Просмотр исходного текста страницы Русские фарфоровые фигуры С.Н.Тройницкий
Перейти к:
навигация
,
поиск
[[Категория:фарфор]] [[Файл:Фарф-фиг.jpg|200px|left]] ''Текст взят из брошюры изданной в Ленинграде в 1928 году Комитетом популяризации художественных изданий при Государственной Академии истории материальной культуры. Автор текста С.Н.Тройницкий, обложка и марка издательства работы Л.С.Хижинского'' ---- XVIII век можно назвать веком [[История фарфора|фарфора]], не только потому, что в этом столетии было открыто в Европе его производство и стили один за другим возникать во всех европейских странах фарфоровые заводы, но главное потому что в это время начала выявляться потребность в [[История фарфора|фарфоре]], как в материале, что и обусловило его открытие и распространение. Конечно, до самого конца XVIII века и даже в начале XIX, [[История фарфора|фарфор]] был еще предметом роскоши, доступный лишь для немногих, но вместе с тем он перестал быть для европейцев только предметом коллекционерства или убранства. В XIX же веке фарфор[[История фарфора|фарфор]] получил широкое распространение в качестве не только красивого, но и технически совершенного материала, и в этом отношении во многих случаях совершенно незаменимого. Первый европейский фарфоровый завод — [[Фарфоровая мануфактура в Мейсене|Мейсенский]] — возник благодаря мысли ученого Чирнгауза использовать естественные богатства страны, удержать в стране большие стредства, расходовавшиеся на приобретение восточного [[История фарфора|фарфора]], и привлечь еще средства продажей произведений первого и единственного европейского завода. Следующие фарфоровые заводы в европейских странах, и в том числе и наш казенный завод, основанный в 1744 году, своим возникновением были обязаны тщеславию правителей, из которых каждый желал иметь свое собственное производство. Но в виду подсознательной потребности в [[История фарфора|фарфоре]], как в материале, те из заводов, которые были обеспечены сырьем, продолжали существовать и развиваться, те же которые возникли совсем искусственно и требовали больших расходов для получения [[Глина|глины]] и топлива, довольно быстро прекращали свое существование. В середине XVIII века появился ряд небольших заводов частного характера, основанных уже с чисто промышленными целями, Таковыми были заводы Англии и Тюрингии. [[Файл:Р.ф.46.jpg|200px|right]] В России во второй половине XVIII века, таким был завод английского купца [[Фарфоровый завод Гарднера|Франца Гарднера]]. В тоже время у нас существовал еще ряд частных фарфоровых заводов, но производство их было столь незаметно, что мы до сих пор ничего оних не знаем, кроме самого факта их существования. В XIX веке картина резко изменилась. Континентальная блокада Бонапарта, превратившая ввоз английских товаров в Россию, послужила к развитию русской промышленности и к увеличению числа фабрик и заводов, в том числе и фарфоровых. Обеспеченность сырьем и дешевизна крепостного труда делали устройство многих промышленных предприятий чрезвычайно несложным и фарфоровые заводы основывались не только мелкими промышленниками. Рассчитывавшими на более или менее ограниченный рынок, но и помещиками, овладавшими достаточной инициативой и обеспеченными необходимым количеством [[Глина|глины]], дров и крепостных рук. Некоторые из таких помещичьих заводов существовали лишь по несколько лет и затем закрывались за бездоходностью и убыточностью, как, например, [[Завод Всеволожского|завод Всеволожского]] или [[Завод Долгорукова|Долгорукова]]. Ликвидация же большенства совпала с крестьянской реформой и остались лишь те немногие, которые успели завоевать себе определенный рынок и были поставленны на правельный торговый расчет. Говорить сейчас об истории русского [[История фарфора|фарфора]] XIX века преждевременно, так как эта отрасль производства еще совершенно не изучена. Правда интерес к изделиям русских частных заводов возник еще в конце прошлого столетия, но интерес был чисто коллекционерский и самое изучение было поставленно в неправельной плоскости. Установка была сделана (и делается до сих пор, даже в музеях) на изучение клейм и истории отдельных заводов и на распределение сохранившихся предметов по заводам, то-есть исследование шло от частного к общему. Между тем, по нашему убеждению, в этом вопросе исследователь должен идти в обратном порядке, то есть от общего к частному, и попытаться сперва выяснить общую картину производства огромного числа мелких заводов, продукция которых, ни в художественном, ни в техническом отношении не носила особенно ярких индивидуальных черт, и лишь после этого можно перейти к детализации оставшегося материала, поскольку это вообще явится необходимым. Произведения русских заводов XIX века можно разделить на две основные группы. [[Файл:Kazak miklashevsky.jpg|150px|left]] К первой должны быть отнесены изделия круппных заводов, как бывший [[Императорский фарфоровый завод|императорский]], [[Фарфоровый завод Гарднера|Гарднера]], [[Фарфоровый завод Попова А.