Фаянс Мустье — Справочник коллекционера

Фаянс Мустье

Материал из Справочник коллекционера
Перейти к: навигация, поиск
DSC06731.jpg

Мустье, маленький городок, затерявшийся среди отрогов южных Альп, несмотря на свое изолированное положение, стал третьим крупнейшим керамическим центром Франции и оказал огромное, подавляющее влияние на все южно-французские мастерские и даже некоторые испанские. Мастера Мустье, работавшие вдали от столицы и менее подверженные, вследствие этого, капризам царившей в Париже моды, значительно дольше удержались на достигнутой ими художественной высоте. Несмотря на широкую известность, которой пользовался в XVIII веке Мустье, имя фабрики в XIX веке было совершенно забыто, а произведения ее приписывались Руану, блеск которого как бы ослеплял всех исследователей и собирателей. Только в шестидесятых годах прошлого столетия барон Давилье опознал их истинное происхождение и восстановил славное прошлое маленького городка.

Первая мастерская в Мустье была основана около 1686 г. Пьером Клерисси, принадлежавшим к известной еще при Людовике XIII семье марсельских керамистов. В мастерской Клерисси с конца XVII века работал весьма искусный живописец Гаспар Вири, имя которого сохранилось на нескольких ранних изделиях Мустье. Фаянсы эпохи Клерисси украшены сценами охоты по гравюрам знаменитого итальянского живописца охотничих пейзажей и баталий Антонио Темпеста (1555-1630), служивших вообще долгое время художественными прописями. Иногда Вири и друг, художники Мустье брали отдельные фигуры из произведений популярнейшего нидерландского художника середины XVI века, руководившего вкусом своего времени, Франса Флориса (1576-1670).

В 1727 г. Пьер Ру открыл в Мустье вторую фабрику. В 1728 году первоначальнику керамического производства Мустье Пьеру Клерисси наследовал его одноименный племянник Пьер Клерисси II, возведенный при Людовике XV, в 1743 году, в дворянское достоинство и получивший впоследствии даже титул барона. Это доказывает, насколько упрочилось к этому времени положение мастеров-керамистов в качестве настоящих художников. В 1747 году Пьер Клерисси передал дело своему компаньону Жозефу Фуку - основателю целой династии Фуков, в руках которых производство продолжалось до 1852 года.

Третья очень важная фабрика была основана Олери, самым просвещенным и „подвижным" мастером Мустье, установившим связь между южной-французской и испанской керамикой, постоянно искавшим новых путей и умершим в нищете и полном забвении. Произведения Олери легко отличимы по марке, состоящей из маленького „о" пересеченного длинным „L".

К середине XVIII века в Мустье уже существовало девять фабрик.

Фигурная живопись ранних фаянсов, в которых первые мастера как бы выразили свою причастность к культуре своего времени, не нашла дальнейшего применения в Мустье и очень скоро уступила место орнаментальной, которая и составляет славу и гордость данного производства. В начале XVIII века в Мустье выработался собственный орнаментальный стиль в виде тонких, изящных арабесок, среди которых расположены маленькие нимфы, сатиры, химеры, гермы, кариатиды и женские бюсты под изящными грациозными балдахинами и опять-таки руанскими ламбрекенами. Весь орнамент, написанный большей частью, во всяком случае в начале, одноцветной синей краской, производит, при блестящей, тонкой, молочно-белой эмали, впечатление необычайной легкости, вполне гармонирующей с мелкими изящными формами самих предметов. Арабеска Мустье, однако, значительно отличается от строгой и четкой руанской - она более изящна и изнежена и сила ее кажется, как будто, исчерпанной. Центральную часть блюд и тарелок занимают нередко заключенные в медальоны и окруженные гирляндами, до вольно небрежно написанные мифологические сцены: „Венера на спине дельфина", „Нептун с трезубцем в руках", „Орфей, укрощающий своей игрой диких зверей" и другие.

Значительное влияние на выработку стиля Мустье оказали декоративные измышления отца и сына Берэн, творчество которых очень трудноотличимо одно от другого. Разноцветная живопись была занесена в Мустье из Испании Олери, работавшим одно время вместе с другими южно-французскими мастерами в Дени на фабрике герцога Оранда.

Вообще фаянсы Мустье иногда трудноотличимы от испанских, так как те и другие расписывались одними и теми же французскими мастерами и помечались одинаковыми марками. Испания, как полагают, дала толчок и к декорировке сосудов Мустье карикатурами в стиле Калло, исполнявшихся однотонной желтой или зеленой краской. Правда, многие карикатуры на фаянсах Мустье прямо взяты с гравюр Калло, но большинство из них являются все же измышлениями, фантазиями местных мастеров и не могут претендовать на столь высокое происхождение. Это или маленькие человечки с длинными ослиными ушами или ослы, одетые как люди, обезьяны в смешных костюмах, разъезжающие верхом на самых невозможных животных, кошки, играющие на контрабасах, маленькие горбатые воины, пронзающие копьями страшные чудовища и т. п. забавные и нереальные существа. Нередко появляются на фаянсах Мустье и монахи в остроконечных капюшонах.

Особую очень любопытную группу составляют фаянсы, изготовлявшиеся в 1746 году и последующие годы после битвы при Фонтенэ, в которой французы под предводительством принца Саксонского наголову разбили союзные войска англичан, австрийцев и голландцев. Победа эта произвела во всей стране огромное впечатление, и прославляющие ее брошюры и летучки насчитываются дюжинами. Мастера Мустье также пожелали принять участие в этом общенародном торжестве и стали украшать свои изделия различными викториями, победными колесницами и бесконечно повторяющимся словом ,,victoire“. Вообще, на фаянсах Мустье мы очень часто встречаем надписи: „Да здравствует мир" и „Да здравствует война" - надписи, которые имеют значение дат, так как они всегда имеют отношение к какому-нибудь современному событию.

Большое количество гербов на фаянсах Мустье указывает на широко распространенную славу его изделий. Среди его заказчиков встречаются такие имена как герцога Ришелье, маркизы Помпадур, знаменитого и веселого графа Морепа, получившего 22-х лет от роду пост министра, и друг.

Фабрики Мустье продолжали процветать до революции, и число их постепенно все увеличивалось, но огромное количество получаемых заказов сообщило под конец их произведениям характер однообразия и уныния. Марки Мустье еще далеко не все разгаданы. Почти все южно-французские фабрики, как уже было отмечено, подражали стилю Мустье.

Личные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты