Европейский фарфор С.Н.Тройницкий — различия между версиями
Материал из Справочник коллекционера
Татьяна (обсуждение | вклад) |
Татьяна (обсуждение | вклад) |
||
Строка 9: | Строка 9: | ||
Когда с открытием около '''1500''' года морского пути в Индию, бывшая до тех пор в руках венецианцев и генуэзцев торговля с востоком стала переходить в руки других стран, главным образом в Голландию, то естественно в этой стране, в которую в значительном количестве стали поступать восточные товары и в том числе '''фарфор''', появилось стремление попытаться ему подражать. Но и эти подражания относились лишь к внешнему виду. Первое место среди них занимают изделия мастеров Дельфта, получившие особую славу с середины '''XVII''' века. | Когда с открытием около '''1500''' года морского пути в Индию, бывшая до тех пор в руках венецианцев и генуэзцев торговля с востоком стала переходить в руки других стран, главным образом в Голландию, то естественно в этой стране, в которую в значительном количестве стали поступать восточные товары и в том числе '''фарфор''', появилось стремление попытаться ему подражать. Но и эти подражания относились лишь к внешнему виду. Первое место среди них занимают изделия мастеров Дельфта, получившие особую славу с середины '''XVII''' века. | ||
− | + | [[Файл:800px-Ngv, jacques-françois Micaud, zuppiera e vassorio, porcellana di sèvres.JPG|thumb|200px|left|Суповая миска. Севр. 1756 г.]] | |
Дельфтские мастера часть точно копировали восточные образцы, частью европеизировали восточные формы и декоровку. Но в отношении качества материала и в художественном и в практическом применении [[История фаянса|фаянс]], конечно, много уступал восточному '''фарфору'''. Производство дельфтского [[История фаянса|фаянса]] процветало до середины XVIII века, когда наладившееся производство настоящего '''фарфора''', в связи с общими бытовыми условиями, понемногу вытеснило его из широкого обихода. | Дельфтские мастера часть точно копировали восточные образцы, частью европеизировали восточные формы и декоровку. Но в отношении качества материала и в художественном и в практическом применении [[История фаянса|фаянс]], конечно, много уступал восточному '''фарфору'''. Производство дельфтского [[История фаянса|фаянса]] процветало до середины XVIII века, когда наладившееся производство настоящего '''фарфора''', в связи с общими бытовыми условиями, понемногу вытеснило его из широкого обихода. | ||
Строка 19: | Строка 19: | ||
В '''1725''' году один из мастеров завода в Сен-Клу, по имени Сиру, покинул завод и начал собственное дело в замке Шантильи, принадлежавшему герцогу Кондэ. В это время герцог Орлеанский уже умер, а Кондэ был первым министром. поэтому Сиру мог не бояться обвинения в похищении секрета производства. Завод существовал до самой революции, его изделия подражали сначала восточным образцам. а потом образцам Мейссенского и Севрского заводов. | В '''1725''' году один из мастеров завода в Сен-Клу, по имени Сиру, покинул завод и начал собственное дело в замке Шантильи, принадлежавшему герцогу Кондэ. В это время герцог Орлеанский уже умер, а Кондэ был первым министром. поэтому Сиру мог не бояться обвинения в похищении секрета производства. Завод существовал до самой революции, его изделия подражали сначала восточным образцам. а потом образцам Мейссенского и Севрского заводов. | ||
− | + | [[Файл:0 310e4 def3897d L.jpg|thumb|200px|right|Чайник. Мейсен. 1725-1730 гг. ]] | |
В свою очередь и Сиру не мог сохранить тайны своего производства. В '''1735''' году один из его мастеров основал под покровительством герцога Вильруа небольшой завод в Меннеси, существовавший до '''1766''' года, а в '''1740''' году три других мастера основали завод в Венсене позже перенесённый в Севр и заслуживший в последствии громкую славу. | В свою очередь и Сиру не мог сохранить тайны своего производства. В '''1735''' году один из его мастеров основал под покровительством герцога Вильруа небольшой завод в Меннеси, существовавший до '''1766''' года, а в '''1740''' году три других мастера основали завод в Венсене позже перенесённый в Севр и заслуживший в последствии громкую славу. | ||
Строка 27: | Строка 27: | ||
История саксонского '''фарфора''', завод которого находится в городе [[Фарфоровая мануфактура в Мейсене|Мейссен]] около Дрездена, можно разделить на два периода. Первый, когда преобладали художественные задания, и второй, с середины '''XVIII''' века когда перед заводом стали задачи торгово-промышленного характера. Первые два десятилетия изделия завода подражали и в отношении форм и в отношении декоровки восточным образцам, при чём художественная сторона выражалась почти исключительно в росписи. В '''1731''' году на завод был приглашен в качестве моделёра молодой скульптор Иоахим Кендлер, с именем которого неразрывно связан долгий период расцвета художественного значения завода. Кендлер сумел почувствовать пластические особенности нового материала. его полупрозрачность, влиявшую на игру светотеней, глазурь, смягчавшую чёткость линий, и за сорок лет своей деятельности создал целый '''фарфоровый''' мир, образцы которого в течение полутора столетий повторялись почти всеми европейскими заводами. Со второй половины '''XVIII''' века [[Фарфоровая мануфактура в Мейсене|Мейссенский завод]] стал работать на рынок и его товары, особенно посуда, получили огромное распространение. | История саксонского '''фарфора''', завод которого находится в городе [[Фарфоровая мануфактура в Мейсене|Мейссен]] около Дрездена, можно разделить на два периода. Первый, когда преобладали художественные задания, и второй, с середины '''XVIII''' века когда перед заводом стали задачи торгово-промышленного характера. Первые два десятилетия изделия завода подражали и в отношении форм и в отношении декоровки восточным образцам, при чём художественная сторона выражалась почти исключительно в росписи. В '''1731''' году на завод был приглашен в качестве моделёра молодой скульптор Иоахим Кендлер, с именем которого неразрывно связан долгий период расцвета художественного значения завода. Кендлер сумел почувствовать пластические особенности нового материала. его полупрозрачность, влиявшую на игру светотеней, глазурь, смягчавшую чёткость линий, и за сорок лет своей деятельности создал целый '''фарфоровый''' мир, образцы которого в течение полутора столетий повторялись почти всеми европейскими заводами. Со второй половины '''XVIII''' века [[Фарфоровая мануфактура в Мейсене|Мейссенский завод]] стал работать на рынок и его товары, особенно посуда, получили огромное распространение. | ||
− | + | [[Файл:Kzu.jpg|thumb|200px|left|Предметы из сервиза с зеленой лягушкой. Веджвуд. 1774 г.]] | |
В [[Фарфоровая мануфактура в Мейсене|Мейссене]] секрет производства тоже строго, но тщетно, оберегался. Всегда находились мастера, которые овладев частью секрета, пытались использовать свои знания в другом месте, на более выгодных условиях. | В [[Фарфоровая мануфактура в Мейсене|Мейссене]] секрет производства тоже строго, но тщетно, оберегался. Всегда находились мастера, которые овладев частью секрета, пытались использовать свои знания в другом месте, на более выгодных условиях. | ||
Строка 43: | Строка 43: | ||
В третьей четверти '''XVIII''' века в Тюрингии возник по частной инициативе ряд небольших заводов, основанных , в отличии от вышеописанных, в тесной связи с местными условиями. Обеспеченные на месте подходящими материалами и топливом, эти небольшие заводы, преследовавшие промышленные цели, не могли конечно равняться по качеству продукции с другими, но обслуживая средний и низшие классы населения, они в отношении популяризации материала, имели огромное значение, а изделия их, несмотря на некоторую наивность, не лишены своеобразной прелести, как и изделия русских небольших фабрик. | В третьей четверти '''XVIII''' века в Тюрингии возник по частной инициативе ряд небольших заводов, основанных , в отличии от вышеописанных, в тесной связи с местными условиями. Обеспеченные на месте подходящими материалами и топливом, эти небольшие заводы, преследовавшие промышленные цели, не могли конечно равняться по качеству продукции с другими, но обслуживая средний и низшие классы населения, они в отношении популяризации материала, имели огромное значение, а изделия их, несмотря на некоторую наивность, не лишены своеобразной прелести, как и изделия русских небольших фабрик. | ||
− | + | [[Файл:VI7Q1ATCY8HDN 40CH6.jpg|thumb|200px|right|Сливочник. Вена. 1750 г.]] | |
В Англии не было государственного фарфорового завода, а в середине '''XVIII''' века возникло несколько частных предприятий, выделывавших особый вид полу'''фарфора''' и работавших почти исключительно на внутренний рынок. На их изделиях сильно сказалось влияние [[Фарфоровая мануфактура в Мейсене|Мейссена]] и [[Севрская фарфоровая мануфактура|Севра]], но тем не менее они сумели выработать и свой особый стиль. Первым возник завод Боу, в 1745 году Чельси, затем Дерби, а в '''1751''' г. наиболее значительный из них в городе Вустере. | В Англии не было государственного фарфорового завода, а в середине '''XVIII''' века возникло несколько частных предприятий, выделывавших особый вид полу'''фарфора''' и работавших почти исключительно на внутренний рынок. На их изделиях сильно сказалось влияние [[Фарфоровая мануфактура в Мейсене|Мейссена]] и [[Севрская фарфоровая мануфактура|Севра]], но тем не менее они сумели выработать и свой особый стиль. Первым возник завод Боу, в 1745 году Чельси, затем Дерби, а в '''1751''' г. наиболее значительный из них в городе Вустере. | ||
В Италии первым заводом был завод Вецци в Венеции, работавший при помощи саксонских мастеров. В '''1735''' году был основан завод в Доччиа, около Флоренции, в '''1764''' году завод Коцци в Венеции. В '''1743''' году около Неаполя возник завод Капо-ди-Монте, переведенный в 1759 году в Буен Ретиро около Мадрида, а Неаполитанский завод был восстановлен и работал до '''1821''' года. | В Италии первым заводом был завод Вецци в Венеции, работавший при помощи саксонских мастеров. В '''1735''' году был основан завод в Доччиа, около Флоренции, в '''1764''' году завод Коцци в Венеции. В '''1743''' году около Неаполя возник завод Капо-ди-Монте, переведенный в 1759 году в Буен Ретиро около Мадрида, а Неаполитанский завод был восстановлен и работал до '''1821''' года. | ||
+ | |||
+ | ---- | ||
+ | Тройницкий С.Н. Европейский фарфор / С.Н. Тройницкий ; оформл. Л.С. Хижинского. – Л., 1928. – 31, [1] с.: ил.; 12*16 см. – 3 000 экз. | ||
+ | С.Н. Тройницкий (1882-1946) - директор Эрмитажа, один из основателей журнала "Старые годы" и издатель журнала "Гербовед". В обложке работы Л.С. Хижинского (1896-1972) – рос. графика, ученика Д. И. Митрохина и В. М. Конашевича, продолжателя "мирискуснич." графич. традиции. | ||
+ | Иллюстрированное издание. |