Деколь — Справочник коллекционера

Деколь

Материал из Справочник коллекционера
Перейти к: навигация, поиск
Gardner motif.jpg

Шелкография (сериграфия) – англ. «silk screen», фр. «serigraphie»; нем. «siebdruck»; термин этимологически состоит из двух корней: «seri» (греч. «шелк») и «grafia» (греч. «писание», «изображение»). Итак, шелкография - это вид художественной трафаретной печати, при котором масляные или водяные краски продавливаются через шелковую сетку с помощью эластичной пластины (ракеля) на поверхность, воспринимающую изображение. Оттиск получается рельефным. При этом участки, свободные от рисунка, закрываются непроницаемым для краски составом (не всегда). Появление шелкотрафарета, как искусства и ремесла, относится к эпохе правления династии Цинь в Древнем Китае, единственном тогда производителе высоко качественного шелка. В Европе распространение метода, происходило главным образом в Англии и Франции, где примерно в 1750 году Жан Патильон начал выпускать обои. Во второй половине XVIII века эта технология распространяется по всему миру. И особенно в Америке, где с помощью метода шелкографии декорировали мебель, стены, ткани и металлические изделия. Большой шаг вперед произошел в 1907 г., когда некий Симон из Манчестера запатентовал процесс трафаретной печати через шелковую ткань, которая гарантировала более высокую устойчивость к натяжению, большую стабильность размеров и использование резиновых валиков (в дальнейшем резиновых ракелей) для нанесения краски. Изобретение было каталогизировано под названием «SILK SCREEN PRINTING» (англ. «печатание шелковым ситом»). Поэтому название «шелкография» совсем недавнее. Англичане, скорее всего, заимствовали этот метод в Индии, расположенной совсем недалеко от Китая и являвшейся в то время британской колонией. Быстрое внедрение этого метода в промышленность началось во время первой мировой войны, когда в США каждая фирма хотела иметь свой стиль – вывески, витрины, фартуки, шапочки с символикой. Но все это требовалось маленькими тиражами – 50, 200, ну, в крайнем случае, 1000 штук. Для традиционной полиграфии – тираж невыгодный, а для шелкотрафарета – в самый раз. Так возникла ниша шелкотрафаретной печати. Ниша стала расширяться, захватывая все новые и новые области применения, метод совершенствовался, и в результате превратился в самостоятельную отрасль, прекрасно позиционированную на рынке. Сегодня сфера применения метода шелкотрафаретной печати необычайно широка. Он позволяет печатать практически на любых материалах - начиная от полиэтиленовых пакетов и заканчивая корпусами ракет.

Для производства большей части продукции используется прямой способ печати, когда краски наносятся непосредственно на тот материал, на котором они и должны быть. Но для того, чтобы это было возможно, поверхность изделия должна быть либо ровной и плоской, или правильной цилиндрической или конической формы, в противном случае трафарет не сможет равномерно нанести краску на поверхность и не сможет создать однородный слой.

Но в как в рекламной так и в сувенирной отрасли достаточно часто появляется необходимость нанести либо текст либо изображение на предметы и поверхности никак не подходящие под определение «ровная» или «правильная цилиндрическая». В этом случае приходится использовать непрямой способ печати – декалькоманию.

Английское название decal является сокращением от decalcomania. Слово это имеет французское происхождение - decalcomanie - и обозначает полиграфический способ изготовления различных вариантов переводных изображений, а также сами эти изображения, предназначенные для переноса на ткань, металл, фарфор, стекло, пластик и прочие материалы. Наиболее известный пример декалькоманий - это детские переводные картинки. Но самое интересное, что хотя слово декалькомания - французское, изобретателем этого способа является русский скульптор, автор атлантов и герм для Нового Эрмитажа в Санкт-Петербурге Александр Иванович Теребенев, получивший "привилегию" на это изобретение в 1840 г. Термин "декалькомания" давно получил краткое производное и в русском языке - деколь (женский род).


Износостойкое нанесение изображений на фарфоровые, керамические и стеклянные покрытия методом высокотемпературного обжига; это способ, который позволит нанести изображение любой сложности на любую поверхность, в т. ч. внутри изделия, на донышко или ручку чашки и оперативно обеспечит изготовление больших и малых тиражей. Ни посудомоечная машина, ни металлическая губка, ни годы активного использования не изменят цвет и яркость рисунка. Краски на основе металлических солей и окислов запекаются в муфельных печах при температуре до 900 градусов, когда поверхностный слой изделия размягчается настолько, что молекулы красителя остаются «запаянными» в стеклянную глазурь навсегда. При этом возможно изготовление полнокрасочных изображений с минимальной растровой точкой (до 110 lpi) и, за счет дополнительных красок, с весьма корректной цветопередачей.

Личные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты