Фарфоровый завод Попова А.Г. — различия между версиями — Справочник коллекционера

Фарфоровый завод Попова А.Г. — различия между версиями

Материал из Справочник коллекционера
Перейти к: навигация, поиск
 
Строка 1: Строка 1:
'''Завод А. Попова''' занимает одно из ведущих мест среди частных [[История фарфора|фарфоровых]] предприятий России первой половины''' XIX''' века. По художественному уровню, качеству [[История фарфора|фарфорового]] черепка, белизне массы продукция этого завода стоит в одном ряду со знаменитым [[История фарфора|фарфором]] [[Фарфоровый завод Гарднера|Гарднера]], изделиями петербургского завода братьев Корниловых и [[Императорский фарфоровый завод|Императорского фарфорового завода]].
+
'''Завод А. Попова''' занимает одно из ведущих мест среди частных [[История фарфора|фарфоровых]] предприятий России первой половины''' XIX''' века. По художественному уровню, качеству [[История фарфора|фарфорового]] черепка, белизне массы продукция этого завода стоит в одном ряду со знаменитым [[История фарфора|фарфором]] [[Фарфоровый завод Гарднера|Гарднера]], изделиями петербургского '''завода братьев Корниловых''' и [[Императорский фарфоровый завод|Императорского фарфорового завода]].  
Производство на '''фарфоровом заводе Попова''' сложилось на основе предприятия, созданного [[Карл Мелли|Карлом Мелли]] - бывшим комиссионером [[Фарфоровый завод Гарднера|Гарднера]] - в селе Горбунова Дмитровского уезда Московской губернии в '''1804''' году. В '''1811''' году [[Алексей Гаврилович Попов]] купил завод у [[Карл Мелли|Меллиъъ, и, таким образом, стал на какое-то время преемником технический достижений [[Фарфоровый завод Гарднера|Гарднера]] , однако в художественном отношении он изначально стремился к самостоятельности.
+
С самого начала это было довольно крупное предприятие: в 1'''810 – 1840'''-е годы оно насчитывало в среднем 250 человек (примерно столько же работало на [[Императорский фарфоровый завод|Императорском фарфоровом заводе]] и [[Фарфоровый завод братьев Корниловых|заводе братьев Корниловых]]). На '''заводе А. Попова''' вырабатывался только фарфор высокого качества. Продукция отличалась широким ассортиментом: столовые и чайные сервизы, вазы, чернильницы, трактирная посуда, статуэтки, сюжетные композиции, анималистические скульптуры и другие изящные вещи для дома.
+
В 1810-х годах завод Попова обращается к немецким и французским образцам, главным образом, в скульптуре и формах сосудов. К 1820-м годам на заводе вырабатываются собственные индивидуальные, характерные только для фарфора Попова, черты. Особенно славился состав фарфоровой массы, используемой на этом заводе. Что касается сюжетов и характера декора, то они соответствовали общим тенденциям в русском фарфоре XIX века.
+
Немалую роль в формировании успеха продукции А. Попова играла собственная палитра красок, отличающаяся богатством и изысканностью тонов, которую разрабатывала лаборатория завода. Изделиям, выходившим с завода А. Попова, присущи прекрасно понятная мастерами декоративность, тонкое чувство колорита, любовь к ярким, сильным, чистым краскам, к крупному декоративному пятну, к смелому, выразительному рисунку.
+
Популярность фарфора, выходившего с завода А. Попова, объясняет славу его мастеров. Известно, что для работы на фарфоровом заводе в Архангельском князь Юсупов приглашал токарей и мастеров по формовке и точению фарфоровых изделий с завода А. Попова. Кроме этого, готовые формы под роспись также поступали в Архангельское с этого производства (главным образом, это были чашки с блюдцами, многочисленные дежене на одну и две персоны, а также пасхальные яйца).
+
В 1831 году на первой Московской выставке произведений отечественной промышленности «фабрика дворянина Алексея Гавриловича Попова с сыном Дмитрием Алексеевичем», как значилось в каталоге, впервые представила свою продукцию широкой публике. Газета «Московские ведомости» писала тогда: «Зала, обставленная фарфором и… с заводов Попова, братьев Гарднеров… переносит воображение в область волшебства… Здесь красота соеденятеся с пользой, изделие возвышается до степени изящного искусства; здесь блеск живописи, правильность, стройность, вкус в отлитии форм преобразовывают грубые вещества: песок и глину в предметы утонченной роскоши, и предметы ежедневного и всеобщего употребления в драгоценные убранства великолепных дворцов». На этой выставке фарфор завода А. Попова был удостоин малой золотой медали. Начиная с 1831 года завод А. Попова участвовал во всех выставках российских мануфактурных изделий в Москве и Петербурге. В 1833 году Алексей Гаврилович Попов получил орден св. Станислава IV степени, а в 1839 и 1841 годах его сын Дмитрий Алексеевич за участие в выставках был награжден орденами св. Анны III степени и св. Владимира IV степени.
+
Надо заметить, что уже в I половине XIX века фарфор Попова был очень дорогим. Например, столовые сервизы стоили в 1831 году от 1000 до 1550 рублей, что по ценам сопоставимо с продукцией Императорского фарфорового завода, работавшего только по заказам императорского Двора. Неудивительно, что предметы такого уровня, предназначенные, как правило, для особо торжественных случаев, завод А. Попова изготовлял по особым заказам. При этом фарфор, необходимый для повседневного использования, охотно покупался жителями и гостями Москвы.
+
После смерти Алексея Гавриловича предприятие перешло к его детям Дмитрию и Татьяне, а затем вскоре к сыновьям Дмитрия. Последним владельцем завода в 1875 году был купец Фомичев. Гипсовые формы для производства фигур и посуды были проданы на завод Иконникова, а рецепты красок - на завод братьев Корниловых.
+
  
[[:Категория:Фарфоровый завод Попова А.Г.|'''Продукция''']]
+
Производство на '''фарфоровом заводе Попова''' сложилось на основе предприятия, созданного [[Карл Мелли|Карлом Мелли]] - бывшим комиссионером [[Фарфоровый завод Гарднера|Гарднера]] - в селе Горбунова Дмитровского уезда Московской губернии в '''1804''' году. В '''1811''' году [[Алексей Гаврилович Попов]] купил завод у [[Карл Мелли|Мелли]], и, таким образом, стал на какое-то время преемником технический достижений [[Фарфоровый завод Гарднера|Гарднера]] , однако в художественном отношении он изначально стремился к самостоятельности.
  
 +
С самого начала это было довольно крупное предприятие: в 1'''810 – 1840'''-е годы оно насчитывало в среднем 250 человек (примерно столько же работало на [[Императорский фарфоровый завод|Императорском фарфоровом заводе]] и [[Фарфоровый завод братьев Корниловых|заводе братьев Корниловых]]). На '''заводе А. Попова''' вырабатывался только фарфор высокого качества. Продукция отличалась широким ассортиментом: столовые и чайные сервизы, вазы, чернильницы, трактирная посуда, статуэтки, сюжетные композиции, анималистические скульптуры и другие изящные вещи для дома.
  
 +
В '''1810'''-х годах '''завод Попова''' обращается к немецким и французским образцам, главным образом, в скульптуре и формах сосудов. К '''1820'''-м годам на заводе вырабатываются собственные индивидуальные, характерные только для [[История фарфора|фарфора]] '''Попова''', черты. Особенно славился состав фарфоровой массы, используемой на этом заводе. Что касается сюжетов и характера декора, то они соответствовали общим тенденциям в русском [[История фарфора|фарфоре]] XIX века.
  
'''Клейма'''
+
Немалую роль в формировании успеха продукции '''А. Попова''' играла собственная палитра красок, отличающаяся богатством и изысканностью тонов, которую разрабатывала лаборатория завода. Изделиям, выходившим с '''завода А. Попова''', присущи прекрасно понятная мастерами декоративность, тонкое чувство колорита, любовь к ярким, сильным, чистым краскам, к крупному декоративному пятну, к смелому, выразительному рисунку.
  
----
+
Популярность [[История фарфора|фарфора]], выходившего с '''завода А. Попова''', объясняет славу его мастеров. Известно, что для работы на фарфоровом заводе в Архангельском '''князь [[Юсупов]]''' приглашал токарей и мастеров по формовке и точению [[История фарфора|фарфоровых]] изделий с '''завода А. Попова'''. Кроме этого, готовые формы под роспись также поступали в Архангельское с этого производства (главным образом, это были чашки с блюдцами, многочисленные дежене на одну и две персоны, а также пасхальные яйца).
  
[[Файл:ап.jpg|200px|center]]
+
В '''1831''' году на первой Московской выставке произведений отечественной промышленности «'''фабрика дворянина Алексея Гавриловича Попова с сыном Дмитрием Алексеевичем'''», как значилось в каталоге, впервые представила свою продукцию широкой публике. Газета «'''Московские ведомости'''» писала тогда:
  
 +
''«Зала, обставленная фарфором и… с '''заводов Попова''', '''братьев Гарднеров'''… переносит воображение в область волшебства… Здесь красота соеденятеся с пользой, изделие возвышается до степени изящного искусства; здесь блеск живописи, правильность, стройность, вкус в отлитии форм преобразовывают грубые вещества: песок и глину в предметы утонченной роскоши, и предметы ежедневного и всеобщего употребления в драгоценные убранства великолепных дворцов».''
  
<center>'''1811-1875''' гг. Под глазурью синей или черной краской.
+
На этой выставке фарфор '''завода А. Попова''' был удостоин малой золотой медали. Начиная с '''1831''' года '''завод А. Попова''' участвовал во всех выставках российских мануфактурных изделий в Москве и Петербурге.  
  
 +
В '''1833''' году [[Алексей Гаврилович Попов]] получил орден '''св. Станислава IV степени''', а в '''1839''' и '''1841''' годах его '''сын Дмитрий''' '''Алексеевич''' за участие в выставках был награжден орденами '''св. Анны III степени''' и '''св. Владимира IV степени'''.
  
[[Файл:ап1.jpg|200px|center]]
+
Надо заметить, что уже в I половине '''XIX''' века [[История фарфора|фарфор Попова]] был очень дорогим. Например, столовые сервизы стоили в '''1831''' году от 1000 до 1550 рублей, что по ценам сопоставимо с продукцией [[Императорский фарфоровый завод|Императорского фарфорового завода]], работавшего только по заказам императорского Двора. Неудивительно, что предметы такого уровня, предназначенные, как правило, для особо торжественных случаев, '''завод А. Попова''' изготовлял по особым заказам. При этом [[История фарфора|фарфор]], необходимый для повседневного использования, охотно покупался жителями и гостями Москвы.
  
 +
После смерти '''Алексея Гавриловича''' предприятие перешло к его детям '''Дмитрию''' и '''Татьяне''', а затем вскоре к сыновьям '''Дмитрия'''. Последним владельцем завода в '''1875''' году был '''купец''' [[Фомичев]]. Гипсовые формы для производства фигур и посуды были проданы на '''[[завод Иконникова]]''', а рецепты красок - на '''[[фарфоровый завод братьев Корниловых]]'''.
  
'''1811-1875''' гг. Под глазурью синей или черной краской.
 
  
  
[[Файл:ап2.jpg|200px|center]]
 
  
  
'''1811-1875''' гг. Под глазурью синей или черной краской.
+
<center>'''Клейма'''
  
 +
----
  
[[Файл:ап3.jpg|200px|center]]
+
[[Файл:Marki1.jpg|460px|center]]
  
 
'''1811-1875''' гг. Под глазурью синей или черной краской.
 
 
[[Файл:ап4.jpg|200px|center]]
 
 
 
'''1811-1875''' гг. Под глазурью синей или черной краской или в тесте.
 
  
  
  
 +
[[:Категория:Фарфоровый завод Попова А.Г.|'''Продукция''']]
 
[[Категория:Фарфоровые заводы]]
 
[[Категория:Фарфоровые заводы]]

Текущая версия на 14:37, 23 января 2012

Личные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты