Декаль — Справочник коллекционера

Декаль

Материал из Справочник коллекционера
Перейти к: навигация, поиск
Деколь.jpg

Деколирование – искусство, появившееся более ста лет назад и по сей день пользующееся успехом.

Кто первым придумал переносить переводные картинки (деколь) на посуду? По данным историков, это был француз Симон Франсуа Равенне, который приблизительно в 1750 году усовершенствовал способ гравировки фарфора. Теперь при помощи тонкой бумаги, горячих медных пластин и «материнского» рисунка можно было размножать изображение на фарфор. Сам фарфор покрывался тонким слоем лака, который удерживал рисунок на себе. Процесс перевода изображения был назван «деколированием», а сама переводная картинка – «деколью». Термин произошел от смешанного латинско-французско-греческого слова «декалькомания», что означает в примерном переводе «точное повторение».

Деколирование значительно упростило труд посудных мастеров. Тонкая ручная работа теперь могла быть значительно сокращена во времени, а заняться ей могли не только прирожденные художники. Это удешевило фарфор, но не очень сильно. Бумага в те времена была очень дорогим материалом. Ведь до изготовления бумагоделательной машины оставалось еще почти 70 лет, и бумагу тоже изготавливали вручную или привозили из Китая! И все равно выигрыш в скорости был поразительным. В Европе началось почти стахановское движение. Два английских подмастерья Джон Сэдлер и Гай Грин в 1756 году поразили своим рекордом всех керамистов. При помощи деколи они вручную украсили рисунками 1200 плиток за 6 часов, что примерно равняется 200 плиткам в час или 3 плиткам в минуту. Стало понятно, что за деколью будущее.

Многие мануфактуры начали применять перевод рисунков на керамику и фарфор. Появляются цеха, которые специализируются только на деколи. Мастера переманиваются, секреты крадутся. Образцы плитки с деколью того времени сейчас высоко ценятся у коллекционеров, их стоимость достигает несколько тысяч фунтов за штуку.

Наука и промышленность в Европе шли рука об руку. Вот три изобретения, которые наиболее поспособствовали развитию деколи, сделали ее более дешевой и легкой: 1) изобретение бумагоделательной машины Анри Фудрине в 1820-ых; 2) изобретение литографической печати Алуа Сенефельдером в 1796; и 3) и изобретения способа напечатать больше чем один цвет на тонкую бумагу, который открыли братья Пратт в 1840.

Все это привело к тому, что в 1876 году в Еропе появилась «декалькомания» -повальное увлечение переводом картинок на фарфор, керамику и стекло. Десятки тысяч людей увлеклись новым хобби, которое не утратило своей популярности и сейчас.

Различают несколько видов декалькомании.

Сдвижная деколь получила свое название из-за того, что при работе с ней рисунок, находящийся на листе бумаги или пленки, погружают в воду, а потом сдвигают на декорируемое изделие. Такую деколь еще называют «мокрой».

Сдвижная деколь бывает двух видов – холодная и горячая. Главное различие между ними заключается в способе закрепления рисунка на поверхности. Горячую деколь закрепляют методом высокотемпературного обжига. При этом способе краски впекаются в поверхность изделия и становятся с ним единым целым. Данный способ используется для материалов, которые способны перенести температуры свыше 500 градусов. А для всех других используют метод «холодной деколи». При этом методе рисунок закрепляется на поверхности изделия с помощь нанесения поверх изображения слоя лака, который сохраняет краски от механического воздействия. Разумеется, данный способ требует более бережного отношения к изделию по сравнению с «горячей» деколью.

Главной особенностью сухой, или обратной, деколи является то, что краски печатаются в обратном порядке и изображение печатается в зеркальном отображении. Но этот способ практически не используется вследствие большой стоимости расходных материалов.

Помимо деколи существует масса других способов нанесения на посуду и другие поверхности изображений, например, тампонная и прямая трафаретная печать, ручная роспись, гравировка, в том числе и лазерная, термоперевод и прочие. Все эти способы между собой не конкурируют, поскольку в значительной степени отличаются друг от друга, как по цене, так и по времени изготовления и качеству изображения. Для производства большей части продукции используется прямой способ печати, когда краски наносятся непосредственно на тот материал, на котором они и должны быть. Но для того, чтобы это было возможно, поверхность изделия должна быть либо ровной и плоской, или правильной цилиндрической или конической формы, в противном случае трафарет не сможет равномерно нанести краску на поверхность и не сможет создать однородный слой.

Но как в рекламной, так и в сувенирной отрасли достаточно часто появляется необходимость нанести текст или изображение на предметы и поверхности, никак не подходящие под определение «ровная» или «правильная цилиндрическая». В этом случае приходится использовать непрямой способ печати – декалькоманию, или деколь.

Забегая вперед, хочется отметить, что по долговечности и качеству конечного результата деколирование превосходит абсолютно все вышеобозначенные способы нанесения рисунка на поверхность изделия..

Декольное производство сегодня успешно применяется для декорирования различной «сувенирки» из стекла, фарфора, керамики, а также пользуется закономерным спросом у организаций, желающих сделать свой бренд узнаваемым с помощью рекламной продукции. Владельцы ресторанного бизнеса обращают свое внимание на данный метод нанесения на посуду для соблюдения общего дизайна помещения.

Сегодня трудно представить любой офис без сувенирной атрибутики с логотипами партнеров, PR-лозунгами и прочей информацией.

Нанесение на посуду рекламных изображений или текстов является одной из важных статей в рекламной компании фирмы, поскольку несомненные плюсы не просто сувенирной продукции, а продукции, людям полезной, очевидны.

С помощью деколирования украшают кружки, бокалы, тарелки, бутылки, пепельницы и т.д.

Ни для кого не секрет, что фирменный стиль способен не только крепко сплотить коллектив фирмы, но и настроить всех работников фирмы на рабочий лад. Поэтому в наши дни нанесение логотипа компании - одного из основных элементов фирменного стиля - на посуду, используемую работниками фирмы, довольно распространено.

Посуду с нанесенным на нее изображением, выполненным в технике «деколь», все чаще можно увидеть не только в частных коллекциях, но и на различных бизнес-мероприятиях, а также в офисах компаний, фирм и т.д. Почему деколированная посуда в последнее время получила такое признание и пользуется большой популярностью?

Деколь способна преобразить стеклянную, керамическую и фарфоровую посуду. В деколированной посуде ценится ее красота и неповторимость. Посуда, как один из важнейших атрибутов любого бизнес-мероприятия - будь то презентация или деловая встреча - играет далеко не самую последнюю роль в создании требуемой атмосферы: официальной или непринужденной, деловой или праздничной.

Деколированная посуда способна повлиять на настроение участников мероприятия. Очевидно, что у человека, взявшего в руки изящный деколированный бокал, не будет мрачного настроения, а это, в свою очередь, положительно скажется на общем мнении о мероприятии.

Бесспорно, если в проведении бизнес-мероприятия тщательно продуманы выступления, поздравления, официальная и неофициальная часть, то это будет некоторым залогом его успешности. Но не стоит забывать, что на партнеров, клиентов и конкурентов может произвести впечатление не только ход мероприятия, но и любая мелочь, в том числе и посуда.

В большинстве случаев, бизнес-мероприятия в своем завершении предполагают банкет или фуршет. Естественно, что обычная неяркая посуда никак не повлияет на гостей мероприятия, в худшем же случае все испортит, и тогда уже положительное отношение гостей к компании будет навсегда потеряно.

Деколированная посуда никогда не приведет к таким печальным последствиям. Она станет изюминкой мероприятия, привлечет внимание гостей и благоприятно скажется на их настроении, а значит, и на принятии деловых решений.

Посуда, украшенная в технике «деколь», всегда эксклюзивна, поэтому ее трудно не заметить. С помощью деколи посуду можно превратить в настоящее произведение искусства. Такая посуда позволит судить о престижности, успехе, процветании и респектабельности компании. Деколированная посуда в качестве подарка деловому партнеру скажет об уважении к нему и может стать знаком на дальнейшее сотрудничество.

Таким образом, становится очевидным, что любой компании необходимо уделять внимание такой небольшой, но такой важной детали как посуда.

Следует обратить внимание и на то, что деколирование различной продукции на данный момент становится всё более популярным. Это говорит о том, что оно достаточно эффективно в условиях современного рынка.

Деколь обладает рядом преимуществ в сравнении с другими видами нанесения изображения на ту или иную поверхность.

К несомненным преимуществам деколи можно отнести следующие:

· возможность декорировать поверхности различной формы;

· возможность декорировать штучные изделия;

· разнообразие различных технологий и способов печати;

· красочность и износостойкость наносимого изображения;

· возможность декорировать препаратами благородных металлов;

· долгий срок хранения напечатанной деколи. Изображение, если соблюдаются условия хранения, будет радовать глаз более 10-ти лет. (ссылка на условия хранения).

Главное из достоинств деколи заключается в ее высокой устойчивости к «природным» и механическим воздействиям. Деколь не выгорает на солнце и не смывается водой. Картинки, нанесенные с помощью этой технологии, прекрасно выдерживает автоматизированную и ручную мойку. По большому счёту прочность деколи приравнивается к прочности того материала, на который она нанесена. Однако всегда следует помнить, что для разных материалов применяются разные виды деколи, устойчивость к истиранию у которых также различна. Фарфор и керамика выдерживают высокие температуры обжига, в результате чего деколь глубоко впекается в поверхность изделия и максимально прочно закрепляется в ней. Стекло обжигается на более низких температурах, и деколь взаимодействует только с внешними слоями поверхности, что в целом снижет износостойкость картинки. При методе «холодной деколи» сцепление красок с посудой настолько незначительно, что изображение покрывается сверху закрепляющими лаками. Такие деколи наиболее уязвимы к механическим воздействиям.

В целом же деколированная посуда хорошо переносит даже химические реагенты, главное, чтобы они были НЕАБРАЗИВНЫМИ.

Как и любая технология, наряду с преимуществами, деколь обладает и рядом недостатков. К основным недостаткам деколи можно отнести следующее:

дорогая и трудоемкая предпечатная подготовка; использование ручного труда в процессе деколирования; большой процент брака (связанный с использованием ручного труда); невозможность 100% соблюсти необходимые цвета; сложность и трудоемкость процесса печати деколи;

Главный недостаток деколи, который, однако, можно рассматривать и как преимущество, заключается в том, что наносить картинки на различные поверхности возможно только ручным способом, что существенно влияет на себестоимость и количество производимой продукции.

Таким образом, деколирование – трудоемкий, но качественный способ нанесения изображения на различные поверхности, с богатой историей и большими возможностями. С его помощью можно реализовывать эксклюзивные, сложные дизайны или изготавливать эффективную рекламную продукцию. В условиях современного рынка, когда многое решает оригинальность и продуманная маркетинговая политика, технология деколирования зарекомендовала себя как нельзя лучше и, похоже, не собирает сдавать позиции.

Личные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты