Просмотр исходного текста страницы Европейский фарфор С.Н.Тройницкий
Перейти к:
навигация
,
поиск
[[Категория:фарфор]] [[Файл:PA040270.JPG|200px|left]] ''Текст взят из брошюры изданной в Ленинграде в '''1928''' году Комитетом популяризации художественных изданий при Государственной Академии истории материальной культуры. Автор текста С.Н.Тройницкий, обложка и марка издательства работы Л.С.Хижинского'' ---- Как известно, первые более или менее точные сведения о производстве '''фарфора''', а также некоторое количество образцов, вывез из Китая в Европу известный путешественник Марко Поло в конце XII века. Весьма возможно, что уже вскоре после этого были какие-нибудь попытки открыть секрет производства этого ценного и редкого материала, но мы об них ничего не знаем. Первые документальные данные о таких опытах относятся к середине '''XV''' века и затем, не прекращаясь, идут в течение двух с половиной столетий, когда немцу Бетхеру действительно удаётся производство настоящего '''фарфора'''. Все же остальные бывшие до этого, хотя и считавшиеся удачными, опыты сводились лишь к внешнему подражанию материалу. Это является вполне понятным, если мы вспомним слабую степень развития прикладной химии в то время и связь первых опытов с [[История фаянса|фаянсовым]] или стеклянным производствами, т.е. с производствами несравненно менее сложными и трудными, но внешне иногда довольно похожими. Первые определённые сведения относятся к '''1470''' году, когда якобы одному венецианцу удалось открыть секрет изготовления '''фарфора'''. Имеются данные, что в '''XVI''' веке в той же Венеции другим лицам удалось открыть секрет производства "настоящего восточного '''фарфора'''", но несомненно это были лишь изделия из молочного цвета стекла, о чём свидетельствуют два прекрасных образца из Эрмитажа относящиеся к первой половине '''XVI''' века. Несколько удачнее были попытки сделанные в конце '''XVI''' века во Флоренции при дворе Тосканских герцогов. Сохранившиеся в количестве нескольких десятков образцы этого производства позволили установить, что в их составе был каолин и по характеру материала они стоят между настоящим твёрдым '''фарфором''' и полу'''фарфором'''. Но это производство существовало не долго и не имело дальнейших результатов, так же как и опыты производившиеся в некоторых других итальянских городах. Когда с открытием около '''1500''' года морского пути в Индию, бывшая до тех пор в руках венецианцев и генуэзцев торговля с востоком стала переходить в руки других стран, главным образом в Голландию, то естественно в этой стране, в которую в значительном количестве стали поступать восточные товары и в том числе '''фарфор''', появилось стремление попытаться ему подражать. Но и эти подражания относились лишь к внешнему виду. Первое место среди них занимают изделия мастеров Дельфта, получившие особую славу с середины '''XVII''' века. Дельфтские мастера часть точно копировали восточные образцы, частью европеизировали восточные формы и декоровку. Но в отношении качества материала и в художественном и в практическом применении [[История фаянса|фаянс]], конечно, много уступал восточному '''фарфору'''. Производство дельфтского [[История фаянса|фаянса]] процветало до середины XVIII века, когда наладившееся производство настоящего '''фарфора''', в связи с общими бытовыми условиями, понемногу вытеснило его из широкого обихода. В середине '''XVII''' века началось развитие [[История фаянса|фаянсового]] производства в Руане, во Франции, и сделан был ряд попыток найти секрет производства '''фарфора'''. Две из них имели довольно положительные результаты, так как им удалось получить материал, составивший в последствии славу французских '''фарфоровых''' заводов, материал, который если бы и не был '''фарфором''' в настоящем смысле, то наиболее приближался к нему и во всяком случае имел большое значение в истории европейского '''фарфора'''. Материал этот известный под названием полу'''фарфора''', уступал настоящему твёрдому '''фарфору''' в технических достоинствах, но зато имел преимущество в смысле художественного использования. В этом отношении он имел огромное влияние на художественный стиль декоровки изделий большинства европейских заводов второй половины '''XVIII''' века. Расцвет производства полу'''фарфора''' относится к середине и второй половине '''XVIII''' века. К началу '''XIX''' века, когда в связи с французской революцией и целым рядом других условий быта, '''фарфоровая''' посуда перестала быть предметом роскоши, а стала практической необходимостью для очень широких кругов населения, полу'''фарфор''', как сказано выше, очень уступавший твёрдому фарфору в техническом отношении, навсегда сошел со сцены. В '''1673''' году руанский фаянсовый мастер Луи Потера получил королевскую привилегию на производство '''фарфора''' и завод его существовал до его смерти в '''1696''' году. В это же время почти таких же результатов достиг другой руанский мастер Пьер Шиканно. сам однако не успевший наладить дело. После его смерти в '''1695''' году т.е. к моменту прекращения производства Потера, вдова и дети Шиканно, в свою очередь получили привилегию на производство фарфора в Сен-Клу, около Парижа. Для того, что бы лучше сохранить тайну производства и обеспечить себя от конкуренции, все такие возникавшие по частной инициативе заводы, кроме получения привилегии, старались заручиться покровительством какого-либо знатного лица, имевшего возможность защитить их интересы и в свою очередь удовлетворившего этим своё тщеславие, имея свой завод для производства такого модного в то время материала. Завод в Сен-Клу пользовался в начале покровительством герцога Орлеанского, бывшего после смерти Людовика XIV регентом Франции, существовал до '''1777''' года. Изделия этого завода в большинстве точно копировали китайские и японские образцы. В '''1725''' году один из мастеров завода в Сен-Клу, по имени Сиру, покинул завод и начал собственное дело в замке Шантильи, принадлежавшему герцогу Кондэ. В это время герцог Орлеанский уже умер, а Кондэ был первым министром. поэтому Сиру мог не бояться обвинения в похищении секрета производства. Завод существовал до самой революции, его изделия подражали сначала восточным образцам. а потом образцам Мейссенского и Севрского заводов. В свою очередь и Сиру не мог сохранить тайны своего производства. В '''1735''' году один из его мастеров основал под покровительством герцога Вильруа небольшой завод в Меннеси, существовавший до '''1766''' года, а в '''1740''' году три других мастера основали завод в Венсене позже перенесённый в Севр и заслуживший в последствии громкую славу. Начатое в Венсене дело пошло хорошо, в '''1745''' году завод получил привилегию и была образована компания для финансирования дела. В '''1753''' году компания была преобразована и в неё одним из главнейших пайщиков вошел король Людовик '''XV'''. В '''1756''' году завод был перенесен в Севр, где существует и до сих пор. В '''1759''' году он перешел всецело в королевское владение. До '''1768''' года завод выделывал исключительно полу'''фарфор'''. После '''1768''' года, когда во Франции были найдены залежи каолина, стал выделывать и твёрдый фарфор. В '''1800''' году производство полу'''фарфора''' как не выгодное было прекращено. Первое время завод пользовался для моделей изделиями из серебра, позже стал создавать специальные модели. Особенно славились изделия Севра своей исключительной росписью, раскраской и позолотой. Большую известность имели фигуры и группы из так называемого бисквита, непокрытого глазурью '''фарфора''' которые великолепно воспроизводили модели из обожженной глины. На заводе в качестве художников и модельеров работал ряд выдающихся мастеров. как Бушэ, Пажу, Клодион, Фальконе и другие. Честь открытия европейского твёрдого '''фарфора''' принадлежит Саксонии. Курфюрст саксонский Август II сильно расстроил финансы страны и войнами и другими тратами, среди которых не последнее место занимали суммы, шедшие на покупку восточного '''фарфора''', за который платились огромные деньги. Близкий к курфюрсту учёный Чирнгауз, заботясь об улучшении экономического положения, изыскивал возможности использования естественных богатств страны. Одним из проектов было устройство '''фарфорового''' завода, при удачной деятельности которого Чирнгауз надеялся с одной стороны сократить огромные траты Августа II на восточный '''фарфор''', а с другой извлечь из этого и прямой доход. Личные опыты Чирнгауза не увенчались однако успехом и только случай помог ему осуществить задуманный план. В Берлине в это время проживал аптекарский ученик Иоганн Фридрих Бехтер, который между прочим занимался алхимией и хвастался, что знает секрет, как делать золото. Слухи об таком таланте дошли до прусского короля, который приказал произвести расследование этого дела, но Бехтер предпочел не дожидаться этого и бежал в Саксонию. Слава его однако опередила его: при переходе саксонской границы он был арестован, привезен в Дрезден и попал в заключение, в котором пробыл много лет. Шарлатанизм Бехтера в отношении добывания золота раскрылся, конечно, очень скоро. Но Чирнгауз сумел использовать его способности в другом направлении и бывший аптекарский ученик в '''1707''' году открыл секрет красной каменной массы подобной той, которую выделывали в Китае, в следующем году устроил фаянсовое производство, а в '''1709''' году добился изготовления настоящего твёрдого '''фарфора'''. История саксонского '''фарфора''', завод которого находится в городе Мейссен около Дрездена, можно разделить на два периода. Первый, когда преобладали художественные задания, и второй, с середины '''XVIII''' века когда перед заводом стали задачи торгово-промышленного характера. Первые два десятилетия изделия завода подражали и в отношении форм и в отношении декоровки восточным образцам, при чём художественная сторона выражалась почти исключительно в росписи. В '''1731''' году на завод был приглашен в качестве моделёра молодой скульптор Иоахим Кендлер, с именем которого неразрывно связан долгий период расцвета художественного значения завода. Кендлер сумел почувствовать пластические особенности нового материала. его полупрозрачность, влиявшую на игру светотеней, глазурь, смягчавшую чёткость линий, и за сорок лет своей деятельности создал целый '''фарфоровый''' мир, образцы которого в течение полутора столетий повторялись почти всеми европейскими заводами. Со второй половины '''XVIII''' века Мейссенский завод стал работать на рынок и его товары, особенно посуда, получили огромное распространение. В Мейссене секрет производства тоже строго, но тщетно, оберегался. Всегда находились мастера, которые овладев частью секрета, пытались использовать свои знания в другом месте, на более выгодных условиях. Таким образом возник в '''1717''' году '''фарфоровый''' завод в Вене, основанный Дюпакье. Дюпакье сначала сам делал опыты, но потом предпочёл воспользоваться услугами, работавших прежде в Мейссене, мастера Штельцеля, живописца Герольда и пресловутого Гунгера, так неудачно действовавших позже в России. До '''1744''' года Дюпакье вел дело самостоятельно, но затем финансовые затруднения заставили его продать завод, который перешел в собственность государства и существовал до 1864 года. В первый период , период Дюпакье, завод выделывал предметы носившие восточный характер, позже в стиле Людовика XIV. Вещи этого периода несколько грубоватые, но сильные по форме и раскраске, чрезвычайно редки. Второй период продолжался до '''1784''' года. За это время изделия подражали образцам главным образом Мейссенского и Севрского заводов и развилось изготовление фигур. Во время третьего периода, на изделиях завода сказалось увлечение античным искусством, вызванное раскопками в Помпее и Геркулануме. К этому же периоду относятся и прославившиеся изделия Венского завода, очень совершенные технически с позолотой и рельефным орнаментом. Прусский король Фридрих II неоднократно делал попытки устроить завод у себя в Берлине.
Возврат к странице
Европейский фарфор С.Н.Тройницкий
.
Личные инструменты
216.73.216.59
Обсуждение для этого IP-адреса
Зарегистрировать нового участника
Представиться системе
Пространства имён
Статья
Обсуждение
Варианты
Просмотры
Чтение
Просмотр
История
Действия
Поиск
Навигация
Главная
Случайная статья
О проекте
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Спецстраницы