Европейский фарфор С.Н.Тройницкий — Справочник коллекционера

Европейский фарфор С.Н.Тройницкий

Материал из Справочник коллекционера
Перейти к: навигация, поиск
PA040270.JPG

Текст взят из брошюры изданной в Ленинграде в 1928 году Комитетом популяризации художественных изданий при Государственной Академии истории материальной культуры. Автор текста С.Н.Тройницкий, обложка и марка издательства работы Л.С.Хижинского


Как известно, первые более или менее точные сведения о производстве фарфора, а также некоторое количество образцов, вывез из Китая в Европу известный путешественник Марко Поло в конце XII века. Весьма возможно, что уже вскоре после этого были какие-нибудь попытки открыть секрет производства этого ценного и редкого материала, но мы об них ничего не знаем. Первые документальные данные о таких опытах относятся к середине XV века и затем, не прекращаясь, идут в течение двух с половиной столетий, когда немцу Бетхеру действительно удаётся производство настоящего фарфора. Все же остальные бывшие до этого, хотя и считавшиеся удачными, опыты сводились лишь к внешнему подражанию материалу. Это является вполне понятным, если мы вспомним слабую степень развития прикладной химии в то время и связь первых опытов с фаянсовым или стеклянным производствами, т.е. с производствами несравненно менее сложными и трудными, но внешне иногда довольно похожими.

Первые определённые сведения относятся к 1470 году, когда якобы одному венецианцу удалось открыть секрет изготовления фарфора. Имеются данные, что в XVI веке в той же Венеции другим лицам удалось открыть секрет производства "настоящего восточного фарфора", но несомненно это были лишь изделия из молочного цвета стекла, о чём свидетельствуют два прекрасных образца из Эрмитажа относящиеся к первой половине XVI века. Несколько удачнее были попытки сделанные в конце XVI века во Флоренции при дворе Тосканских герцогов. Сохранившиеся в количестве нескольких десятков образцы этого производства позволили установить, что в их составе был каолин и по характеру материала они стоят между настоящим твёрдым фарфором и полуфарфором. Но это производство существовало не долго и не имело дальнейших результатов, так же как и опыты производившиеся в некоторых других итальянских городах.

Когда с открытием около 1500 года морского пути в Индию, бывшая до тех пор в руках венецианцев и генуэзцев торговля с востоком стала переходить в руки других стран, главным образом в Голландию, то естественно в этой стране, в которую в значительном количестве стали поступать восточные товары и в том числе фарфор, появилось стремление попытаться ему подражать. Но и эти подражания относились лишь к внешнему виду. Первое место среди них занимают изделия мастеров Дельфта, получившие особую славу с середины XVII века.

Суповая миска. Севр. 1756 г.

Дельфтские мастера часть точно копировали восточные образцы, частью европеизировали восточные формы и декоровку. Но в отношении качества материала и в художественном и в практическом применении фаянс, конечно, много уступал восточному фарфору. Производство дельфтского фаянса процветало до середины XVIII века, когда наладившееся производство настоящего фарфора, в связи с общими бытовыми условиями, понемногу вытеснило его из широкого обихода.

В середине XVII века началось развитие фаянсового производства в Руане, во Франции, и сделан был ряд попыток найти секрет производства фарфора. Две из них имели довольно положительные результаты, так как им удалось получить материал, составивший в последствии славу французских фарфоровых заводов, материал, который если бы и не был фарфором в настоящем смысле, то наиболее приближался к нему и во всяком случае имел большое значение в истории европейского фарфора. Материал этот известный под названием полуфарфора, уступал настоящему твёрдому фарфору в технических достоинствах, но зато имел преимущество в смысле художественного использования. В этом отношении он имел огромное влияние на художественный стиль декоровки изделий большинства европейских заводов второй половины XVIII века. Расцвет производства полуфарфора относится к середине и второй половине XVIII века.

К началу XIX века, когда в связи с французской революцией и целым рядом других условий быта, фарфоровая посуда перестала быть предметом роскоши, а стала практической необходимостью для очень широких кругов населения, полуфарфор, как сказано выше, очень уступавший твёрдому фарфору в техническом отношении, навсегда сошел со сцены.

В 1673 году руанский фаянсовый мастер Луи Потера получил королевскую привилегию на производство фарфора и завод его существовал до его смерти в 1696 году. В это же время почти таких же результатов достиг другой руанский мастер Пьер Шиканно, сам однако не успевший наладить дело. После его смерти в 1695 году т.е. к моменту прекращения производства Потера, вдова и дети Шиканно, в свою очередь получили привилегию на производство фарфора в Сен-Клу, около Парижа. Для того, что бы лучше сохранить тайну производства и обеспечить себя от конкуренции, все такие возникавшие по частной инициативе заводы, кроме получения привилегии, старались заручиться покровительством какого-либо знатного лица, имевшего возможность защитить их интересы и в свою очередь удовлетворившего этим своё тщеславие, имея свой завод для производства такого модного в то время материала. Завод в Сен-Клу пользовался в начале покровительством герцога Орлеанского, бывшего после смерти Людовика XIV регентом Франции, существовал до 1777 года. Изделия этого завода в большинстве точно копировали китайские и японские образцы.

В 1725 году один из мастеров завода в Сен-Клу, по имени Сиру, покинул завод и начал собственное дело в замке Шантильи, принадлежавшему герцогу Кондэ. В это время герцог Орлеанский уже умер, а Кондэ был первым министром. поэтому Сиру мог не бояться обвинения в похищении секрета производства. Завод существовал до самой революции, его изделия подражали сначала восточным образцам. а потом образцам Мейссенского и Севрского заводов.

Чайник. Мейсен. 1725-1730 гг.

В свою очередь и Сиру не мог сохранить тайны своего производства. В 1735 году один из его мастеров основал под покровительством герцога Вильруа небольшой завод в Меннеси, существовавший до 1766 года, а в 1740 году три других мастера основали завод в Венсене позже перенесённый в Севр и заслуживший в последствии громкую славу.

Начатое в Венсене дело пошло хорошо, в 1745 году завод получил привилегию и была образована компания для финансирования дела. В 1753 году компания была преобразована и в неё одним из главнейших пайщиков вошел король Людовик XV. В 1756 году завод был перенесен в Севр, где существует и до сих пор. В 1759 году он перешел всецело в королевское владение. До 1768 года завод выделывал исключительно полуфарфор. После 1768 года, когда во Франции были найдены залежи каолина, стал выделывать и твёрдый фарфор. В 1800 году производство полуфарфора как не выгодное было прекращено. Первое время завод пользовался для моделей изделиями из серебра, позже стал создавать специальные модели. Особенно славились изделия Севра своей исключительной росписью, раскраской и позолотой. Большую известность имели фигуры и группы из так называемого бисквита, непокрытого глазурью фарфора которые великолепно воспроизводили модели из обожженной глины. На заводе в качестве художников и модельеров работал ряд выдающихся мастеров, как Бушэ, Пажу, Клодион, Фальконе и другие.

Честь открытия европейского твёрдого фарфора принадлежит Саксонии. Курфюрст саксонский Август II сильно расстроил финансы страны и войнами и другими тратами, среди которых не последнее место занимали суммы, шедшие на покупку восточного фарфора, за который платились огромные деньги. Близкий к курфюрсту учёный Чирнгауз, заботясь об улучшении экономического положения, изыскивал возможности использования естественных богатств страны. Одним из проектов было устройство фарфорового завода, при удачной деятельности которого Чирнгауз надеялся с одной стороны сократить огромные траты Августа II на восточный фарфор, а с другой извлечь из этого и прямой доход. Личные опыты Чирнгауза не увенчались однако успехом и только случай помог ему осуществить задуманный план. В Берлине в это время проживал аптекарский ученик Иоганн Фридрих Бетхер, который между прочим занимался алхимией и хвастался, что знает секрет, как делать золото. Слухи об таком таланте дошли до прусского короля, который приказал произвести расследование этого дела, но Бетхер предпочел не дожидаться этого и бежал в Саксонию. Слава его однако опередила его: при переходе саксонской границы он был арестован, привезен в Дрезден и попал в заключение, в котором пробыл много лет. Шарлатанизм Бетхера в отношении добывания золота раскрылся, конечно, очень скоро. Но Чирнгауз сумел использовать его способности в другом направлении и бывший аптекарский ученик в 1707 году открыл секрет красной каменной массы подобной той, которую выделывали в Китае, в следующем году устроил фаянсовое производство, а в 1709 году добился изготовления настоящего твёрдого фарфора.

История саксонского фарфора, завод которого находится в городе Мейссен около Дрездена, можно разделить на два периода. Первый, когда преобладали художественные задания, и второй, с середины XVIII века когда перед заводом стали задачи торгово-промышленного характера. Первые два десятилетия изделия завода подражали и в отношении форм и в отношении декоровки восточным образцам, при чём художественная сторона выражалась почти исключительно в росписи. В 1731 году на завод был приглашен в качестве моделёра молодой скульптор Иоахим Кендлер, с именем которого неразрывно связан долгий период расцвета художественного значения завода. Кендлер сумел почувствовать пластические особенности нового материала. его полупрозрачность, влиявшую на игру светотеней, глазурь, смягчавшую чёткость линий, и за сорок лет своей деятельности создал целый фарфоровый мир, образцы которого в течение полутора столетий повторялись почти всеми европейскими заводами. Со второй половины XVIII века Мейссенский завод стал работать на рынок и его товары, особенно посуда, получили огромное распространение.

Предметы из сервиза с зеленой лягушкой. Веджвуд. 1774 г.

В Мейссене секрет производства тоже строго, но тщетно, оберегался. Всегда находились мастера, которые овладев частью секрета, пытались использовать свои знания в другом месте, на более выгодных условиях.

Таким образом возник в 1717 году фарфоровый завод в Вене, основанный Дюпакье. Дюпакье сначала сам делал опыты, но потом предпочёл воспользоваться услугами, работавших прежде в Мейссене, мастера Штельцеля, живописца Герольда и пресловутого Гунгера, так неудачно действовавших позже в России.

До 1744 года Дюпакье вел дело самостоятельно, но затем финансовые затруднения заставили его продать завод, который перешел в собственность государства и существовал до 1864 года.

В первый период , период Дюпакье, завод выделывал предметы носившие восточный характер, позже в стиле Людовика XIV. Вещи этого периода несколько грубоватые, но сильные по форме и раскраске, чрезвычайно редки. Второй период продолжался до 1784 года. За это время изделия подражали образцам главным образом Мейссенского и Севрского заводов и развилось изготовление фигур. Во время третьего периода, на изделиях завода сказалось увлечение античным искусством, вызванное раскопками в Помпее и Геркулануме. К этому же периоду относятся и прославившиеся изделия Венского завода, очень совершенные технически с позолотой и рельефным орнаментом.

Прусский король Фридрих II неоднократно делал попытки устроить завод у себя в Берлине. Первый Берлинский завод. устроенный Каспаром Вегели, функционировал с 1752 по 1757 г.г., после чего должен был закрыться, так как король хотел использовать для устройства своего завода материалы и лица, полученные им при занятии Саксонии во время Семилетней войны. Это однако не удалось и лишь несколько времени спустя новый завод был открыт стараниями одного из агентов короля, Гоцковского. В 1763 году король купил устроенный Гоцковским завод и принял деятельное участие в его развитии и сбыте товара. Так, например, в 1769 году каждый еврей, желавший получить разрешение на открытие какого либо производства, обязан был покупать на довольно крупную сумму фарфоровых изделий. Завод вначале работал под сильным влиянием Мейссенского и Севрского заводов, но затем ему удалось придать своим изделиям и особый характер, благодаря изобретению новых красок и привлечению к делу талантливых работников. Завод существует до настоящего времени.

По примеру больших европейских стран, как Франция, Австрия, Пруссия и Саксония, и маленькие немецкие государства, или вернее их правители, непременно желали иметь свои фарфоровые заводы. Таким образом возникли заводы: в 1746 г. в Хохсте (Майнц), в 1753 году в Нимфенбурге (Бавария), в 1747 г. в Фюрстенберге (Брауншвейг), в 1754г. в Франкентале (Пфальц), в 1756г. в Людвигсбурге (Вюртемберг).

Заводы эти, на которые, для удовлетворения тщеславия, тратились большие суммы, могли приглашать к себе выдающихся мастеров и, благодаря этому, произведения их в художественном отношении часто не уступают изделиями более крупных заводов. Но вызванные к жизни искусственно, иногда в местности, в которую с трудом и издалека приходилось доставлять сырье, большинство из них просуществовало лишь несколько десятилетий.

В третьей четверти XVIII века в Тюрингии возник по частной инициативе ряд небольших заводов, основанных , в отличии от вышеописанных, в тесной связи с местными условиями. Обеспеченные на месте подходящими материалами и топливом, эти небольшие заводы, преследовавшие промышленные цели, не могли конечно равняться по качеству продукции с другими, но обслуживая средний и низшие классы населения, они в отношении популяризации материала, имели огромное значение, а изделия их, несмотря на некоторую наивность, не лишены своеобразной прелести, как и изделия русских небольших фабрик.

Сливочник. Вена. 1750 г.

В Англии не было государственного фарфорового завода, а в середине XVIII века возникло несколько частных предприятий, выделывавших особый вид полуфарфора и работавших почти исключительно на внутренний рынок. На их изделиях сильно сказалось влияние Мейссена и Севра, но тем не менее они сумели выработать и свой особый стиль. Первым возник завод Боу, в 1745 году Чельси, затем Дерби, а в 1751 г. наиболее значительный из них в городе Вустере.

В Италии первым заводом был завод Вецци в Венеции, работавший при помощи саксонских мастеров. В 1735 году был основан завод в Доччиа, около Флоренции, в 1764 году завод Коцци в Венеции. В 1743 году около Неаполя возник завод Капо-ди-Монте, переведенный в 1759 году в Буен Ретиро около Мадрида, а Неаполитанский завод был восстановлен и работал до 1821 года.


Тройницкий С.Н. Европейский фарфор / С.Н. Тройницкий ; оформл. Л.С. Хижинского. – Л., 1928. – 31, [1] с.: ил.; 12*16 см. – 3 000 экз. С.Н. Тройницкий (1882-1946) - директор Эрмитажа, один из основателей журнала "Старые годы" и издатель журнала "Гербовед". В обложке работы Л.С. Хижинского (1896-1972) – рос. графика, ученика Д. И. Митрохина и В. М. Конашевича, продолжателя "мирискуснич." графич. традиции. Иллюстрированное издание.

Личные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты