Фарфор (общий очерк) С.Н.Тройницкий — различия между версиями
Материал из Справочник коллекционера
Татьяна (обсуждение | вклад) |
Татьяна (обсуждение | вклад) |
||
Строка 14: | Строка 14: | ||
Китайцы называют каолин костями, а полевой шпат мясом '''фарфора''', что довольно хорошо характеризует особенности того и другого. | Китайцы называют каолин костями, а полевой шпат мясом '''фарфора''', что довольно хорошо характеризует особенности того и другого. | ||
− | + | [[Файл:02679.jpg|thumb|250px|right|Китайская фаянсовая ваза. 1700 г.]] | |
В зависимости от соотношения означенных элементов, характера и места производства, '''фарфор''' распадается на три резко различные группы, на '''фарфор''' восточно-азиатский, на твёрдый европейский '''фарфор''' и на полу'''фарфор''' (pate tendre), производившийся только в Европе. Так как в последнем каолин совершенно отсутствует и его заменяют другие элементы, то он в строгом смысле под понятие '''фарфора''' подходит только по внешности. | В зависимости от соотношения означенных элементов, характера и места производства, '''фарфор''' распадается на три резко различные группы, на '''фарфор''' восточно-азиатский, на твёрдый европейский '''фарфор''' и на полу'''фарфор''' (pate tendre), производившийся только в Европе. Так как в последнем каолин совершенно отсутствует и его заменяют другие элементы, то он в строгом смысле под понятие '''фарфора''' подходит только по внешности. | ||
Строка 22: | Строка 22: | ||
По китайски глиняные изделия обозначаются знаком ''тао'', первоначальное значение которого было - печь, или более поздним знаком ''йао'', имевшим тот же смысл. | По китайски глиняные изделия обозначаются знаком ''тао'', первоначальное значение которого было - печь, или более поздним знаком ''йао'', имевшим тот же смысл. | ||
− | + | [[Файл:Ermolova01p08.jpg|250px|left|Тарелка Севр.]] | |
В Западной Европе понятие фарфор обозначалось словом porcellaine (pourcelaine, porcelaine, porcelain, porcellano, porzelin и т.д.) впервые применённым известным путешественником конца XIII века Марко Поло, нашедшим сходство между виденным им в Китае '''фарфором''' и морской раковиной, называвшейся porcello (поросёнок), на которых она походила цветом. Но в XIV и XV веках слово porcello и производные от него применялись одинаково, как к предметам из '''фарфора''', так и к предметам из перламутра, так что иногда трудно установить о каком материале идёт речь. И только в XVI веке это слово начинает относиться исключительно к '''фарфору'''. | В Западной Европе понятие фарфор обозначалось словом porcellaine (pourcelaine, porcelaine, porcelain, porcellano, porzelin и т.д.) впервые применённым известным путешественником конца XIII века Марко Поло, нашедшим сходство между виденным им в Китае '''фарфором''' и морской раковиной, называвшейся porcello (поросёнок), на которых она походила цветом. Но в XIV и XV веках слово porcello и производные от него применялись одинаково, как к предметам из '''фарфора''', так и к предметам из перламутра, так что иногда трудно установить о каком материале идёт речь. И только в XVI веке это слово начинает относиться исключительно к '''фарфору'''. | ||
Строка 32: | Строка 32: | ||
Слово порцелин было заимствовано нами с запада, слово '''фарфор''' с востока из Персии. Оно является искажением слова Багбур, фагфур, которые являются персидским переводом титула китайского богдыхана Тиентсу - сын неба. | Слово порцелин было заимствовано нами с запада, слово '''фарфор''' с востока из Персии. Оно является искажением слова Багбур, фагфур, которые являются персидским переводом титула китайского богдыхана Тиентсу - сын неба. | ||
− | + | [[Файл:Image 67081 v2 m56577569830707284.jpg|thumb|250px|right|Шкатулка. Севр.]] | |
'''Фарфоровое''' производство возникло в Китае и много столетий существовало только в этой стране. Это вполне понятно, так как первоначально только Китай нуждался в материале такого сорта, а для других стран, в которые '''фарфор''' вывозился из Китая, он долгое время был только предметом роскоши и любопытства. | '''Фарфоровое''' производство возникло в Китае и много столетий существовало только в этой стране. Это вполне понятно, так как первоначально только Китай нуждался в материале такого сорта, а для других стран, в которые '''фарфор''' вывозился из Китая, он долгое время был только предметом роскоши и любопытства. | ||
Строка 42: | Строка 42: | ||
Как бы то ни было, но '''фарфоровое''' производство существовало в Китае в VII-VIII столетиях нашей эры, в XVI-XVII веках достигло высокого совершенства и сыграло большую роль в деле возникновения этого материала в Европе, а так же и в отношении своего влияния на многие категории памятников европейской материальной культуры XVII-XIX столетий. | Как бы то ни было, но '''фарфоровое''' производство существовало в Китае в VII-VIII столетиях нашей эры, в XVI-XVII веках достигло высокого совершенства и сыграло большую роль в деле возникновения этого материала в Европе, а так же и в отношении своего влияния на многие категории памятников европейской материальной культуры XVII-XIX столетий. | ||
− | + | [[Файл:Kzu.jpg|thumb|250px|left|Предметы из сервиза с зеленой лягушкой. Фаянс. Веджвуд]] | |
Какое значение придавалось '''фарфору''' в Китае уже в ранний период показывает сочинение о чае, написанное в IX веке, в котором, между прочим, обсуждается влияние на вкус чая различных цветов глазури '''фарфоровой''' посуды. | Какое значение придавалось '''фарфору''' в Китае уже в ранний период показывает сочинение о чае, написанное в IX веке, в котором, между прочим, обсуждается влияние на вкус чая различных цветов глазури '''фарфоровой''' посуды. | ||
Строка 56: | Строка 56: | ||
Первое время немногие предметы китайского '''фарфора''', попадавшие в Европу, ценились как редкие изделия далёких экзотических стран, стран, о которых имели смутное понятие и которые были окружены разными легендами: там жили Гог и Магог, там царствовал поп Иван и т.д. Но, желание обладать предметами из китайского фарфора объяснялось не только их редкостью, но и тем качеством, которое ему приписывали, а именно - менять цвет от присутствия в напитке яда. В те смутные времена, когда при отсутствии возможности определить причину смерти, лицо, мешавшее кому-нибудь в политическом или личном отношении, легко устранялось с пути насильственным образом. Подобное качество '''фарфора''' было неоценимо для лиц, сознававших своё рискованное положение. Воспоминание о такой легенде мы встречаем во Франции ещё в конце XVII века, в период, когда именно в Париже произошли многочисленные отравления лиц из высшего круга, а народная молва связывала с отравлением и преждевременную смерть некоторых лиц королевского дома. | Первое время немногие предметы китайского '''фарфора''', попадавшие в Европу, ценились как редкие изделия далёких экзотических стран, стран, о которых имели смутное понятие и которые были окружены разными легендами: там жили Гог и Магог, там царствовал поп Иван и т.д. Но, желание обладать предметами из китайского фарфора объяснялось не только их редкостью, но и тем качеством, которое ему приписывали, а именно - менять цвет от присутствия в напитке яда. В те смутные времена, когда при отсутствии возможности определить причину смерти, лицо, мешавшее кому-нибудь в политическом или личном отношении, легко устранялось с пути насильственным образом. Подобное качество '''фарфора''' было неоценимо для лиц, сознававших своё рискованное положение. Воспоминание о такой легенде мы встречаем во Франции ещё в конце XVII века, в период, когда именно в Париже произошли многочисленные отравления лиц из высшего круга, а народная молва связывала с отравлением и преждевременную смерть некоторых лиц королевского дома. | ||
− | + | [[Файл:Img104 (400x300).jpg|thumb|250px|right|Чайная пара из сервиз "NEUZIERAT". Королевская фарфоровая мануфактура]] | |
Первые, попадавшие в Европу изделия из китайского '''фарфора''', часто оправлялись в золото и серебро и служили подарками особой ценности. | Первые, попадавшие в Европу изделия из китайского '''фарфора''', часто оправлялись в золото и серебро и служили подарками особой ценности. | ||
Строка 78: | Строка 78: | ||
Лишь после того как образовалось большое число, более или менее систематических частных собраний и стало возможным широко поставить изучение '''фарфора''' в его прошлом, музеи могли быстро и с наименьшей долей случайности образовывать и пополнять свои коллекции. | Лишь после того как образовалось большое число, более или менее систематических частных собраний и стало возможным широко поставить изучение '''фарфора''' в его прошлом, музеи могли быстро и с наименьшей долей случайности образовывать и пополнять свои коллекции. | ||
+ | |||
+ | Одним из самых богатых, а может быть и самым богатым собранием европейского '''фарфора''' обладает Эрмитаж. В одной своей части, касающейся произведений самых крупных заводов: Севра, Мейссена, Берлина, Вены и нашего, это собрание составилось из предметов, находившихся долгое время во дворцах, из предметов поступивших в своё время в качестве подарков, и из покупок для украшения и практического использования. Эти, разбросанные по всем дворцам, превосходные, но частью пострадавшие от небрежного обращения, предметы были в 1883 году сосредоточены в Зимнем Дворце, были таким образом спасены, но долгое время стояли в шкапах, почти недоступные для обозрения и изучения. В 1911 году это собрание в количестве многих тысяч предметов было передано Эрмитажу и открыто для общего пользования, но оно страдало, как выше было сказано. некоторой односторонностью. | ||
+ | |||
+ | Лишь с начала Революции, когда оказалось возможным использовать для пополнения коллекций целый ряд крупных и мелких собраний Ленинграда, собраний составленных по различным принципам и потому заключавшим в себе чрезвычайно разнообразный материал, Отделение '''Фарфора''' Эрмитажа сразу пополнило главнейшие свои пробелы и стало одним из самых богатых в мире. В этом собрании теперь возможно изучать '''фарфор''' и с точки зрения производства и с точки зрения эволюции формы и техники и с точки зрения культуры, в связи с другими группами керамических изделий Востока и Запада и в связи с теми художественными и бытовыми течениями прошлого. которые взаимно влияли друг на друга и без учёта взаимного влияния которых, всякое изучение будет односторонне, а следовательно и неправильно |