Общество Поощрения художеств — Справочник коллекционера

Общество Поощрения художеств

Материал из Справочник коллекционера
Перейти к: навигация, поиск


Организовано в Петербурге в 1820 г. Его учредителями стали известные в России меценаты: статс-секретарь императора Александра I П. А. Кикин, художник-любитель, герой войны 1812 г. подполковник А. И. Дмитриев-Мамонов, князь И. А. Гагарин, ученый-топограф, полковник Ф. Ф. Шуберт, гравер Л. И. Киль. Появление общества было вызвано тем, что с 1817 г. в результате реформы Императорской Академии художеств, проведенной ее президентом А. Н. Олениным, наряду с прогрессивными начинаниями, усилились регламентация внутренней жизни и контроль за деятельностью выпускников через распределение официальных заказов и организацию художественных выставок. Ограничивался доступ в Академию выходцам из крепостного и мещанского сословия. Целью "Общества поощрения художников" провозглашалось содействие "успехам изящных искусств России, поощрение дарований русских художников". Общество материально поддерживало молодых живописцев и скульпторов, давало им заказы, субсидии для обучения за границей, выпускало книги и альбомы. В 1821—1857 гг. в общество входили высокопоставленные российские аристократы: председатель Государственного совета князь В. П. Кочубей, наместник в Царстве Польском князь И. Ф. Паскевич, петербургский генерал-губернатор П. Н. Игнатьев, министр народного просвещения граф С. С. Уваров, наместник на Кавказе князь М. С. Воронцов, шеф жандармов граф[[А. Х. Бенкендорф[[, князья Голицыны, граф А. Г. Кушелев-Безбородко, граф В. А. Мусин-Пушкин, Е. И. Мюссар , поэт В. А. Жуковский, писатели Н. В. Кукольник, князь В. Ф. Одоевский и многие другие. Общество принимало от Императорского двора ежегодные денежные субсидии и пособия для отличившихся художников "по собственному представлению". С 1840 г. председателями Комитета общества состояли члены императорской фамилии. "Общество поощрения художников" сыграло значительную роль в организации российской художественной жизни вне стен Академии художеств и, в частности, в укреплении романтического движения в русском искусстве первой трети XIX в. В 1820—1830 гг. по заказу общества выпускались литографические серии: "Виды Санкт-Петербурга и его окрестностей" при участии К. П. Беггрова, А. П. Брюллова, К. П. Брюллова, С. Ф. Галактионова, "Портреты знаменитых россиян", "Сцены из русского народного быта" И. С. Щедровского ; учебные пособия для художников. С 1823 г. под редакцией В. И. Григоровича начал выходить "Журнал изящных искусств". В 1836—1839 гг. под редакцией Н. В. Кукольника общество выпускало "Художественную газету". Пенсионерами общества за границей были выдающиеся живописцы Карл Брюллов и Александр Иванов, братья Чернецовы. С 1857 г. в ведение общества перешла Рисовальная школа с "целью распространения образования в низших классах". С 1906 г. директором школы был Н. К. Рёрих (Рерих, учредивший два "отдела": рисовальный (общеприготовительный) и художественно-ремесленный (специальный). При новом директоре расширилось преподавание общеобразовательных предметов и истории искусства. Действовали мастерские: иконописная, ткацкая, керамики и росписи фарфора, чеканки по металлу. Рёрих организовывал для учащихся поездки по старинным русским городам. Девизом прогрессивной для того времени школы стали слова ее директора: "Глубокое понимание всех отраслей художественного производства может окрепнуть лишь в сознании том, что искусство едино; в сознании, что искусство повседневных предметов делается значительным лишь в органической связи с лучшим и высшим творчеством"1. Стараниями педагогов школа "Общества поощрения художеств" стала вторым в России после московского Строгановского училища художественно-промышленным учебным заведением, где становились прозрачными границы между разными видами творчества, искусством и ремеслом, "высоким творчеством" и "техническими искусствами". В 1870 г. общество из казны получило в Петербурге дом № 38 на Большой Морской улице. В этом доме регулярно устраивались большие художественные выставки. В том же году по инициативе Д. В. Григоровича при обществе был создан Художественно-промышленный музей. В 1898—1901 гг. общество издавало под редакцией Н. П. Собко журнал "Искусство и художественная промышленность", в 1901—1907 гг. — журнал "Художественные сокровища России". Его редактором был А. Н. Бенуа, с 1903 г. — А. В. Прахов. В новом уставе организации, принятом в 1882 г., подчеркивалась цель — "способствовать развитию вкуса к изящному во всех слоях общества". После революции, в 1918 г., значительно сокращена была школа, затем началась национализация собственности, уничтожение музея (в 1929 г. его коллекции расформировали по разным музеям). В 1930 г. "Общество поощрения художеств" упразднили как "несоответствующее духу времени", что, как это ни грустно, было истиной.


Макаренко Н. Школа Императорского Общества Поощрения художеств (1839—1914). Пг., 1914. С. 52.

Личные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты