Просмотр исходного текста страницы Русский фарфор С.Н.Тройницкий
Перейти к:
навигация
,
поиск
[[Категория:фарфор]] [[Файл:PA040271.JPG|200px|left]] ''Текст взят из брошюры изданной в Ленинграде в 1928 году Комитетом популяризации художественных изданий при Государственной Академии истории материальной культуры. Автор текста С.Н.Тройницкий, обложка и марка издательства работы Л.С.Хижинского'' ---- Русский '''фарфор''' в отношении возникновения этого производства и характерных технических особенностей, не может быть отделяем от европейского производства вообще. Его нельзя выделять в особую группу по признаку национального происхождения, по признаку выработки предметов на определенной территории. Это не значит, что он лишен национальных черт, но эти национальные особенности, сказавшиеся главным образом в претворении через русскую призму декоративных, художественных и бытовых явлений, заимствованных с Запада, характеризуют русское фарфоровое производство только под одним углом зрения. Не надо забывать, что фарфоровое производство в России возникло в подражание Западу, что секрет этого производства, хотя и разработанный русским ученым, был заимствован оттуда же, что оттуда к нам шли всегда образцы, краски и мастера, как техники, так и художники. За более чем полуторавековое существование русского '''фарфора''' характерность его национальных признаков менялась в зависимости от быта, с которым он был связан. В первые десятилетия, до начала XIX в., национальных черт очень мало. Конечно, и материал и техника и фактура придают русским вещам отличительные признаки, по которым опытный глаз почти всегда (но не всегда) отличит русский''' фарфор''' от иноземного, но,за исключением этого, в нем мало характерного. Создание в екатерининское время серии фигурок народностей тоже не является чем-то специфическим, т.к. аналогичные вещи делали и другие заводы. В начале XIX в. с распространением фарфорового производства, с проникновением фарфоровых изделий в более широкие массы, с возникновением большого числа мелких заводов, характерные особенности русского '''фарфора''' делаются более четкими, не смотря на продолжающееся влияние иностранных образцов. Но во второй половине XIXв., с закрытием большинства малых заводов, с переходом к производству более фабричного характера, эти национальные черты русского '''фарфора''' опять почти сходят на нет и остаются лишь национальные сюжеты столь типичные для последних царствований, но которые с таким же успехом могли быть исполнены на заводах всякой другой страны. Поэтому совершенно невозможно изучать и рассматривать русский '''фарфор''', выделяя его из общей массы европейского производства, т.к. особенными в нем являются лишь детали техники мастерства и некоторые бытовые преломления.[[Файл:Xfif.jpg|250px|right]] В Московской Руси '''фарфор''' не играл не какой роли. Конечно, отдельные предметы китайского фарфора проникли к нам, но ценились только как редкости, как вещи более ценные, чем предметы из драгоценных материалов. Самый уклад русской жизни не требовал такого материала и русский человек вполне довольствовался утварью из металлов, поливной глины и дерева. К концу XVII в. под влиянием усилившейся европеизации, количество проникавшегося в России восточного '''фарфора''' увеличилось, но он продолжал быть предметом роскоши, а не обихода. Поэтому не было и вопроса о начале у нас производства этого материала в котором не ощущалось необходимости. Впервые полезность этого материала была основана Петром, заказавшим в Китае фарфоровую аптекарскую посуду,т.к. хранение лекарственных снадобий в посуде из металла или из пористой, хотя и поливной глины было, конечно, нецелесообразным. Но дальность китайского производства и дороговизна изделий и их доставки делали такой заказ исключением. Во время поездки своей за границу в '''1716''' г. Петр интересовался различными производствами, в том числе и керамическим, и результатом было заключение в '''1718''' г. контракта с порцеллинным мастером Эггельбрехтом. Эггельбрехт, работавший до этого в Дрездене и позже вернувшийся туда же, приехал в Петербург в сентябре '''1718''' г., пробыл в России некоторое время, но по каким то причинам из приезда его ничего не вышло.[[Файл:Виноградов.jpg|200px|left]] Также ни к чему не привели и попытки выделывать '''фарфор''' на основанной в '''1723''' г. в Москве [[Фаянсовая фабрика Гребенщикова|фаянсовой фабрики Афанасия Гребенщикова]]. Правда, в 1747 г. Гребенщиков доносил, что им сделана фарфоровая чашка, которая по отзыву явилась очень не худа, но т.к. для изготовления '''фарфора''' требовалось особое оборудование, которое на фаянсовом заводе не было т.к. самый секрет изготовления '''фарфора''' не был тогда известен в России и т.к. трудно предположить, чтобы одновременно нашлось два столь замечательных и ученых человека как [[Изобретатель русского фарфора|Виноградов Д.И.]], из которых один, путем долгих опытов, добился успеха в Петербурге, а другой в Москве, то скорее всего та чашка, о которой идет речь, только внешне походила на '''фарфор''', как знаменитый [[История фаянса|фаянс]] [[Дельфта]]. Вспомним сколько усилий, времени и средств затрачивалось в разных странах для открытия секрета этого производства и тогда будет ясно, как мало вероятны достижения Гребенщикова, тем более что о дальнейших результатах более ничего не слышно не было. Самая же вещь не сохранилась. Так же неудачна была и третья попытка получить секрет производства путем покупки сведений у китайских мастеров. В конце XVII и в XVIII вв.каждые три года отправлялись из России в Китай казенные караваны за разными товарами и драгоценными камнями. И вот начальнику одного из таких караванов Лебратовскому было поручено, путем подкупа китайских мастеров узнать нужный секрет. Лебратовский исполнил поручение, но практических результатов это не дало, т.к. Лебратовский сам с двумя помощниками занимался изготовлением '''фарфора''' на основании купленных за дорогую цену сведений, но потерял полную неудачу и должен был сознаться, что необходимо еще раз съездить в Китай, для того чтобы получить дополнительные данные. Но, т.к. к этому времени на Петербургском заводе дело уже было налажено, то опыты Лебратовского на этом и были покончены. Почти одновременно с поручением, данным Лебратовскому подкупить китайских мастеров, был приглашен в Петербург из Стокгольма, проживавший временно там '''Иоган Христофор Гунгер''', выдававший себя за мастера фарфорового дела. На самом деле Гунгер, действительно работавший на [[Фарфоровая мануфактура в Мейсене|Мейссенском]] и [[Венская фарфоровая мануфактура|Венском]] заводах, был только эмальером и о самом фарфоровом производстве имел не слишком точное представление. Ряд попыток его наладить производство '''фарфора''' в Венеции, Швеции и Дании окончилось полной неудачей.
Возврат к странице
Русский фарфор С.Н.Тройницкий
.
Личные инструменты
Зарегистрировать нового участника
Представиться системе
Пространства имён
Статья
Обсуждение
Варианты
Просмотры
Чтение
Просмотр
История
Действия
Поиск
Навигация
Главная
Случайная статья
О проекте
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Спецстраницы