Просмотр исходного текста страницы Фаянс Мустье
Перейти к:
навигация
,
поиск
[[Категория:фарфор]] [[Файл:DSC06731.jpg|200px|left]] Мустье, маленький городок, затерявшийся среди отрогов южных Альп, несмотря на свое изолированное положение, стал третьим крупнейшим керамическим центром Франции и оказал огромное, подавляющее влияние на все южно-французские мастерские и даже некоторые испанские. Мастера Мустье, работавшие вдали от столицы и менее подверженные, вследствие этого, капризам царившей в Париже моды, значительно дольше удержались на достигнутой ими художественной высоте. Несмотря на широкую известность, которой пользовался в XVIII веке Мустье, имя фабрики в XIX веке было совершенно забыто, а произведения ее приписывались Руану, блеск которого как бы ослеплял всех исследователей и собирателей. Только в шестидесятых годах прошлого столетия барон Давилье опознал их истинное происхождение и восстановил славное прошлое маленького городка. Первая мастерская в Мустье была основана около 1686 г. [[Пьер Клерисс|Пьером Клерисси]], принадлежавшим к известной еще при Людовике XIII семье марсельских керамистов. В мастерской [[Пьер Клерисс|Клерисси]] с конца XVII века работал весьма искусный живописец [[Гаспар Вири|Гаспар Вири]], имя которого сохранилось на нескольких ранних изделиях Мустье. [[История фаянса|Фаянсы]] эпохи Клерисси украшены сценами охоты по гравюрам знаменитого итальянского живописца охотничих пейзажей и баталий Антонио Темпеста (1555-1630), служивших вообще долгое время художественными прописями. Иногда [[Гаспар Вири|Вири]] и друг, художники Мустье брали отдельные фигуры из произведений популярнейшего нидерландского художника середины XVI века, руководившего вкусом своего времени, Франса Флориса (1576-1670). В 1727 г. [[Пьер Ру|Пьер Ру]] открыл в Мустье вторую фабрику. В 1728 году первоначальнику керамического производства Мустье [[Пьер Клерисс|Пьеру Клерисси]] наследовал его одноименный племянник Пьер Клерисси II, возведенный при Людовике XV, в 1743 году, в дворянское достоинство и получивший впоследствии даже титул барона. Это доказывает, насколько упрочилось к этому времени положение мастеров-керамистов в качестве настоящих художников. В 1747 году [[Пьер Клерисс|Пьер Клерисси]] передал дело своему компаньону [[Жозеф Фук|Жозефу Фуку]] - основателю целой династии Фуков, в руках которых производство продолжалось до 1852 года. Третья очень важная фабрика была основана Олери, самым просвещенным и „подвижным" мастером Мустье, установившим связь между южной-французской и испанской керамикой, постоянно искавшим новых путей и умершим в нищете и полном забвении. Произведения Олери легко отличимы по марке, состоящей из маленького „о" пересеченного длинным „L". К середине XVIII века в Мустье уже существовало девять фабрик. Фигурная живопись ранних [[История фаянса|фаянсов]], в которых первые мастера как бы выразили свою причастность к культуре своего времени, не нашла дальнейшего применения в Мустье и очень скоро уступила место орнаментальной, которая и составляет славу и гордость данного производства. В начале XVIII века в Мустье выработался собственный орнаментальный стиль в виде тонких, изящных арабесок, среди которых расположены маленькие нимфы, сатиры, химеры, гермы, кариатиды и женские бюсты под изящными грациозными балдахинами и опять-таки руанскими ламбрекенами. Весь [[Орнамент|орнамент]], написанный большей частью, во всяком случае в начале, одноцветной синей краской, производит, при блестящей, тонкой, молочно-белой эмали, впечатление необычайной легкости, вполне гармонирующей с мелкими изящными формами самих предметов. Арабеска Мустье, однако, значительно отличается от строгой и четкой [[Руанский фаянс|руанской]] - она более изящна и изнежена и сила ее кажется, как будто, исчерпанной. Центральную часть блюд и тарелок занимают нередко заключенные в медальоны и окруженные гирляндами, до вольно небрежно написанные мифологические сцены: „Венера на спине дельфина", „Нептун с трезубцем в руках", „Орфей, укрощающий своей игрой диких зверей" и другие. Значительное влияние на выработку стиля Мустье оказали декоративные измышления отца и сына Берэн, творчество которых очень трудноотличимо одно от другого. Разноцветная живопись была занесена в Мустье из Испании Олери, работавшим одно время вместе с другими южно-французскими мастерами в Дени на фабрике герцога Оранда. Вообще [[История фаянса|фаянсы]] Мустье иногда трудноотличимы от испанских, так как те и другие расписывались одними и теми же французскими мастерами и помечались одинаковыми марками. Испания, как полагают, дала толчок и к декорировке сосудов Мустье карикатурами в стиле Калло, исполнявшихся однотонной желтой или зеленой краской. Правда, многие карикатуры на [[История фаянса|фаянсах]] Мустье прямо взяты с гравюр Калло, но большинство из них являются все же измышлениями, фантазиями местных мастеров и не могут претендовать на столь высокое происхождение. Это или маленькие человечки с длинными ослиными ушами или ослы, одетые как люди, обезьяны в смешных костюмах, разъезжающие верхом на самых невозможных животных, кошки, играющие на контрабасах, маленькие горбатые воины, пронзающие копьями страшные чудовища и т. п. забавные и нереальные существа. Нередко появляются на [[История фаянса|фаянсах]] Мустье и монахи в остроконечных капюшонах. Особую очень любопытную группу составляют [[История фаянса|фаянсы]], изготовлявшиеся в 1746 году и последующие годы после битвы при Фонтенэ, в которой французы под предводительством принца Саксонского наголову разбили союзные войска англичан, австрийцев и голландцев. Победа эта произвела во всей стране огромное впечатление, и прославляющие ее брошюры и летучки насчитываются дюжинами. Мастера Мустье также пожелали принять участие в этом общенародном торжестве и стали украшать свои изделия различными викториями, победными колесницами и бесконечно повторяющимся словом ,,victoire“. Вообще, на фаянсах Мустье мы очень часто встречаем надписи: „Да здравствует мир" и „Да здравствует война" - надписи, которые имеют значение дат, так как они всегда имеют отношение к какому-нибудь современному событию. Большое количество гербов на [[История фаянса|фаянсах]] Мустье указывает на широко распространенную славу его изделий. Среди его заказчиков встречаются такие имена как герцога Ришелье, маркизы Помпадур, знаменитого и веселого графа Морепа, получившего 22-х лет от роду пост министра, и друг. Фабрики Мустье продолжали процветать до революции, и число их постепенно все увеличивалось, но огромное количество получаемых заказов сообщило под конец их произведениям характер однообразия и уныния. Марки Мустье еще далеко не все разгаданы. Почти все южно-французские фабрики, как уже было отмечено, подражали стилю Мустье.
Возврат к странице
Фаянс Мустье
.
Личные инструменты
216.73.216.19
Обсуждение для этого IP-адреса
Зарегистрировать нового участника
Представиться системе
Пространства имён
Статья
Обсуждение
Варианты
Просмотры
Чтение
Просмотр
История
Действия
Поиск
Навигация
Главная
Случайная статья
О проекте
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Спецстраницы