Просмотр исходного текста страницы Общество Поощрения художеств
Перейти к:
навигация
,
поиск
[[Категория: Фарфор]] Организовано в Петербурге в 1820 г. Его учредителями стали известные в России меценаты: статс-секретарь императора Александра I [[Кикин|П. А. Кикин]], художник-любитель, герой войны 1812 г. подполковник [[А. И. Дмитриев-Мамонов]], князь [[И. А. Гагарин]], ученый-топограф, полковник [[Ф. Ф. Шуберт]], гравер [[Л. И. Киль]]. Появление общества было вызвано тем, что с 1817 г. в результате реформы Императорской Академии художеств, проведенной ее президентом [[А. Н. Олениным]], наряду с прогрессивными начинаниями, усилились регламентация внутренней жизни и контроль за деятельностью выпускников через распределение официальных заказов и организацию художественных выставок. Ограничивался доступ в Академию выходцам из крепостного и мещанского сословия. Целью "Общества поощрения художников" провозглашалось содействие "успехам изящных искусств России, поощрение дарований русских художников". Общество материально поддерживало молодых живописцев и скульпторов, давало им заказы, субсидии для обучения за границей, выпускало книги и альбомы. В 1821—1857 гг. в общество входили высокопоставленные российские аристократы: председатель Государственного совета князь [[В. П. Кочубей]], наместник в Царстве Польском князь [[И. Ф. Паскевич]], петербургский генерал-губернатор [[П. Н. Игнатьев]], министр народного просвещения граф [[С. С. Уваров]], наместник на Кавказе князь [[М. С. Воронцо]]в, шеф жандармов граф[[А. Х. Бенкендорф[[, князья [[Голицыны]], граф [[А. Г. Кушелев-Безбородко]], граф [[В. А. Мусин-Пушкин]], [[Е. И. Мюссар]] , поэт [[В. А. Жуковский]], писатели [[Н. В. Кукольник]], князь [[В. Ф. Одоевский]] и многие другие. Общество принимало от Императорского двора ежегодные денежные субсидии и пособия для отличившихся художников "по собственному представлению". С 1840 г. председателями Комитета общества состояли члены императорской фамилии. "Общество поощрения художников" сыграло значительную роль в организации российской художественной жизни вне стен Академии художеств и, в частности, в укреплении романтического движения в русском искусстве первой трети XIX в. В 1820—1830 гг. по заказу общества выпускались литографические серии: "Виды Санкт-Петербурга и его окрестностей" при участии [[К. П. Беггрова]], [[А. П. Брюллова]], [[К. П. Брюллова]], [[С. Ф. Галактионова]], "Портреты знаменитых россиян", "Сцены из русского народного быта" И. С. Щедровского ; учебные пособия для художников. С 1823 г. под редакцией [[В. И. Григоровича]] начал выходить "Журнал изящных искусств". В 1836—1839 гг. под редакцией [[Н. В. Кукольника]] общество выпускало "Художественную газету". Пенсионерами общества за границей были выдающиеся живописцы [[Карл Брюллов]] и [[Александр Иванов]], братья [[Чернецовы]]. С 1857 г. в ведение общества перешла Рисовальная школа с "целью распространения образования в низших классах". С 1906 г. директором школы был [[Рерих Николай|Н. К. Рёрих (Рерих]], учредивший два "отдела": рисовальный (общеприготовительный) и художественно-ремесленный (специальный). При новом директоре расширилось преподавание общеобразовательных предметов и истории искусства. Действовали мастерские: иконописная, ткацкая, керамики и росписи фарфора, чеканки по металлу. [[Рерих Николай|Рёрих]] организовывал для учащихся поездки по старинным русским городам. Девизом прогрессивной для того времени школы стали слова ее директора: "Глубокое понимание всех отраслей художественного производства может окрепнуть лишь в сознании том, что искусство едино; в сознании, что искусство повседневных предметов делается значительным лишь в органической связи с лучшим и высшим творчеством"1. Стараниями педагогов школа "Общества поощрения художеств" стала вторым в России после московского Строгановского училища художественно-промышленным учебным заведением, где становились прозрачными границы между разными видами творчества, искусством и ремеслом, "высоким творчеством" и "техническими искусствами". В 1870 г. общество из казны получило в Петербурге дом № 38 на Большой Морской улице. В этом доме регулярно устраивались большие художественные выставки. В том же году по инициативе [[Д. В. Григоровича]] при обществе был создан Художественно-промышленный музей. В 1898—1901 гг. общество издавало под редакцией [[Н. П. Собко]] журнал "Искусство и художественная промышленность", в 1901—1907 гг. — журнал "Художественные сокровища России". Его редактором был [[Бенуа, Александр Николаевич|А. Н. Бенуа]], с 1903 г. — [[Прахов, Адриан Викторович|А. В. Прахов]]. В новом уставе организации, принятом в 1882 г., подчеркивалась цель — "способствовать развитию вкуса к изящному во всех слоях общества". После революции, в 1918 г., значительно сокращена была школа, затем началась национализация собственности, уничтожение музея (в 1929 г. его коллекции расформировали по разным музеям). В 1930 г. "Общество поощрения художеств" упразднили как "несоответствующее духу времени", что, как это ни грустно, было истиной. Макаренко Н. Школа Императорского Общества Поощрения художеств (1839—1914). Пг., 1914. С. 52.
Возврат к странице
Общество Поощрения художеств
.
Личные инструменты
216.73.216.223
Обсуждение для этого IP-адреса
Зарегистрировать нового участника
Представиться системе
Пространства имён
Статья
Обсуждение
Варианты
Просмотры
Чтение
Просмотр
История
Действия
Поиск
Навигация
Главная
Случайная статья
О проекте
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Спецстраницы