Русский фарфор С.Н.Тройницкий — различия между версиями — Справочник коллекционера

Русский фарфор С.Н.Тройницкий — различия между версиями

Материал из Справочник коллекционера
Перейти к: навигация, поиск
Строка 23: Строка 23:
 
C '''1753''' г.  завод стал уже принимать частные заказы, главным образом на мелкие вещи, как табакерки, чашки, набалдашники для тростей и т.п. Но около этого же времени у [[Изобретатель русского фарфора|Виноградова]] развилась болезнь сгубившая много талантливых русских людей - пьянство. Никакие меры строгости не могли извлечь [[Изобретатель русского фарфора|Виноградова]] и он умер в 1758 г., не дожив и до 40 лет. Он однако же успел приучить к делу нескольких мастеров и после его смерти завод продолжал развиваться и в последней четверти XVIII в., в отношении качества своих изделий, не уступал лучшим европейским заводам.
 
C '''1753''' г.  завод стал уже принимать частные заказы, главным образом на мелкие вещи, как табакерки, чашки, набалдашники для тростей и т.п. Но около этого же времени у [[Изобретатель русского фарфора|Виноградова]] развилась болезнь сгубившая много талантливых русских людей - пьянство. Никакие меры строгости не могли извлечь [[Изобретатель русского фарфора|Виноградова]] и он умер в 1758 г., не дожив и до 40 лет. Он однако же успел приучить к делу нескольких мастеров и после его смерти завод продолжал развиваться и в последней четверти XVIII в., в отношении качества своих изделий, не уступал лучшим европейским заводам.
 
Изделия первых годов завода носят индивидуальный характер, на них отзывались вкус и техника отдельных мастеров, имена которых нам в большинстве случаев неизвестны. Но позднее при  дальнейшем развитии производства, при увеличении фабричности дела, эти индивидуальные черты исчезают и все более и более выявляются общие смены стилей, потребностей и вкусов, характерных для той или иной эпохи. Это судьба всякого производства, работающего в крупном масштабе.
 
Изделия первых годов завода носят индивидуальный характер, на них отзывались вкус и техника отдельных мастеров, имена которых нам в большинстве случаев неизвестны. Но позднее при  дальнейшем развитии производства, при увеличении фабричности дела, эти индивидуальные черты исчезают и все более и более выявляются общие смены стилей, потребностей и вкусов, характерных для той или иной эпохи. Это судьба всякого производства, работающего в крупном масштабе.
 +
И хотя до времени революции Петербургский [[Императорский фарфоровый завод|"Императорский" завод]] работал почти исключительно для нужд двора, но и он в этом отношении не мог избегнуть этого закона, т.к. на массовое производство очень мало могут влиять отдельные лица. Только разница в материалах,применявшихся различных заводах, обусловливала разницу в тесте, красках и позолоте.
 +
Из частных заводов, существовавших в России в XVIII в., хорошо известен только [[Фарфоровый завод Гарднера|завод Франца Гарднера]].О  немногих остальных мы знаем только, что они были, но не имеем сведений ни о деятельности их, ни об их произведениях.
 +
Когда именно английский купец Гарднер устроил завод, в точности неизвестно,- повидимому во второй половине '''1750'''-х годов, но серьезно дело начало развиваться лишь после '''1767''' г. когда Гарднер купил (на чужое имя) имение Вербилки. Процветанию завода не мало способствовали и довольно крупные заказы, сделанные двором, в том числе заказы больших орденских сервизов, для орденских праздников. [[Файл:Геор.jpg|thumb|300px|left|Сервиз ордена святого Георгия. Гарднер. 1769 г.]]Первый из таких сервизов,- Георгиевский - был заказан уже в '''1769''' г. Но завод много работал и на широкий рынок и уже  в '''1770''' г. у Гарднера были лавки в Петербурге, Москве и Твери.
 +
Фигурки, изготовлявшиеся на [[Фарфоровый завод Гарднера|заводе Гарднера]] в XVIII в., были только довольно лубочными копиями иностранных, главным образом мейсенских, образцов, но посуда была отличного качества и высокого художественного достоинства. В XIX в.  [[Фарфоровый завод Гарднера|завод Гарднера]] специализировался на фигурках бытового характера и достиг в этом , одно время, большого совершенства.
 +
С начала XIX в. начинается необычайно быстрое распространение фарфорового производства по всей России, возникают многочисленные заводы, с одной стороны вызванные к жизни помещичьими капризами, с другой полукустарной промышленностью. Многочисленность их объясняется, кроме действительной потребности и наличием во многих мечтах необходимого материала, то есть глины и топлива, еще и дешевизной крепостного труда. Но зато и большинство из этих заводов прекращают свою работу почти одновременно с освобождением крестьян.
 +
Произведения некоторых из этих заводов не оставляли желать ничего лучшего, что вполне понятно,т.к. например, для [[Фарфоровый завод Юсупова|завода Юсуповых]] в Архангельском под Москвой и мастера и глина выписывались из Франции, но зато такие изделия, с точки зрения нашего производства представляют и наименьший интерес.
 +
Зато произведения других заводов дают нам в целом прекрасную иллюстрацию быта и вкусов
  
  

Версия 15:39, 11 октября 2011

Личные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты