Фарфор (общий очерк) С.Н.Тройницкий — различия между версиями — Справочник коллекционера

Фарфор (общий очерк) С.Н.Тройницкий — различия между версиями

Материал из Справочник коллекционера
Перейти к: навигация, поиск
 
Строка 14: Строка 14:
  
 
Китайцы называют каолин костями, а полевой шпат мясом '''фарфора''', что довольно хорошо характеризует особенности того и другого.
 
Китайцы называют каолин костями, а полевой шпат мясом '''фарфора''', что довольно хорошо характеризует особенности того и другого.
 
+
[[Файл:02679.jpg|thumb|250px|right|Китайская фаянсовая ваза. 1700 г.]]
 
В зависимости от соотношения означенных элементов, характера и места производства, '''фарфор''' распадается на три резко различные группы, на '''фарфор''' восточно-азиатский, на твёрдый европейский '''фарфор''' и на полу'''фарфор''' (pate tendre), производившийся только в Европе. Так как в последнем каолин совершенно отсутствует и его заменяют другие элементы, то он в строгом смысле под понятие '''фарфора''' подходит только по внешности.
 
В зависимости от соотношения означенных элементов, характера и места производства, '''фарфор''' распадается на три резко различные группы, на '''фарфор''' восточно-азиатский, на твёрдый европейский '''фарфор''' и на полу'''фарфор''' (pate tendre), производившийся только в Европе. Так как в последнем каолин совершенно отсутствует и его заменяют другие элементы, то он в строгом смысле под понятие '''фарфора''' подходит только по внешности.
  
Строка 22: Строка 22:
  
 
По китайски глиняные изделия обозначаются знаком ''тао'', первоначальное значение которого было - печь, или более поздним знаком ''йао'', имевшим тот же смысл.
 
По китайски глиняные изделия обозначаются знаком ''тао'', первоначальное значение которого было - печь, или более поздним знаком ''йао'', имевшим тот же смысл.
 
+
[[Файл:Ermolova01p08.jpg|250px|left|Тарелка Севр.]]
 
В Западной Европе понятие фарфор обозначалось словом porcellaine (pourcelaine, porcelaine, porcelain, porcellano, porzelin и т.д.) впервые применённым известным путешественником конца XIII века Марко Поло, нашедшим сходство между виденным им в Китае '''фарфором''' и морской раковиной, называвшейся porcello (поросёнок), на которых она походила цветом. Но в XIV и XV веках слово porcello и производные от него применялись одинаково, как к предметам из '''фарфора''', так и к предметам из перламутра, так что иногда трудно установить о каком материале идёт речь. И только в XVI веке это слово начинает относиться исключительно к '''фарфору'''.
 
В Западной Европе понятие фарфор обозначалось словом porcellaine (pourcelaine, porcelaine, porcelain, porcellano, porzelin и т.д.) впервые применённым известным путешественником конца XIII века Марко Поло, нашедшим сходство между виденным им в Китае '''фарфором''' и морской раковиной, называвшейся porcello (поросёнок), на которых она походила цветом. Но в XIV и XV веках слово porcello и производные от него применялись одинаково, как к предметам из '''фарфора''', так и к предметам из перламутра, так что иногда трудно установить о каком материале идёт речь. И только в XVI веке это слово начинает относиться исключительно к '''фарфору'''.
  
Строка 32: Строка 32:
  
 
Слово порцелин было заимствовано нами с запада, слово '''фарфор''' с востока из Персии. Оно является искажением слова Багбур, фагфур, которые являются персидским переводом титула китайского богдыхана Тиентсу - сын неба.
 
Слово порцелин было заимствовано нами с запада, слово '''фарфор''' с востока из Персии. Оно является искажением слова Багбур, фагфур, которые являются персидским переводом титула китайского богдыхана Тиентсу - сын неба.
 
+
[[Файл:Image 67081 v2 m56577569830707284.jpg|thumb|250px|right|Шкатулка. Севр.]]
 
'''Фарфоровое''' производство возникло в Китае и много столетий существовало только в этой стране. Это вполне понятно, так как первоначально только Китай нуждался в материале такого сорта, а для других стран, в которые '''фарфор''' вывозился из Китая, он долгое время был только предметом роскоши и любопытства.
 
'''Фарфоровое''' производство возникло в Китае и много столетий существовало только в этой стране. Это вполне понятно, так как первоначально только Китай нуждался в материале такого сорта, а для других стран, в которые '''фарфор''' вывозился из Китая, он долгое время был только предметом роскоши и любопытства.
  
Строка 42: Строка 42:
  
 
Как бы то ни было, но '''фарфоровое''' производство существовало в Китае в VII-VIII столетиях нашей эры, в XVI-XVII веках достигло высокого совершенства и сыграло большую роль в деле возникновения этого материала в Европе, а так же и в отношении своего влияния на многие категории памятников европейской материальной культуры XVII-XIX столетий.
 
Как бы то ни было, но '''фарфоровое''' производство существовало в Китае в VII-VIII столетиях нашей эры, в XVI-XVII веках достигло высокого совершенства и сыграло большую роль в деле возникновения этого материала в Европе, а так же и в отношении своего влияния на многие категории памятников европейской материальной культуры XVII-XIX столетий.
 
+
[[Файл:Kzu.jpg|thumb|250px|left|Предметы из сервиза с зеленой лягушкой. Фаянс. Веджвуд]]
 
Какое значение придавалось '''фарфору''' в Китае уже в ранний период показывает сочинение о чае, написанное в IX веке, в котором, между прочим, обсуждается влияние на вкус чая различных цветов глазури '''фарфоровой''' посуды.
 
Какое значение придавалось '''фарфору''' в Китае уже в ранний период показывает сочинение о чае, написанное в IX веке, в котором, между прочим, обсуждается влияние на вкус чая различных цветов глазури '''фарфоровой''' посуды.
  
Строка 48: Строка 48:
  
 
В XIV-XV столетих почти вся торговля с Востоком была сосредоточена в руках генуезцев и венецианцев. Но поскольку они вели торговлю не непосредственно с Китаем, китайские изделия, особенно такие как '''фарфор''', не могли проникать в Европу в очень большом количестве, так как трудно было перевозить их караванным путём через очень большие пространства.
 
В XIV-XV столетих почти вся торговля с Востоком была сосредоточена в руках генуезцев и венецианцев. Но поскольку они вели торговлю не непосредственно с Китаем, китайские изделия, особенно такие как '''фарфор''', не могли проникать в Европу в очень большом количестве, так как трудно было перевозить их караванным путём через очень большие пространства.
 +
 +
Только после открытия португальцами в начале XVI века морского пути в Индию получилась возможность непосредственных сношений с Китаем. Португальцы высадились в Кантоне в 1514 году но не сумели завязать настоящих торговых сношений, которые наладились лишь с появлением на Востоке английских и голландских купцов. т.е. с конца XVI века.
 +
 +
Голландцы появились на востоке в 1597 году и в 1602 году основали знаменитую Ост-Индскую компанию для торговли с востоком, компанию, которая устроила ряд факторий на Зондских островах, Формозе и в Японии и основала город Батавию на Яве. После изгнания в 1641 году из Японии всех иноземцев, только голландцам, из всех европейцев, было позволено остаться и они вывозили в Европу огромное количество японских и китайских товаров. Англичане, изгнанные из Японии, крепко обосновались в середине XVII века в Кантоне, а так же получили в Персидском заливе город Бендер-Аббас, откуда тоже вывозили восточные товары.
 +
 +
Количество восточного '''фарфора''', вывозившегося в Европу в XVII и XVII веках, было огромно. Множество кораблей нагруженных десятками тысяч предметов ежегодно приходили из восточных портов в Голландию, Францию, Англию и Данию. Но в XVII веке китайскому фарфору появился серьёзный конкурент в виде европейского фарфора. Сначала это было малозаметным, потому что немногочисленные европейские заводы работали не на рынок, а для небольшого круга избранных. Но когда жизнь заставила большинство из эти, возникших по капризу, заводов или закрыться или перейти на промышленное производство, ввоз китайского и японского '''фарфора''' стал сокращаться и к XIX веку почти сошел на нет.
 +
 +
Первое время немногие предметы китайского '''фарфора''', попадавшие в Европу, ценились как редкие изделия далёких экзотических стран, стран, о которых имели смутное понятие и которые были окружены разными легендами: там жили Гог и Магог, там царствовал поп Иван и т.д. Но, желание обладать предметами из китайского фарфора объяснялось не только их редкостью, но и тем качеством, которое ему приписывали, а именно - менять цвет от присутствия в напитке яда. В те смутные времена, когда при отсутствии возможности определить причину смерти, лицо, мешавшее кому-нибудь в политическом или личном отношении, легко устранялось с пути насильственным образом. Подобное качество '''фарфора''' было неоценимо для лиц, сознававших своё рискованное положение. Воспоминание о такой легенде мы встречаем во Франции ещё в конце XVII века, в период, когда именно в Париже произошли многочисленные отравления лиц из высшего круга, а народная молва связывала с отравлением и преждевременную смерть некоторых лиц королевского дома.
 +
[[Файл:Img104 (400x300).jpg|thumb|250px|right|Чайная пара из сервиз "NEUZIERAT".  Королевская фарфоровая мануфактура]]
 +
Первые, попадавшие в Европу изделия из китайского '''фарфора''', часто оправлялись в золото и серебро и служили подарками особой ценности.
 +
 +
С XVI века ввоз восточного '''фарфора''' сильно увеличился, а в связи с появлением вкуса к коллекционерству, эти предметы стали объектом коллекционирования и до нас дошли документы свидетельствующие о том, что существовали собрания в несколько тысяч предметов уже во второй половине XVI века.
 +
 +
Это коллекционное значение восточного '''фарфора''' продолжалось приблизительно до середины XVIII века, но с середины XVII века его стали использовать и с более практическими целями.
 +
 +
Это объясняется происшедшим с середины XVII столетия резким изменением в характере жилищ состоятельных классов и связанным с этим изменением и внешними бытовыми условиями.
 +
 +
Появилась потребность в доступе в жилые помещения большего количества света и воздуха. в соответствии с этим изменился и характер убранства комнат. Более мирные и более утончённые условия жизни сделали не только возможной, но и желательной замену утвари из серебра и других металлов утварью из материала, не представляющего такой материальной ценности, но более подходящего для развивающегося кулинарного искусства. Еда перестаёт иметь главной целью только насыщение, она должна доставлять и своего рода наслаждение. Более оживлённые сношения между различными местностями позволяют внести в это дело большее разнообразие продуктов, что в свою очередь вызывает изменение характера утвари и необходимость в больших сервизах. Вывозимый с востока '''фарфор''' с конца XVII века начинает получать практическое применение, вывоз его соответственно увеличивается и начинает ощущаться потребность в производстве этого материала на местах.
 +
 +
И благодаря этой, довольно широко осознанной потребности, сравнительно в короткий промежуток времени возникает производство сперва полу'''фарфора''', практически менее пригодного, а затем и настоящего твёрдого '''фарфора'''.
 +
 +
Первоначально секрет производства тщательно охраняется с целью его монополизировать и удовлетворять личное тщеславие. Но требования жизни настолько сильны, что в первой половине XVIII века уже почти все европейские страны имеют свои производства. Так же кратковременно и использование '''фарфора''' только в художественной плоскости. Те заводы, которые возникли действительно по капризу и не были в достаточной мере обеспечены сырьём и сбытом, быстро прекращают своё существование, остальные же развиваясь превращаются в торгово-промышленные предприятия, и, часто помимо своей воли, являются очагами дальнейшего распространения производства по всей стране.
 +
 +
В XIX веке использование '''фарфора''' переходит в дальнейшую стадию. Он становится незаменимым во многих случаях материалом для технических целей и эта сторона дела позволяет улучшать и удешевлять производство вообще, а следовательно содействует и более широкому распространению '''фарфоровых''' изделий с художественным характером, и, связывая производство с многочисленным и разнообразным потребителем, укрепляет его корни и питает сущность творческой стороны дела.
 +
 +
Во второй половине XIX века начинается коллекционирование европейского '''фарфора''', сначала, как всегда, частными лицами, а потом и музеями. Частные лица, собирая какие либо категории памятников, в плоскости субъективного интереса к ним, как бы подготавливают почву для объективного и широкого собирательства музеев. Из частного собирательства возникли большинство европейских художественных и историко-культурных музеев и такие дисциплины как археология, история искусства, нумизматика и т.п. развились из дилетантских, но искренних и ценных исследований любителей, начиная, приблизительно с XVI века.
 +
 +
К концу XIX века были созданы очень ценные частные коллекции '''фарфора''', которые или целиком поступали в общественные хранилища, или как это бывает чаще, путём ряда распродаж и переходов из рук в руки, в конце концов, всё таки отложили в музейные собрания всё что было в них более ценного с художественной или научной точек зрения.
 +
 +
Лишь после того как образовалось большое число, более или менее систематических частных собраний и стало возможным широко поставить изучение '''фарфора''' в его прошлом, музеи могли быстро и с наименьшей долей случайности образовывать и пополнять свои коллекции.
 +
 +
Одним из самых богатых, а может быть и самым богатым собранием европейского '''фарфора''' обладает Эрмитаж. В одной своей части, касающейся произведений самых крупных заводов: Севра, Мейссена, Берлина, Вены и нашего, это собрание составилось из предметов, находившихся долгое время во дворцах, из предметов поступивших в своё время в качестве подарков, и из покупок для украшения и практического использования. Эти, разбросанные по всем дворцам, превосходные, но частью пострадавшие от небрежного обращения, предметы были в 1883 году сосредоточены в Зимнем Дворце, были таким образом спасены, но долгое время стояли в шкапах, почти недоступные для обозрения и изучения. В 1911 году это собрание в количестве многих тысяч предметов было передано Эрмитажу и открыто для общего пользования, но оно страдало, как выше было сказано. некоторой односторонностью.
 +
 +
Лишь с начала Революции, когда оказалось возможным использовать для пополнения коллекций целый ряд крупных и мелких собраний Ленинграда, собраний составленных по различным принципам и потому заключавшим в себе чрезвычайно разнообразный материал, Отделение '''Фарфора''' Эрмитажа сразу пополнило главнейшие свои пробелы и стало одним из самых богатых в мире. В этом собрании теперь возможно изучать '''фарфор''' и с точки зрения производства и с точки зрения эволюции формы и техники и с точки зрения культуры, в связи с другими группами керамических изделий Востока и Запада и в связи с теми художественными и бытовыми течениями прошлого. которые взаимно влияли друг на друга и без учёта взаимного влияния которых, всякое изучение будет односторонне, а следовательно и неправильно

Текущая версия на 13:12, 12 октября 2011

Личные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты