Русский фарфор С.Н.Тройницкий — различия между версиями — Справочник коллекционера

Русский фарфор С.Н.Тройницкий — различия между версиями

Материал из Справочник коллекционера
Перейти к: навигация, поиск
(Новая страница: «Категория:фарфор left ''Текст взят из брошюры изданной в Ленинграде в 1928 ...»)
 
Строка 14: Строка 14:
 
К концу XVII в. под влиянием усилившейся европеизации, количество проникавшегося в России восточного '''фарфора''' увеличилось, но он продолжал быть предметом роскоши, а не обихода. Поэтому не было и вопроса о начале у нас производства этого материала в котором не ощущалось необходимости.
 
К концу XVII в. под влиянием усилившейся европеизации, количество проникавшегося в России восточного '''фарфора''' увеличилось, но он продолжал быть предметом роскоши, а не обихода. Поэтому не было и вопроса о начале у нас производства этого материала в котором не ощущалось необходимости.
 
Впервые полезность этого материала была основана Петром, заказавшим в Китае фарфоровую аптекарскую посуду,т.к. хранение лекарственных снадобий в посуде из металла или из пористой, хотя и поливной глины было, конечно, нецелесообразным. Но дальность китайского производства и дороговизна изделий и их доставки делали такой заказ исключением.  
 
Впервые полезность этого материала была основана Петром, заказавшим в Китае фарфоровую аптекарскую посуду,т.к. хранение лекарственных снадобий в посуде из металла или из пористой, хотя и поливной глины было, конечно, нецелесообразным. Но дальность китайского производства и дороговизна изделий и их доставки делали такой заказ исключением.  
Во время поездки своей за границу в '''1716''' г. Петр интересовался различными производствами, в том числе и керамическим, и результатом было заключение в '''1718''' г. контракта с порцеллинным мастером Эггельбрехтом. Эггельбрехт, работавший до этого в Дрездене и позже вернувшийся туда же, приехал в Петербург в сентябре '''1718''' г., пробыл в России некоторое время, но по каким то причинам из приезда его ничего не вышло.[[Файл:Виноградов.jpg|200px|left]]
+
Во время поездки своей за границу в '''1716''' г. Петр интересовался различными производствами, в том числе и керамическим, и результатом было заключение в '''1718''' г. контракта с порцеллинным мастером Эггельбрехтом. Эггельбрехт, работавший до этого в Дрездене и позже вернувшийся туда же, приехал в Петербург в сентябре '''1718''' г., пробыл в России некоторое время, но по каким то причинам из приезда его ничего не вышло.[[Файл:Виноградов.jpg|thumb|200px|left|Дмитрийй Иванович Виноградов]]
 
Также ни к чему не привели и попытки выделывать '''фарфор''' на основанной в '''1723''' г. в Москве [[Фаянсовая фабрика Гребенщикова|фаянсовой фабрики Афанасия Гребенщикова]]. Правда, в 1747 г. Гребенщиков доносил, что им сделана фарфоровая чашка, которая по отзыву явилась очень не худа, но т.к. для изготовления '''фарфора''' требовалось особое оборудование, которое на фаянсовом заводе не было т.к. самый секрет изготовления '''фарфора''' не был тогда известен в России и т.к. трудно предположить, чтобы одновременно нашлось два столь замечательных и ученых человека как  [[Изобретатель русского фарфора|Виноградов Д.И.]], из которых один, путем долгих опытов, добился успеха в Петербурге, а другой в Москве, то скорее всего та чашка, о которой идет речь, только внешне походила на '''фарфор''', как знаменитый [[История фаянса|фаянс]] [[Дельфта]]. Вспомним сколько усилий, времени и средств затрачивалось в разных странах для открытия секрета этого производства и тогда будет ясно, как мало вероятны достижения Гребенщикова, тем более что о дальнейших результатах более ничего не слышно не было. Самая же вещь не сохранилась. Так же неудачна была и третья попытка получить секрет производства путем покупки сведений у китайских мастеров.
 
Также ни к чему не привели и попытки выделывать '''фарфор''' на основанной в '''1723''' г. в Москве [[Фаянсовая фабрика Гребенщикова|фаянсовой фабрики Афанасия Гребенщикова]]. Правда, в 1747 г. Гребенщиков доносил, что им сделана фарфоровая чашка, которая по отзыву явилась очень не худа, но т.к. для изготовления '''фарфора''' требовалось особое оборудование, которое на фаянсовом заводе не было т.к. самый секрет изготовления '''фарфора''' не был тогда известен в России и т.к. трудно предположить, чтобы одновременно нашлось два столь замечательных и ученых человека как  [[Изобретатель русского фарфора|Виноградов Д.И.]], из которых один, путем долгих опытов, добился успеха в Петербурге, а другой в Москве, то скорее всего та чашка, о которой идет речь, только внешне походила на '''фарфор''', как знаменитый [[История фаянса|фаянс]] [[Дельфта]]. Вспомним сколько усилий, времени и средств затрачивалось в разных странах для открытия секрета этого производства и тогда будет ясно, как мало вероятны достижения Гребенщикова, тем более что о дальнейших результатах более ничего не слышно не было. Самая же вещь не сохранилась. Так же неудачна была и третья попытка получить секрет производства путем покупки сведений у китайских мастеров.
 