Г.|Попова]], хотя с большой производительностью, но принадлежавших лицам с крупными средствами, как [[Фарфоровый завод Юсупова|Юсуповых]] в Архангельском, [[Фарфор завода Миклашевского|Миклашевских]] в Волокитине и некоторых других. Эти заводы имели возможность получать из-за границы необходимые материалы, а иногда и готовые изделия, и держать квалифицированных мастеров и художников, вследствие чего, а также благодаря уровню потребителей, изделия этих заводов носят характерные особенности стиля и вкусов известной эпохи и смены их, и мало чем отличаются от изделий заводов иностранных. Их продукция может быть рассматриваемая в одной плоскости с современной им продукцией западно-еврапейских заводов, за немногими и незначительными исключениями и с поправкой на хронологическую разницу в развитии и смене стилей в той или другой стране. Царивший в начале XIX века всюду так называемый стиль империи - «[[Ампир|ампир]]” - является наследием эпохи классицизма и логическим развитием предшествовавшего стиля. Этот стиль развивался у нас очень рано и держался долше чем где бы то ни было. Реставрация Бурбонов во Франции привела к желанию реставрировать и стиль середины XVIII века, так как стиль империи, связанный с эпохой «узурпатора Буонапарта» был неприятен для востановленного королевского режима, преследовавшего все, что напоминало период в 25 лет, в течение которого представители королевского дома и аристократии искали приют и помощи в других странах. В результате восстановлен был стиль [[Рокайль|рокайль]], бывший таким же искусственным, как и востановление династии Бурбонов и Орлеанов, но продержавшийся значительно дольше. К нам этот стиль пришел сравнительно поздно; он должен был выдержать значительную борьбу с [[Ампир|ампиром]], прочно у нас акклиматизировавшимся, и разцвет его падает на 1850 и 1860 гг. и связан с эпохой Александра II, при чем в провинцию он проникал сравнительно мало. В последней четверти XIX века наступает время отсутствия определенного стиля. [[Готический стиль]], возникший под влиянием литературного течения, родоначальником которого является Вальтер Скотт, а отчасти под влиянием национального движения в разгромленной Наполеоном Германии, отразился на фарфоровых изделиях почти исключительно [[Императорский фарфоровый завод|Императорского завода ]]и в провинцию проникал мало (Попытка возраждения [[Готический стиль|готического стиля]] была сделана у нас при Екатерине II, но на фарфоровых изделиях она не отразилась). То же можно сказать и об официальном русском стиле впервые созданном Ронетом (1845 — 1908), более всего выразившемся в постройке деревянных домов в эпоху Александря III. Более разнообразны и близки к жизни были формы, в которые облекалась фарфоровая пластика. И здесь, конечно, нашли свое отражение и [[Ампир|ампир]], и возврат к XVIII веку, и романтизм средневековья, но самыми интересными и самыми характерными являются те предметы, которые рисуют современный им быт и отражают жизнь своей эпохи, жизнь деревенскую и городскую. [[Файл:PA210333 (2).JPG|200px|right]] Деревенские типы представляют собой крестьянских девок, парней, мужиков и баб, без каких либо этнографических признаков, отражают русскую деревню сквозь призму сентиментальности, работающую и веселящую под властью «доброго» помещика. После пышности XVIII века, после гнета Павловского времени и тревог Наполеоновских войн, среднему обывателю было необходима такая сентиментальная простота. Он с одинаковым умилением внимал героическим подвигам героев романов Вальтер Скотта или Радклиффа и приключениям Параши Сибирячки и Бедной Лизы. Русские народные типы выделывал казенный завод и при Екатерине II, но лишь в сопоставлении с другими народностями, обитавшими в Российском государстве; это было выявление обширности империи и разнообразия ее племенного состава, как это было повторено и в последние годы старого режима с империалистической тенденцей. Первая же половина XIX века просто прославляла прелести деревенской жизни. Городская жизнь представлена рядом барынь и щеголей, прямо сошедших с модных картинок того же времени, небольшим количеством типов мещан и домашней прислуги и, особенно, уличными типами торговцев. Интерес к типам уличных торговцев проявляли на Западе многие художники; начиная с XVI века появляются целые серии гравюр, изображающих эту сторону городского быта. Особенно много их появилось в XVIII и в начале XIX вв. У нас эти темы впервые появились в конце XVIII века, и в течение первой половины XIX века вышло большое число таких серий, исполненных офортом, гравюрой или литографией. Большая часть их издана в России, но некоторые, наиболее ранние, вышли за границей. Интересно, что все эти листы, часто правда повторяющие один другого, изображают лишь типы уличных торговцев Петербурга; нам ни разу не пришлось видеть хоть один лист. Изображающий торговца не только провинциального города, но даже и Москвы. Весьма возможно, что такая торговля в разное время была особенно характерна для чинной, новопостроенной столицы, местоприбывания двора, и не была необходимостью для других, широко раскинувшихся городов, в которых процветали еще усадебные навыки и многое привозилось из ближайших имений и хутаров. Быстро же растущий и вытянутый в струнку Питер не имел этой возможности и не желал портить своего вида множеством мелких лавченок, большие же крытые рынки для многих были слишком отдалены и дороги. Романтизм в литературе и искусстве тоже нашел свое отражение и в [[История фарфора|фарфоре]]. Под влиянием романов Вальтер Скотта, Дюма и других, появляются заимствованные с Запада фигуры рыцарей и кавалеров, знатных дам с соколами и т.д.; восстание греческих гетеристов и связанная с этим литература, картины и иллюстрации, создают соответствующие типы в [[История фарфора|фарфоре]]. Иногда заводы просто копируют известные картины, как например картину Делароша Дети Эдуарда IV. Только почему-то на нашем экземпляре дети держат книгу с именем Кромвеля, жившего на полтораста лет позже. Очень часто встречаются фигурки, взятые с иллюстраций к известному сентиментальному роману Бернардена де Сен-Пьера - Павел и Виргиния, вышедшему еще в XVIII веке, но переводы которого печатались у нас в первой половине XIX века. Встречаются иллюстрации, взятые с гравюр и литографий к русским произведениям, главным образом, к басням Крылова — Демьянова уха, Скупой и смерть, Пустынник и медведб. «Записки ружейного охотника» Аксакова. Вышедшие в 1852 году, и «Записки охотника» Тургенева, печатавшиеся с 1847 года, свидетельствуют о переходе, в связи с изменением экономических условий помещичьего быта, от псовой охоты к ружейной, доступной и для среднего городского обытателя. И в [[История фарфора|фарфоре]] мы встречаем ряд изображений ружейных охотников и лягавых собак и совсем не встречаем типов псовой охоты. Другие породы собак и изображения других животных встречаются очень редко и представляют собой копии с иностранных образцов. [[Файл:Пас.jpg|200px|left]] Военные, религиозные и театральные сюжеты встречаются сравнительно редко и представляют собой довольно случайный материал. Зато фигурки обнаженных и полуобнаженных женщин очень многочисленны и очевидно пользовались большим спросом. Оригиналами для них служили иногда французские литографии, часть же исполнена несомненно по русским моделям. Очень многочисленны и разнообразны копии с иностранных образцов, не имеющие бытавого характера. Среди них встречаются повторения с оригиналов XVIII века, мифологические и аллегорические сюжеты, обжоры и т.д. Интересно отметить, что как раз среди аллергорических и мифологических сюжетов встречаются наиболее лубочные экземпляры, в то время как чисто бытовые фигурки в большенстве очень хорошего качества. Это можно объяснить тем, что менее обеспеченный и более провинциальный потребитель требовал более отвлеченных сюжетов, разных Венер, Самсонов, изображений стран света и времен года, в то время как более квалифицированный потребитель интересовался более повседневными сюжетами или хорошими копиями иностранных образцов. Нередки кружки в виде сидящих женских и мужских фигур, исполненные большею частью с английских фаянсовых образцов XVIII века, частью с французских фарфоровых, более поздних. Довольно много карикатур разных лиц, как например писателей Греча и Булгарина и др. Исключительно разнообразен и трудно характеризуем тот материал, который изготовлялся на небольших заводах для местного потребителя. Материал этот лишенный характерных типовых признаков, может быть сгруппирован лишь после тщательного изучения всего известного материала. ---- Тройницкий С.Н. Русский фарфор / С.Н. Тройницкий ; оформл. Л.С. Хижинского. – Л., 1928. – 25, [5] с.: ил.; 12*16 см. – 3 000 экз. С.Н. Тройницкий (1882-1946) - директор Эрмитажа, один из основателей журнала "Старые годы" и издатель журнала "Гербовед". Настоящая книга посвящена описанию эрмитажного собрания русского фарфора XVIII в. В обложке работы Л.С. Хижинского (1896-1972) – рос. графика, ученика Д. И. Митрохина и В. М. Конашевича, продолжателя "мирискуснич." графич. традиции. Иллюстрированное издание.
Возврат к странице
Русские фарфоровые фигуры С.Н.Тройницкий
.
Личные инструменты
216.73.216.94
Обсуждение для этого IP-адреса
Зарегистрировать нового участника
Представиться системе
Пространства имён
Статья
Обсуждение
Варианты
Просмотры
Чтение
Просмотр
История
Действия
Поиск
Навигация
Главная
Случайная статья
О проекте
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Спецстраницы