
+ | |||
+ | ---- | ||
+ | |||
+ | '''[[Завод братьев Рачкиных|РАЧКИНЫХ]]''', в д. Глебове, Бронницкого уезда, основан в 1820-х гг., существовал до 1862 г. Выделывалась в большом количестве фарфоровая и фаянсовая посуда. | ||
+ | |||
+ | ---- | ||
+ | |||
+ | '''[[Завод братьев Козловых|КОЗЛОВА Петра]]''', в д. Жировой, Бронницкого уезда, основан в '''1820'''-х гг., существовал до '''1856''' г. Выделывал много фигур и кукол, а также посуду. | ||
+ | |||
+ | ---- | ||
+ | |||
+ | '''[[Завод Храпунова|Храпунова Никиты]]''', крестьянина, в д. Кузяевой, Богородского уезда, основан в первой четверти XIX в., существовал до 1810-х гг. Выделывал посуду и фигуры. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | Тройницкий С.Н. Русский фарфор / С.Н. Тройницкий ; оформл. Л.С. Хижинского. – Л., 1928. – 25, [5] с.: ил.; 12*16 см. – 3 000 экз. | ||
+ | С.Н. Тройницкий (1882-1946) - директор Эрмитажа, один из основателей журнала "Старые годы" и издатель журнала "Гербовед". Настоящая книга посвящена описанию эрмитажного собрания русского фарфора XVIII в. В обложке работы Л.С. Хижинского (1896-1972) – рос. графика, ученика Д. И. Митрохина и В. М. Конашевича, продолжателя "мирискуснич." графич. традиции. | ||
+ | Иллюстрированное издание. |