В конце XVII и в XVIII вв.каждые три года отправлялись из России в Китай казенные караваны за разными товарами и драгоценными камнями. И вот начальнику одного из таких караванов Лебратовскому было поручено, путем подкупа китайских мастеров узнать нужный секрет. Лебратовский исполнил поручение, но практических результатов это не дало, т.к. Лебратовский сам с двумя помощниками занимался изготовлением '''фарфора''' на основании купленных за дорогую цену сведений, но потерял полную неудачу и должен был сознаться, что необходимо еще раз съездить в Китай, для того чтобы получить дополнительные данные. Но, т.к. к этому времени на Петербургском заводе дело уже было налажено, то опыты  Лебратовского на этом и были покончены.
 
В конце XVII и в XVIII вв.каждые три года отправлялись из России в Китай казенные караваны за разными товарами и драгоценными камнями. И вот начальнику одного из таких караванов Лебратовскому было поручено, путем подкупа китайских мастеров узнать нужный секрет. Лебратовский исполнил поручение, но практических результатов это не дало, т.к. Лебратовский сам с двумя помощниками занимался изготовлением '''фарфора''' на основании купленных за дорогую цену сведений, но потерял полную неудачу и должен был сознаться, что необходимо еще раз съездить в Китай, для того чтобы получить дополнительные данные. Но, т.к. к этому времени на Петербургском заводе дело уже было налажено, то опыты  Лебратовского на этом и были покончены.
 
Почти одновременно с поручением, данным Лебратовскому подкупить китайских мастеров, был приглашен  в Петербург из Стокгольма, проживавший временно там '''Иоган Христофор Гунгер''', выдававший себя за мастера фарфорового дела. На самом деле Гунгер, действительно работавший на [[Фарфоровая мануфактура в Мейсене|Мейссенском]] и [[Венская фарфоровая мануфактура|Венском]] заводах, был только эмальером и о самом фарфоровом производстве имел не слишком точное представление. Ряд попыток его наладить производство '''фарфора''' в Венеции, Швеции и Дании окончилось полной неудачей.
 
Почти одновременно с поручением, данным Лебратовскому подкупить китайских мастеров, был приглашен  в Петербург из Стокгольма, проживавший временно там '''Иоган Христофор Гунгер''', выдававший себя за мастера фарфорового дела. На самом деле Гунгер, действительно работавший на [[Фарфоровая мануфактура в Мейсене|Мейссенском]] и [[Венская фарфоровая мануфактура|Венском]] заводах, был только эмальером и о самом фарфоровом производстве имел не слишком точное представление. Ряд попыток его наладить производство '''фарфора''' в Венеции, Швеции и Дании окончилось полной неудачей.
 +
Гунгер приехал в Россию в конце лета '''1744''' г. и в начале '''1745''' г. было приступлено к работе. Гунгер обещал очень быстро наладить дело, но в конечном итоге не мог ничего сделать, восстановил всех против себя непомерными требованиями и капризами и в конце 1748 г. получил окончательную отставку. Причиной также те положительные результаты, которые к этому времени были достигнуты [[Изобретатель русского фарфора|Д.И.Виноградовым]].
 +
Когда Гунгер приехал в Россию, то к нему для обучения делу, а также и для наблюдения, был приставлен незадолго до того вернувшийся из-за границы, обучавшийся там вместе с Ломоносовым и Рейзером,[[Изобретатель русского фарфора|Дмитрийй Иванович Виноградов]].
 +
Получивший серьезное техническое образование в Германии, бергмейстер [[Изобретатель русского фарфора|Виноградов]] сумел использовать т не многие сведения  общего характера, которыми обладал Гунгер, и путем длительных, научно поставленных опытов, самостоятельно добился секрета фарфорового производства. Первая сделанная на русском заводе вещь, с годом '''1748''', хранится в Московском Музее Фарфора.[[Файл:981811.jpg|thumb|280px|right|Бутылочная передача. 1760 г.]]
 +
C '''1753''' г.  завод стал уже принимать частные заказы, главным образом на мелкие вещи, как табакерки, чашки, набалдашники для тростей и т.п. Но около этого же времени у [[Изобретатель русского фарфора|Виноградова]] развилась болезнь сгубившая много талантливых русских людей - пьянство. Никакие меры строгости не могли извлечь [[Изобретатель русского фарфора|Виноградова]] и он умер в 1758 г., не дожив и до 40 лет. Он однако же успел приучить к делу нескольких мастеров и после его смерти завод продолжал развиваться и в последней четверти XVIII в., в отношении качества своих изделий, не уступал лучшим европейским заводам.
 +
Изделия первых годов завода носят индивидуальный характер, на них отзывались вкус и техника отдельных мастеров, имена которых нам в большинстве случаев неизвестны. Но позднее при  дальнейшем развитии производства, при увеличении фабричности дела, эти индивидуальные черты исчезают и все более и более выявляются общие смены стилей, потребностей и вкусов, характерных для той или иной эпохи. Это судьба всякого производства, работающего в крупном масштабе.
 +
 +
 +
 +
 +
 +
 +
 +
 +
 +
 +
Тройницкий С.Н. Русский фарфор / С.Н. Тройницкий ; оформл. Л.С. Хижинского. – Л., 1928. – 25, [5] с.: ил.; 12*16 см. – 3 000 экз.
 +
С.Н. Тройницкий (1882-1946) - директор Эрмитажа, один из основателей журнала "Старые годы" и издатель журнала "Гербовед". Настоящая книга посвящена описанию эрмитажного собрания русского фарфора XVIII в. В обложке работы Л.С. Хижинского (1896-1972) – рос. графика, ученика Д. И. Митрохина и В. М. Конашевича, продолжателя "мирискуснич." графич. традиции.
 +
Иллюстрированное издание.

Версия 21:32, 10 октября 2011

Личные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты