Просмотр исходного текста страницы Фарфор (общий очерк) С.Н.Тройницкий
Перейти к:
навигация
,
поиск
[[Категория:фарфор]] [[Файл:PA040269.JPG|200px|left]] ''Текст взят из брошюры изданной в Ленинграде в 1927 году Комитетом популяризации художественных изданий при Государственной Академии истории материальной культуры. Автор текста С.Н.Тройницкий, обложка и марка издательства работы Л.С.Хижинского'' ---- '''Фарфором''' называются произведения из особенного глиняного теста, которое при обжиге даёт твёрдую, однородную, звучную и прозрачную массу. Основными особенностями '''фарфора''' являются прозрачность, стекловидность и твёрдость, и при отсутствии одного из этих признаков можно заключить, что дело идёт не о '''фарфоре''', а о керамическом изделии другого сорта, каменной массе (gres) или [[История фаянса|фаянсе]]. От каменной массы '''фарфор''' отличается прозрачностью, звучностью и способностью переносить резкие перемены температуры, от [[История фаянса|фаянса]], с которым он часто очень близок по внешности, теми же признаками и, кроме того, своей твёрдостью и тонкой глазурью, неразрывно связанной с самой массой. Главным составными частями '''фарфора''' являются ''каолин'' и ''полевой шпат'', а затем кварц, который часто содержится в самом каолине. ''Каолином'' называется белая фарфоровая глина, состоящая из мельчайших твёрдых, не плавящихся частиц. Название этой глины, придающей '''фарфору''' упругость и звучность, произошло от имени местечка Каолин около Кин-те-Чена в Китае, где добывается лучший сорт этого материала. ''Полевой шпат'' плавится при высокой температуре и, связывая между собою частицы каолина придаёт фарфору прозрачность. Китайское название полевого шпата - петунсе, что значит белые плитки, так в таком виде он доставлялся в Китае на фабрики. Китайцы называют каолин костями, а полевой шпат мясом '''фарфора''', что довольно хорошо характеризует особенности того и другого. В зависимости от соотношения означенных элементов, характера и места производства, '''фарфор''' распадается на три резко различные группы, на '''фарфор''' восточно-азиатский, на твёрдый европейский '''фарфор''' и на полу'''фарфор''' (pate tendre), производившийся только в Европе. Так как в последнем каолин совершенно отсутствует и его заменяют другие элементы, то он в строгом смысле под понятие '''фарфора''' подходит только по внешности. В европейском твёрдом '''фарфоре''' количество каолина превышает количество полевого шпата и кварца, в восточно-азиатском (китайском и японском) наоборот. Глазурь тоже различна по составу: в европейскую входит большое количество полевого шпата, в восточную много извести, которая придаёт ей синеватый или зеленоватый оттенок, но зато и большую прозрачность. Эти особенности состава влияют на художественную сторону производства: так европейский, более твёрдый и лучше переносящий резкие перемены температуры и толчки, требует более высокой температуры обжига, чем восточный, и это не позволяет применять для подглазурной росписи ни каких красок кроме кобальта, так как остальные все выгорают. В восточном же '''фарфоре''' для подглазурной росписи применяется целый ряд красок, его более легкоплавную глазурь можно окрашивать окисями железа, можно применять надглазурную роспись эмалевыми красками (смальтами) и расписывать ими предметы из бисквита, что совершенно не возможно применять при производстве европейского твёрдого '''фарфора'''.
Возврат к странице
Фарфор (общий очерк) С.Н.Тройницкий
.
Личные инструменты
216.73.216.191
Обсуждение для этого IP-адреса
Зарегистрировать нового участника
Представиться системе
Пространства имён
Статья
Обсуждение
Варианты
Просмотры
Чтение
Просмотр
История
Действия
Поиск
Навигация
Главная
Случайная статья
О проекте
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Спецстраницы