ЛФЗ — Справочник коллекционера

ЛФЗ

Материал из Справочник коллекционера
Перейти к: навигация, поиск

Ленинградский фарфоровый завод (Императорский фарфоровый завод)

Россия. г.Санкт-Перербург

Основан в 1744 году


Императорский фарфоровый завод — явление уникальное. Его продукция — художественный фарфор — является первым фарфором России, как по времени своего возникновения, так и значительному вкладу в российскую и мировую культуру. Изготавливались все виды фарфоровых изделий - посуда, скульптура, вазы, часы, столы, канделябры и т.д. В конце XIX - начале ХХ века техническое качество изделий было безупречным, а по разнообразию способов обработки и декорирования фарфора завод занимал одно из первых мест в мире.


События 1917 года оказали огромное влияние на развитие искусства русского художественного фарфора XX века. В истории отечественной керамики была открыта новая яркая и уникальная страница. После Октябрьской революции 1917 года Императорский фарфоровый завод был национализирован и был переименован в Государственный фарфоровый завод (ГФЗ). После Февральской революции 1917 года бывший ИФЗ находился на грани развала и полного забвения, однако в марте 1918 года ГФЗ был взят под опеку Народного комиссариата просвещения. Наркомпрос поставил перед коллективом задачу сохранить лучшие традиции русского художественного фарфора, создать из бывшей придворной мануфактуры «испытательную керамическую лабораторию республиканского значения», производящую «агитационный фарфор в высоком смысле этого слова – революционный по содержанию, совершенный по форме, безупречный по техническому исполнению». Агитационный фарфор был своеобразным художественным документом революционной эпохи. В декоре агитационного фарфора художники использовали советскую эмблематику и геральдику, актуальные политические лозунги и призывы. В фарфоровой пластике появились выразительные образы современников – красноармейцев, рабочих, матросов.

Представители группы художников «Мир искусства» после 1917 года создали на Государственном фарфоровом заводе совершенно новые декоры – фарфор агитпропа, деревенские мотивы, мир русских сказок и былин, супрематизм. Руководил заводом выпускник Политехнического института Фрикен Петр Александрович. Впервые после долгого перерыва начали делать фарфор из отечественного сырья и самостоятельно изготавливать краски. Художественная политика ГФЗ в первые послереволюционные годы была составной частью плана монументальной пропаганды с четко очерченными идейно-художественными принципами. В 1920 году ГФЗ посетил Максим Горький, он выразил восхищение новым советским фарфором и отобрал фарфор для зарубежных выставок, на которых он предложил показать фарфор ГФЗ. По указанию В.И.Ленина, производство художественного фарфора на ГФЗ стало носить исключительно экспортный характер, и агитационный фарфор стал едва ли не единственным предметом экспорта современной художественной промышленности республики. Создание послереволюционного фарфора связано, прежде всего, с именем Матвеев Александр ТерентьевичСергея Чехонина]], назначенного руководить художественной частью производства. Он ввел в фарфор тему новой советской государственности. В создании фарфора ГФЗ принимали участие Василий Кузнецов, Наталия Данько (серия скульптур-шедевров агитационного фарфора), Рудольф Вильде, Михаил Адамович, Зинаида Кобылецкая, Мария Лебедева, Натан Альтман, Василий Татлин, Кузьма Петров-Водкин, Павел Кузнецов, Александр Матвеев и многие другие. В 1918 году по приглашению Чехонина на ГФЗ пришла Александра Щекотихина-Потоцкая. Главной темой ее творчества была тема России.

Почти весь агитационный фарфор, за исключением скульптуры, основывался на новой росписи изделий из запасов «белья» в императорских кладовых. Старая марка фарфора затушевывалась, рядом ставилась новая советская марка. В поисках новых современных форм к фарфору обратился основоположник супрематизма Казимир Малевич с учениками. Ряд эскизов для фарфора исполнил Василий Кандинский. На волне успеха «Русских сезонов» Дягилева на ГФЗ создавался фарфор на тему театра. В 1925 году на Всемирной выставке в Париже ГФЗ получил большую золотую медаль, золотые и серебряные медали получили также скульпторы и художники ГФЗ. Помимо художественного фарфора, на ГФЗ выпускали химический и технический фарфор и оптическое стекло для советской промышленности.



С 1925 года завод стал называться Ленинградским фарфоровым заводом имени М.В.Ломоносова (ЛФЗ). Постановление ЦК ВКП(б) 1932 года отменило все творческие течения в искусстве и литературе и нацелило творческих работников на освоение метода социалистического реализма. Фарфору отводилось важное место в борьбе за идеологическое содержание широких зон материальной культуры. Базой для создания созвучного социалистическому быту фарфора стал ЛФЗ. В 1931 году на ЛФЗ была организована художественная лаборатория, которую через год возглавил Николай Суетин.


В 1980-х гг. ЛФЗ вошел в категорию высокорентабельных промышленных предприятий, выпуск фарфора составлял более 17 млн. изделий в год, фарфор с маркой ЛФЗ распространялся по всей России и более чем 20 стран мира.

1993 - 1998 гг.


Завод стал АОЗТ «Ломоносовский фарфоровый завод», акции были распределены между работниками. В 2002 году ЛФЗ вновь стал официальным поставщиком фарфора для Кремля и правительственных учреждений. Основные рынки сбыта за рубежом – США, Германия, перспективные рынки – Восточная Европа, Азия, Ближний Восток.


С 2005 года завод называется ОАО "Императорский фарфоровый завод". ИФЗ ориентируется на выпуск высокохудожественных авторских произведений под брендом "Императорский фарфор".

Фарфор ИФЗ – первый по значимости и культурной ценности фарфор России, эталон искусства и высокого художественного качества. ИФЗ – это национальное достояние России. ИФЗ – единственное в России предприятие легкой промышленности, которое смогло без потерь пережить все катаклизмы и революции, сохранить традиции производства и штат художников. Доля ИФЗ на российском рынке фарфора составляет порядка 20% (2003 г.)

В настоящее время ИФЗ остается единственным предприятием России, выпускающим высокохудожественные произведения с применением уникальных технологий филигранной ручной росписи и ручного литья.



Клейма

rigth rigth rigth rigth rigth rigth rigth






Продукция завода
Личные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты