История майолики — Справочник коллекционера

История майолики

Материал из Справочник коллекционера
Перейти к: навигация, поиск


Майолика – это термин, относящийся к особому виду декоративной глиняной керамике, изготавливаемой вручную, обожженной при высоких температурах (свыше 900°) и покрытых сверкающей глазурью, образуемой с помощью нанесения окиси различных металлов. В результате обжига глазурь придает сияющий блеск цветам, которые в древние времена были ограничены кобальтом синим, а также зеленым, коричневым и желтым, а позднее красным и другими цветами в зависимости от наносимых окислов металлов (кобальта, олова, свинца, меди, марганца, железа или даже платины и золота).

В художественных музеях всего мира хранятся великолепные образцы древнеарабского искусства глазурованной керамики (предшественницы майолики), которые изготовлялись на Среднем Востоке, в частности в древнем Египте, Сирии, Персии и Месопотамии. Наиболее ранние образцы глазурованных и декорированных глиняных изделий датируются IX-ым веком и были найдены на территории Месопотамии (Багдад).

С распространением мусульманства и в результате захватнических походов в Северную Африку изделия, покрытые глазурью и технология их изготовления, стали известны в Африке, а затем попали в Испанию, и их изготовление хорошо укоренилось там приблизительно в XI веке. Наиболее крупными центрами изготовления подобного вида глазурованных глиняных изделий и керамики в Испании были Малага и Валенсия. Позднее, в XIV – XV веках глазурованные изделия, производимые испано-мавританскими ремесленниками, по морю переправлялись в Италию через порт на острове Майорка майорскими торговцами, где эти предметы находили широкий рынок сбыта, так как пользовались большим спросом. Принято считать, что термин «майолика» произошел именно от названия острова Майорка. До середины XVI века считалось, что изделия из майолики имели исключительно арабское и испанское происхождение. Однако к концу XVI-го века термин «майолика» стал использоваться в Италии в отношении глиняных изделий, покрытых глазурью, произведенных в Италии. В дальнейшем, технологии и стили майолики продолжали развиваться и достигли наиболее высокого уровня в Италии в эпоху Возрождения и распространились в другие европейские страны, такие как Франция, Голландия, Германия, Англия, Нидерланды, Дания, Португалия, Швеция и Россия.

Подъем и расцвет майолики, особенно в Италии и других странах, имел место на протяжении XV-го и XVI-го веков благодаря посредничеству, заинтересованности и любви к красоте богатой титулованной знати, а также торговцам, перевозивших товары и продававших изделия из керамики.Эпоха Возрождения была благоприятным и плодотворным временем для развития искусств, когда талантливые дизайнеры, художники и ремесленники работали над украшением величественных соборов, церквей, королевских дворов, дворцов и богатых домов. Изделия из сверкающей глазурованной майолики, подходящие к роскошным интерьерам, сразу стали пользоваться широким спросом у высшего духовенства и аристократии того времени в качестве предметов декора.

Интересно отметить, что каждый регион в каждой стране имеет свой стиль и свою историю. Красота каждого стиля каждой страны заслуживает особого внимания и может описываться бесконечно долго.

В наши дни технологии изготовления майолики постоянно совершенствуются. Производители сочетают новые методы с древними практиками, создавая, таким образом, поистине художественные и завораживающие своей красотой образцы. В XIX-ом веке майолику называли «сувенирами чувств» и она стала украшением многих богатых домов Европы. И до сих пор она остается столь же притягательной для любителей и многочисленных коллекционеров по всему миру. Популярность и художественная ценность искусства майолики растет и , стоит упомянуть, что этот процесс поощряется Международным Обществом Майолики, основанным в 1989 г. в Нью-Йорке, США. Сейчас около 1000 его членов являются энтузиастами с разных концов земного шара, имеющими дело с коллекционированием, производством, продажей, куплей, историческими изысканиями, информированием о проводимых аукционах, популяризацией и рекламированием искусства майоличной керамики. В России расцвет изготовления изделий из майолики пришелся на XVIII век. Наиболее известными центрами производства были: Московский завод Гребенщикова и художественные мастерские в подмосковном поселке Гжель, который был одним из многочисленных поселков вокруг Москвы, знаменитых своими обожженными изделиями из белой глины. Термин «гжель», относящийся к особой бело-голубой расписной керамике, произошел от названия этого поселка, хотя это название также может происходить от созвучного русского глагола «жечь». Во всяком случае, этот район всегда был центром народной глиняной керамики, повлиявшей впоследствии на русское декоративное искусство глиняной керамики. Расписные бело-голубые изделия из гжели в большом количестве производятся в России и хорошо известны за ее пределами по всему миру. Они представлены различного рода тарелками, кувшинчиками для молока и сливок, винными ковшами, кувшинами, кружками, ложками, чайными наборами, заварными чайниками, небольшими сувенирными самоварами, блюдами и подносами, а также миниатюрными скульптурными формами, изображающими людей, животных и птиц. Таким образом, история русской керамики берет свое начало в XVIII веке с майолики под названием «гжель», выделяющейся среди других изделий своими национальными народными традициями и особым стилем сине-голубой росписи. Другим крупным центром майолики еще с XVII – го века был Ярославль, где производились знаменитые на всю Россию поливные изразцы для украшения стен храмов и интерьеров, а также печей богатых домов, которые сегодня представляют собой особую часть наследия древнерусского искусства и достойно представлены в музеях, дворцах, храмах и старинных архитектурных зданиях. Некоторые уникальные виды изразцов были разработаны и изготовлены таким знаменитым русским художником, как Михаил Врубель.

В наши дни на основе исторических традиций и старинной технологии производства в Ярославской области поддерживают и развивают традиционное художественное ремесло, называемое майоликой. Основой стиля работы Ярославских мастеров являются две художественные традиции: старинные Ярославские изразцы, упомянутые выше, и русская народная игрушка, творчески переработанная по современным стандартам. Игрушки из глины издавна делались ремесленниками для своих детей, а также на продажу, но со временем производство простейших игрушек превратилось в особую форму искусства. Современные Ярославские мастера славятся своей декоративной глиняной лепной работой, представленной стилизованным изображением домашних и диких животных, птиц, рыб, грибов, яблок, героев любимых сказок и легенд, таких как Снегурочка, Дед Мороз, Щелкунчик, Мышиный Король, Пьеро, Буратино, Пудель Артемон, доктор Айболит, три медведя, могучие русские богатыри, Емеля – дурачок, Баба – Яга и другие. Такого рода лепные игрушки составляют великолепное многообразие фигурок на подставке и фигурок–качалок, а также елочных украшений, созданных на основе фольклорных, сказочных, религиозных и мифологических сюжетов. Очень интересен большой набор фигурок, изображающих людей за различными занятиями (девушки с ведрами и корзинами, парни с гармошками и балалайками, музыканты, клоуны, скоморохи, шуты, повара, звездочеты, конькобежцы, представители старорусских сословий: бояре и боярыни, купцы и купчихи, жанровые картинки старой Руси, исторические фигурки и солдаты старой русской и французской армий времен войны с Наполеоном, и даже современные фигурки детей на санях, коньках и лыжах, хоккеистов и инспекторов ГАИ). В коллекциях имеются великолепные лепные изделия, изображающие библейские сюжеты. Это скульптурные фигурки Марии, Иосифа, младенца, хлева, где родился Иисус Христос, волхвов, ангелов, пастухов, овечек, пальмового и инжирового деревьев, верблюдов, Георгия Победоносца, Св. Николая, Ярослава Мудрого, а также плакетки с изображением известных христианских храмов и церквей.

Напрямую с мелкой игрушечной глиняной лепкой связано давнее изготовление свистков и свистулек, игрушек, способных производить разные по тональности звуки, с любовью используемые детьми и взрослыми и в наши дни во время народных праздников и гуляний. Изготавливаются они традиционно в форме птиц, рыбок, барашков, бычков, лошадок, собачек и других животных. Колокольчики также можно отнести к звукопроизводимым игрушкам, являющихся одновременно прекрасным сувениром, довольно популярным во многих странах, включая и Россию. Высокое качество звона достигается мастерством изготовления и высокотемпературным обжигом. Кроме этого интерес представляют предметы для украшения интерьера, которые во все времена пользовались спросом для украшения каминов, полок шкафов и стен домов. Ярославские мастера создают привлекательные своей оригинальностью сувенирные настенные тарелки, керамические дощечки для нарезки сыра, барельефные плакетки с изображением местных достопримечательностей, храмов, зданий, сценок из жизни старой России, а также искусно расписанные вазы, шкатулки, подсвечники, часы, скульптурки большого размера высотой от 20 до 50 см.

Все изделия из майолики – это полностью ручная работа. Художники расписывают каждое изделие самостоятельно, воплощая в каждом из них свое мастерство, фантазии и идеи, что придает изделиям неповторимую индивидуальность. Изготовленная вручную продукция из блестящей глазурованной керамики относится к изделиям признанного художественного достоинства федерального значения и является неоднократным победителем художественных российских и международных выставок в номинациях «Лучшие товары России» и «Лучший дизайн изделий подарочно-сувенирной продукции». Информация и каталог изделий, представленные на данном сайте, касаются продукции ООО «Майолика» в г. Ярославле под непосредственным руководством Главного художника Натальи Михайловны Павловой.

В ассортименте, как уже описывалось выше, имеется около 1000 наименований уникальных изделий из майолики: декоративные настенные тарелки и расписные дощечки, приспособленные для подвешивания на стену, стилизованные сказочные фигурки с русским колоритом, многочисленная коллекция елочных украшений, колокольчики, часы, подсвечники, шкатулки, декоративные вазы, настенные кашпо для цветов, предметы интерьера, картины и плакетки с изображением местных достопримечательностей и храмов, барельефы из керамики, и, конечно, знаменитые русские изразцы. Все красочно расписано различными рисунками и орнаментами. По желанию клиента разрабатываются и авторские работы с возможным нанесением фирменного логотипа.

Личные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты