Европейский фарфор С.Н.Тройницкий — различия между версиями — Справочник коллекционера

Европейский фарфор С.Н.Тройницкий — различия между версиями

Материал из Справочник коллекционера
Перейти к: навигация, поиск
 
Строка 1: Строка 1:
 
[[Категория:фарфор]]
 
[[Категория:фарфор]]
 
[[Файл:PA040270.JPG|200px|left]]
 
[[Файл:PA040270.JPG|200px|left]]
''Текст взят из брошюры изданной в Ленинграде в 1928 году Комитетом популяризации художественных изданий при Государственной Академии истории материальной культуры. Автор текста С.Н.Тройницкий, обложка и марка издательства работы Л.С.Хижинского''
+
''Текст взят из брошюры изданной в Ленинграде в '''1928''' году Комитетом популяризации художественных изданий при Государственной Академии истории материальной культуры. Автор текста С.Н.Тройницкий, обложка и марка издательства работы Л.С.Хижинского''
 
----
 
----
  
Как известно, первые более или менее точные сведения о производстве '''фарфора''', а также некоторое количество образцов, вывез из Китая в Европу известный путешественник Марко Поло в конце XII века. Весьма возможно, что уже вскоре после этого были какие-нибудь попытки открыть секрет производства этого ценного и редкого материала, но мы об них ничего не знаем. Первые документальные данные о таких опытах относятся к середине XV века и затем, не прекращаясь, идут в течение двух с половиной столетий, когда немцу Бетхеру действительно удаётся производство настоящего '''фарфора'''. Все же остальные бывшие до этого, хотя и считавшиеся удачными, опыты сводились лишь к внешнему подражанию материалу. Это является вполне понятным, если мы вспомним слабую степень развития прикладной химии в то время и связь первых опытов с [[История фаянса|фаянсовым]] или стеклянным производствами, т.е. с производствами несравненно менее сложными и трудными, но внешне иногда довольно похожими.
+
Как известно, первые более или менее точные сведения о производстве '''фарфора''', а также некоторое количество образцов, вывез из Китая в Европу известный путешественник Марко Поло в конце XII века. Весьма возможно, что уже вскоре после этого были какие-нибудь попытки открыть секрет производства этого ценного и редкого материала, но мы об них ничего не знаем. Первые документальные данные о таких опытах относятся к середине '''XV''' века и затем, не прекращаясь, идут в течение двух с половиной столетий, когда немцу Бетхеру действительно удаётся производство настоящего '''фарфора'''. Все же остальные бывшие до этого, хотя и считавшиеся удачными, опыты сводились лишь к внешнему подражанию материалу. Это является вполне понятным, если мы вспомним слабую степень развития прикладной химии в то время и связь первых опытов с [[История фаянса|фаянсовым]] или стеклянным производствами, т.е. с производствами несравненно менее сложными и трудными, но внешне иногда довольно похожими.
  
Первые определённые сведения относятся к 1470 году, когда якобы одному венецианцу удалось открыть секрет изготовления '''фарфора'''. Имеются данные, что в XVI веке в той же Венеции другим лицам удалось открыть секрет производства "настоящего восточного '''фарфора'''", но несомненно это были лишь изделия из молочного цвета стекла, о чём свидетельствуют два прекрасных образца из Эрмитажа относящиеся к первой половине XVI века. Несколько удачнее были попытки сделанные в конце XVI века во Флоренции при дворе Тосканских герцогов. Сохранившиеся в количестве нескольких десятков образцы этого производства позволили установить, что в их составе был каолин и по характеру материала они стоят между настоящим твёрдым '''фарфором''' и полу'''фарфором'''. Но это производство существовало не долго и не имело дальнейших результатов, так же как и опыты производившиеся в некоторых других итальянских городах.
+
Первые определённые сведения относятся к '''1470''' году, когда якобы одному венецианцу удалось открыть секрет изготовления '''фарфора'''. Имеются данные, что в '''XVI''' веке в той же Венеции другим лицам удалось открыть секрет производства "настоящего восточного '''фарфора'''", но несомненно это были лишь изделия из молочного цвета стекла, о чём свидетельствуют два прекрасных образца из Эрмитажа относящиеся к первой половине '''XVI''' века. Несколько удачнее были попытки сделанные в конце '''XVI''' века во Флоренции при дворе Тосканских герцогов. Сохранившиеся в количестве нескольких десятков образцы этого производства позволили установить, что в их составе был каолин и по характеру материала они стоят между настоящим твёрдым '''фарфором''' и полу'''фарфором'''. Но это производство существовало не долго и не имело дальнейших результатов, так же как и опыты производившиеся в некоторых других итальянских городах.
 
+
Когда с открытием около 1500 года морского пути в Индию, бывшая до тех пор в руках венецианцев и генуэзцев торговля с востоком стала переходить в руки других стран, главным образом в Голландию, то естественно в этой стране, в которую в значительном количестве стали поступать восточные товары и в том числе '''фарфор''', появилось стремление попытаться ему подражать. Но и эти подражания относились лишь к внешнему виду. Первое место среди них занимают изделия мастеров Дельфта, получившие особую славу с середины XVII века.
+
  
 +
Когда с открытием около '''1500''' года морского пути в Индию, бывшая до тех пор в руках венецианцев и генуэзцев торговля с востоком стала переходить в руки других стран, главным образом в Голландию, то естественно в этой стране, в которую в значительном количестве стали поступать восточные товары и в том числе '''фарфор''', появилось стремление попытаться ему подражать. Но и эти подражания относились лишь к внешнему виду. Первое место среди них занимают изделия мастеров Дельфта, получившие особую славу с середины '''XVII''' века.
 +
[[Файл:800px-Ngv, jacques-françois Micaud, zuppiera e vassorio, porcellana di sèvres.JPG|thumb|200px|left|Суповая миска. Севр. 1756 г.]]
 
Дельфтские мастера часть точно копировали восточные образцы, частью европеизировали восточные формы и декоровку. Но в отношении качества материала и в художественном и в практическом применении [[История фаянса|фаянс]], конечно, много уступал восточному '''фарфору'''. Производство дельфтского [[История фаянса|фаянса]] процветало до середины XVIII века, когда наладившееся производство настоящего '''фарфора''', в связи с общими бытовыми условиями, понемногу вытеснило его из широкого обихода.
 
Дельфтские мастера часть точно копировали восточные образцы, частью европеизировали восточные формы и декоровку. Но в отношении качества материала и в художественном и в практическом применении [[История фаянса|фаянс]], конечно, много уступал восточному '''фарфору'''. Производство дельфтского [[История фаянса|фаянса]] процветало до середины XVIII века, когда наладившееся производство настоящего '''фарфора''', в связи с общими бытовыми условиями, понемногу вытеснило его из широкого обихода.
  
В середине XVII века началось развитие [[История фаянса|фаянсового]] производства в Руане, во Франции, и сделан был ряд попыток найти секрет производства '''фарфора'''. Две из них имели довольно положительные результаты, так как им удалось получить материал, составивший в последствии славу французских '''фарфоровых''' заводов, материал, который если бы и не был '''фарфором''' в настоящем смысле, то наиболее приближался к нему и во всяком случае имел большое значение в истории европейского '''фарфора'''. Материал этот известный под названием полу'''фарфора''', уступал настоящему твёрдому '''фарфору''' в технических достоинствах, но зато имел преимущество в смысле художественного использования. В этом отношении он имел огромное влияние на художественный стиль декоровки изделий большинства европейских заводов второй половины XVIII века. Расцвет производства полу'''фарфора''' относится к середине и второй половине XVIII века.
+
В середине '''XVII''' века началось развитие [[История фаянса|фаянсового]] производства в Руане, во Франции, и сделан был ряд попыток найти секрет производства '''фарфора'''. Две из них имели довольно положительные результаты, так как им удалось получить материал, составивший в последствии славу французских '''фарфоровых''' заводов, материал, который если бы и не был '''фарфором''' в настоящем смысле, то наиболее приближался к нему и во всяком случае имел большое значение в истории европейского '''фарфора'''. Материал этот известный под названием полу'''фарфора''', уступал настоящему твёрдому '''фарфору''' в технических достоинствах, но зато имел преимущество в смысле художественного использования. В этом отношении он имел огромное влияние на художественный стиль декоровки изделий большинства европейских заводов второй половины '''XVIII''' века. Расцвет производства полу'''фарфора''' относится к середине и второй половине '''XVIII''' века.
  
К началу XIX века, когда в связи с французской революцией и целым рядом других условий быта, '''фарфоровая''' посуда перестала быть предметом роскоши, а стала практической необходимостью для очень широких кругов населения, полу'''фарфор''', как сказано выше, очень уступавший твёрдому фарфору в техническом отношении, навсегда сошел со сцены.
+
К началу '''XIX''' века, когда в связи с французской революцией и целым рядом других условий быта, '''фарфоровая''' посуда перестала быть предметом роскоши, а стала практической необходимостью для очень широких кругов населения, полу'''фарфор''', как сказано выше, очень уступавший твёрдому фарфору в техническом отношении, навсегда сошел со сцены.
  
В 1673 году руанский фаянсовый мастер Луи Потера получил королевскую привилегию на производство '''фарфора''' и завод его существовал до его смерти в 1696 году. В это же время почти таких же результатов достиг другой руанский мастер Пьер Шиканно. сам однако не успевший наладить дело. После его смерти в 1695 году т.е. к моменту прекращения производства Потера, вдова и дети Шиканно, в свою очередь получили привилегию на производство фарфора в Сен-Клу, около Парижа. Для того, что бы лучше сохранить тайну производства и обеспечить себя от конкуренции, все такие возникавшие по частной инициативе заводы, кроме получения привилегии, старались заручиться покровительством какого-либо знатного лица, имевшего возможность защитить их интересы и в свою очередь удовлетворившего этим своё тщеславие, имея свой завод для производства такого модного в то время материала. Завод в Сен-Клу пользовался в начале покровительством герцога Орлеанского, бывшего после смерти Людовика XIV регентом Франции, существовал до 1777 года. Изделия этого завода в большинстве точно копировали китайские и японские образцы.
+
В '''1673''' году руанский фаянсовый мастер Луи Потера получил королевскую привилегию на производство '''фарфора''' и завод его существовал до его смерти в '''1696''' году. В это же время почти таких же результатов достиг другой руанский мастер Пьер Шиканно, сам однако не успевший наладить дело. После его смерти в '''1695''' году т.е. к моменту прекращения производства Потера, вдова и дети Шиканно, в свою очередь получили привилегию на производство фарфора в Сен-Клу, около Парижа. Для того, что бы лучше сохранить тайну производства и обеспечить себя от конкуренции, все такие возникавшие по частной инициативе заводы, кроме получения привилегии, старались заручиться покровительством какого-либо знатного лица, имевшего возможность защитить их интересы и в свою очередь удовлетворившего этим своё тщеславие, имея свой завод для производства такого модного в то время материала. Завод в Сен-Клу пользовался в начале покровительством герцога Орлеанского, бывшего после смерти Людовика XIV регентом Франции, существовал до '''1777''' года. Изделия этого завода в большинстве точно копировали китайские и японские образцы.
  
В 1725 году один из мастеров завода в Сен-Клу, по имени Сиру, покинул завод и начал собственное дело в замке Шантильи, принадлежавшему герцогу Кондэ. В это время герцог Орлеанский уже умер, а Кондэ был первым министром. поэтому Сиру мог не бояться обвинения в похищении секрета производства. Завод существовал до самой революции, его изделия подражали сначала восточным образцам. а потом образцам Мейссенского и Севрского заводов.
+
В '''1725''' году один из мастеров завода в Сен-Клу, по имени Сиру, покинул завод и начал собственное дело в замке Шантильи, принадлежавшему герцогу Кондэ. В это время герцог Орлеанский уже умер, а Кондэ был первым министром. поэтому Сиру мог не бояться обвинения в похищении секрета производства. Завод существовал до самой революции, его изделия подражали сначала восточным образцам. а потом образцам Мейссенского и Севрского заводов.
 +
[[Файл:0 310e4 def3897d L.jpg|thumb|200px|right|Чайник. Мейсен. 1725-1730 гг.  ]]
 +
В свою очередь и Сиру не мог сохранить тайны своего производства. В '''1735''' году один из его мастеров основал под покровительством герцога Вильруа небольшой завод в Меннеси, существовавший до '''1766''' года, а в '''1740''' году три других мастера основали завод в Венсене позже перенесённый в Севр и заслуживший в последствии громкую славу.
  
В свою очередь и Сиру не мог сохранить тайны своего производства. В 1735 году один из его мастеров основал под покровительством герцога Вильруа небольшой завод в Меннеси, существовавший до 1766 года, а в 1740 году три других мастера основали завод в Венсене позже перенесённый в Севр и заслуживший в последствии громкую славу.
+
Начатое в Венсене дело пошло хорошо, в '''1745''' году завод получил привилегию и была образована компания для финансирования дела. В '''1753''' году компания была преобразована и в неё одним из главнейших пайщиков вошел король Людовик '''XV'''. В '''1756''' году завод был перенесен в Севр, где существует и до сих пор. В '''1759''' году он перешел всецело в королевское владение. До '''1768''' года завод выделывал исключительно полу'''фарфор'''. После '''1768''' года, когда во Франции были найдены залежи каолина, стал выделывать и твёрдый фарфор. В '''1800''' году производство полу'''фарфора''' как не выгодное было прекращено. Первое время завод пользовался для моделей изделиями из серебра, позже стал создавать специальные модели. Особенно славились изделия Севра своей исключительной росписью, раскраской и позолотой. Большую известность имели фигуры и группы из так называемого бисквита, непокрытого глазурью '''фарфора''' которые великолепно воспроизводили модели из обожженной глины. На заводе в качестве художников и модельеров работал ряд выдающихся мастеров, как Бушэ, Пажу, Клодион, Фальконе и другие.
  
Начатое в Венсене дело пошло хорошо, в 1745 году завод получил привилегию и была образована компания для финансирования дела. В 1753 году компания была преобразована и в неё одним из главнейших пайщиков вошел король Людовик XV. В 1756 году завод был перенесен в Севр, где существует и до сих пор1759 году он перешел всецело в королевское владение. До 1768 года завод выделывал исключительно полу'''фарфор'''. После 1768 года, когда во Франции были найдены залежи каолина, стал выделывать и твёрдый фарфор. В 1800 году производство полу'''фарфора''' как не выгодное было прекращено. Первое время завод пользовался для моделей изделиями из серебра, позже стал создавать специальные модели. Особенно славились изделия Севра своей исключительной росписью, раскраской и позолотой. Большую известность имели фигуры и группы из так называемого бисквита, непокрытого глазурью '''фарфора''' которые великолепно воспроизводили модели из обожженной глины.
+
Честь открытия европейского твёрдого '''фарфора''' принадлежит Саксонии. Курфюрст саксонский Август II сильно расстроил финансы страны и войнами и другими тратами, среди которых не последнее место занимали суммы, шедшие на покупку восточного '''фарфора''', за который платились огромные деньги. Близкий к курфюрсту учёный Чирнгауз, заботясь об улучшении экономического положения, изыскивал возможности использования естественных богатств страны. Одним из проектов было устройство '''фарфорового''' завода, при удачной деятельности которого Чирнгауз надеялся с одной стороны сократить огромные траты Августа II на восточный '''фарфор''', а с другой извлечь из этого и прямой доход. Личные опыты Чирнгауза не увенчались однако успехом и только случай помог ему осуществить задуманный план. В Берлине в это время проживал аптекарский ученик Иоганн Фридрих Бетхер, который между прочим занимался алхимией и хвастался, что знает секрет, как делать золото. Слухи об таком таланте дошли до прусского короля, который приказал произвести расследование этого дела, но Бетхер предпочел не дожидаться этого и бежал в Саксонию. Слава его однако опередила его: при переходе саксонской границы он был арестован, привезен в Дрезден и попал в заключение, в котором пробыл много лет. Шарлатанизм Бетхера в отношении добывания золота раскрылся, конечно, очень скоро. Но Чирнгауз сумел использовать его способности в другом направлении и бывший аптекарский ученик в '''1707''' году открыл секрет красной каменной массы подобной той, которую выделывали в Китае, в следующем году устроил фаянсовое производство, а в '''1709''' году добился изготовления настоящего твёрдого '''фарфора'''.
 +
 
 +
История саксонского '''фарфора''', завод которого находится в городе [[Фарфоровая мануфактура в Мейсене|Мейссен]] около Дрездена, можно разделить на два периода. Первый, когда преобладали художественные задания, и второй, с середины '''XVIII''' века когда перед заводом стали задачи торгово-промышленного характера. Первые два десятилетия изделия завода подражали и в отношении форм и в отношении декоровки восточным образцам, при чём художественная сторона выражалась почти исключительно в росписи. В '''1731''' году на завод был приглашен в качестве моделёра молодой скульптор Иоахим Кендлер, с именем которого неразрывно связан долгий период расцвета художественного значения завода. Кендлер сумел почувствовать пластические особенности нового материала. его полупрозрачность, влиявшую на игру светотеней, глазурь, смягчавшую чёткость линий, и за сорок лет своей деятельности создал целый '''фарфоровый''' мир, образцы которого в течение полутора столетий повторялись почти всеми европейскими заводами. Со второй половины '''XVIII''' века [[Фарфоровая мануфактура в Мейсене|Мейссенский завод]] стал работать на рынок и его товары, особенно посуда, получили огромное распространение.
 +
[[Файл:Kzu.jpg|thumb|200px|left|Предметы из сервиза с зеленой лягушкой. Веджвуд. 1774 г.]]
 +
В [[Фарфоровая мануфактура в Мейсене|Мейссене]] секрет производства тоже строго, но тщетно, оберегался. Всегда находились мастера, которые овладев частью секрета, пытались использовать свои знания в другом месте, на более выгодных условиях.
 +
 
 +
Таким образом возник в '''1717''' году '''фарфоровый''' завод в Вене, основанный Дюпакье. Дюпакье сначала сам делал опыты, но потом предпочёл воспользоваться услугами, работавших прежде в [[Фарфоровая мануфактура в Мейсене|Мейссене]], мастера Штельцеля, живописца Герольда и пресловутого [[Русский фарфор С.Н.Тройницкий|Гунгера]], так неудачно действовавших позже в России.
 +
 
 +
До '''1744''' года Дюпакье вел дело самостоятельно, но затем финансовые затруднения заставили его продать завод, который перешел в собственность государства и существовал до 1864 года.
 +
 
 +
В первый период , период Дюпакье, завод выделывал предметы носившие восточный характер, позже в стиле Людовика XIV. Вещи этого периода несколько грубоватые, но сильные по форме и раскраске, чрезвычайно редки. Второй период продолжался до '''1784''' года. За это время изделия подражали образцам главным образом [[Фарфоровая мануфактура в Мейсене|Мейссенского]] и [[Севрская фарфоровая мануфактура|Севрского]] заводов и развилось изготовление фигур. Во время третьего периода, на изделиях завода сказалось увлечение античным искусством, вызванное раскопками в Помпее и Геркулануме. К этому же периоду относятся и прославившиеся изделия Венского завода, очень совершенные технически с позолотой и рельефным орнаментом.
 +
 
 +
Прусский король Фридрих II неоднократно делал попытки устроить завод у себя в Берлине. Первый Берлинский завод. устроенный Каспаром Вегели, функционировал с '''1752''' по '''1757''' г.г., после чего должен был закрыться, так как король хотел использовать для устройства своего завода материалы и лица, полученные им при занятии Саксонии во время Семилетней войны. Это однако не удалось и лишь несколько времени спустя новый завод был открыт стараниями одного из агентов короля, Гоцковского. В '''1763''' году король купил устроенный Гоцковским завод и принял деятельное участие в его развитии и сбыте товара. Так, например, в '''1769''' году каждый еврей, желавший получить разрешение на открытие какого либо производства, обязан был покупать на довольно крупную сумму фарфоровых изделий. Завод вначале работал под сильным влиянием [[Фарфоровая мануфактура в Мейсене|Мейссенского]] и [[Севрская фарфоровая мануфактура|Севрского]] заводов, но затем ему удалось придать своим изделиям и особый характер, благодаря изобретению новых красок и привлечению к делу талантливых работников. Завод существует до настоящего времени.
 +
 
 +
По примеру больших европейских стран, как Франция, Австрия, Пруссия и Саксония, и маленькие немецкие государства, или вернее их правители, непременно желали иметь свои фарфоровые заводы. Таким образом возникли заводы: в '''1746''' г. в Хохсте (Майнц), в '''1753''' году в Нимфенбурге (Бавария), в '''1747''' г. в Фюрстенберге (Брауншвейг), в '''1754'''г. в Франкентале (Пфальц), в '''1756'''г. в Людвигсбурге (Вюртемберг).
 +
 
 +
Заводы эти, на которые, для удовлетворения тщеславия, тратились большие суммы, могли приглашать к себе выдающихся мастеров и, благодаря этому, произведения их в художественном отношении часто не уступают изделиями более крупных заводов. Но вызванные к жизни искусственно, иногда в местности, в которую с трудом и издалека приходилось доставлять сырье, большинство из них просуществовало лишь несколько десятилетий.
 +
 
 +
В третьей четверти '''XVIII''' века в Тюрингии возник по частной инициативе ряд небольших заводов, основанных , в отличии от вышеописанных, в тесной связи с местными условиями. Обеспеченные на месте подходящими материалами и топливом, эти небольшие заводы, преследовавшие промышленные цели, не могли конечно равняться по качеству продукции с другими, но обслуживая средний и низшие классы населения, они в отношении популяризации материала, имели огромное значение, а изделия их, несмотря на некоторую наивность, не лишены своеобразной прелести, как и изделия русских небольших фабрик.
 +
[[Файл:VI7Q1ATCY8HDN 40CH6.jpg|thumb|200px|right|Сливочник. Вена. 1750 г.]]
 +
В Англии не было государственного фарфорового завода, а в середине '''XVIII''' века возникло несколько частных предприятий, выделывавших особый вид полу'''фарфора''' и работавших почти исключительно на внутренний рынок. На их изделиях сильно сказалось влияние [[Фарфоровая мануфактура в Мейсене|Мейссена]] и [[Севрская фарфоровая мануфактура|Севра]], но тем не менее они сумели выработать и свой особый стиль. Первым возник завод Боу, в 1745 году Чельси, затем Дерби, а в '''1751''' г. наиболее значительный из них в городе Вустере.
 +
 
 +
В Италии первым заводом был завод Вецци в Венеции, работавший при помощи саксонских мастеров. В '''1735''' году был основан завод в Доччиа, около Флоренции, в '''1764''' году завод Коцци в Венеции. В '''1743''' году около Неаполя возник завод Капо-ди-Монте, переведенный в 1759 году в Буен Ретиро около Мадрида, а Неаполитанский завод был восстановлен и работал до '''1821''' года.
 +
 
 +
----
 +
Тройницкий С.Н. Европейский фарфор / С.Н. Тройницкий ; оформл. Л.С. Хижинского. – Л., 1928. – 31, [1] с.: ил.; 12*16 см. – 3 000 экз.
 +
С.Н. Тройницкий (1882-1946) - директор Эрмитажа, один из основателей журнала "Старые годы" и издатель журнала "Гербовед". В обложке работы Л.С. Хижинского (1896-1972) – рос. графика, ученика Д. И. Митрохина и В. М. Конашевича, продолжателя "мирискуснич." графич. традиции.
 +
Иллюстрированное издание.

Текущая версия на 22:28, 10 октября 2011

Личные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты