Просмотр исходного текста страницы Европейский фарфор С.Н.Тройницкий
Перейти к:
навигация
,
поиск
[[Категория:фарфор]] [[Файл:PA040270.JPG|200px|left]] ''Текст взят из брошюры изданной в Ленинграде в 1928 году Комитетом популяризации художественных изданий при Государственной Академии истории материальной культуры. Автор текста С.Н.Тройницкий, обложка и марка издательства работы Л.С.Хижинского'' ---- Как известно, первые более или менее точные сведения о производстве '''фарфора''', а также некоторое количество образцов, вывез из Китая в Европу известный путешественник Марко Поло в конце XII века. Весьма возможно, что уже вскоре после этого были какие-нибудь попытки открыть секрет производства этого ценного и редкого материала, но мы об них ничего не знаем. Первые документальные данные о таких опытах относятся к середине XV века и затем, не прекращаясь, идут в течение двух с половиной столетий, когда немцу Бетхеру действительно удаётся производство настоящего '''фарфора'''. Все же остальные бывшие до этого, хотя и считавшиеся удачными, опыты сводились лишь к внешнему подражанию материалу. Это является вполне понятным, если мы вспомним слабую степень развития прикладной химии в то время и связь первых опытов с [[История фаянса|фаянсовым]] или стеклянным производствами, т.е. с производствами несравненно менее сложными и трудными, но внешне иногда довольно похожими. Первые определённые сведения относятся к 1470 году, когда якобы одному венецианцу удалось открыть секрет изготовления '''фарфора'''. Имеются данные, что в XVI веке в той же Венеции другим лицам удалось открыть секрет производства "настоящего восточного '''фарфора'''", но несомненно это были лишь изделия из молочного цвета стекла, о чём свидетельствуют два прекрасных образца из Эрмитажа относящиеся к первой половине XVI века. Несколько удачнее были попытки сделанные в конце XVI века во Флоренции при дворе Тосканских герцогов. Сохранившиеся в количестве нескольких десятков образцы этого производства позволили установить, что в их составе был каолин и по характеру материала они стоят между настоящим твёрдым '''фарфором''' и полу'''фарфором'''. Но это производство существовало не долго и не имело дальнейших результатов, так же как и опыты производившиеся в некоторых других итальянских городах. Когда с открытием около 1500 года морского пути в Индию, бывшая до тех пор в руках венецианцев и генуэзцев торговля с востоком стала переходить в руки других стран, главным образом в Голландию, то естественно в этой стране, в которую в значительном количестве стали поступать восточные товары и в том числе '''фарфор''', появилось стремление попытаться ему подражать. Но и эти подражания относились лишь к внешнему виду. Первое место среди них занимают изделия мастеров Дельфта, получившие особую славу с середины XVII века. Дельфтские мастера часть точно копировали восточные образцы, частью европеизировали восточные формы и декоровку. Но в отношении качества материала и в художественном и в практическом применении [[История фаянса|фаянс]], конечно, много уступал восточному '''фарфору'''. Производство дельфтского [[История фаянса|фаянса]] процветало до середины XVIII века, когда наладившееся производство настоящего '''фарфора''', в связи с общими бытовыми условиями, понемногу вытеснило его из широкого обихода. В середине XVII века началось развитие [[История фаянса|фаянсового]] производства в Руане, во Франции, и сделан был ряд попыток найти секрет производства '''фарфора'''. Две из них имели довольно положительные результаты, так как им удалось получить материал, составивший в последствии славу французских '''фарфоровых''' заводов, материал, который если бы и не был '''фарфором''' в настоящем смысле, то наиболее приближался к нему и во всяком случае имел большое значение в истории европейского '''фарфора'''. Материал этот известный под названием полу'''фарфора''', уступал настоящему твёрдому '''фарфору''' в технических достоинствах, но зато имел преимущество в смысле художественного использования. В этом отношении он имел огромное влияние на художественный стиль декоровки изделий большинства европейских заводов второй половины XVIII века. Расцвет производства полу'''фарфора''' относится к середине и второй половине XVIII века. К началу XIX века, когда в связи с французской революцией и целым рядом других условий быта, '''фарфоровая''' посуда перестала быть предметом роскоши, а стала практической необходимостью для очень широких кругов населения, полу'''фарфор''', как сказано выше, очень уступавший твёрдому фарфору в техническом отношении, навсегда сошел со сцены. В 1673 году руанский фаянсовый мастер Луи Потера получил королевскую привилегию на производство '''фарфора''' и завод его существовал до его смерти в 1696 году. В это же время почти таких же результатов достиг другой руанский мастер Пьер Шиканно. сам однако не успевший наладить дело. После его смерти в 1695 году т.е. к моменту прекращения производства Потера, вдова и дети Шиканно, в свою очередь получили привилегию на производство фарфора в Сен-Клу, около Парижа. Для того, что бы лучше сохранить тайну производства и обеспечить себя от конкуренции, все такие возникавшие по частной инициативе заводы, кроме получения привилегии, старались заручиться покровительством какого-либо знатного лица, имевшего возможность защитить их интересы и в свою очередь удовлетворившего этим своё тщеславие, имея свой завод для производства такого модного в то время материала. Завод в Сен-Клу пользовался в начале покровительством герцога Орлеанского, бывшего после смерти Людовика XIV регентом Франции, существовал до 1777 года. Изделия этого завода в большинстве точно копировали китайские и японские образцы. В 1725 году один из мастеров завода в Сен-Клу, по имени Сиру, покинул завод и начал собственное дело в замке Шантильи, принадлежавшему герцогу Кондэ. В это время герцог Орлеанский уже умер, а Кондэ был первым министром. поэтому Сиру мог не бояться обвинения в похищении секрета производства. Завод существовал до самой революции, его изделия подражали сначала восточным образцам. а потом образцам Мейссенского и Севрского заводов. В свою очередь и Сиру не мог сохранить тайны своего производства. В 1735 году один из его мастеров основал под покровительством герцога Вильруа небольшой завод в Меннеси, существовавший до 1766 года, а в 1740 году три других мастера основали завод в Венсене позже перенесённый в Севр и заслуживший в последствии громкую славу. Начатое в Венсене дело пошло хорошо, в 1745 году завод получил привилегию и была образована компания для финансирования дела. В 1753 году компания была преобразована и в неё одним из главнейших пайщиков вошел король Людовик XV. В 1756 году завод был перенесен в Севр, где существует и до сих пор.В 1759 году он перешел всецело в королевское владение. До 1768 года завод выделывал исключительно полу'''фарфор'''. После 1768 года, когда во Франции были найдены залежи каолина, стал выделывать и твёрдый фарфор. В 1800 году производство полу'''фарфора''' как не выгодное было прекращено. Первое время завод пользовался для моделей изделиями из серебра, позже стал создавать специальные модели. Особенно славились изделия Севра своей исключительной росписью, раскраской и позолотой. Большую известность имели фигуры и группы из так называемого бисквита, непокрытого глазурью '''фарфора''' которые великолепно воспроизводили модели из обожженной глины.
Возврат к странице
Европейский фарфор С.Н.Тройницкий
.
Личные инструменты
216.73.216.73
Обсуждение для этого IP-адреса
Зарегистрировать нового участника
Представиться системе
Пространства имён
Статья
Обсуждение
Варианты
Просмотры
Чтение
Просмотр
История
Действия
Поиск
Навигация
Главная
Случайная статья
О проекте
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Спецстраницы