Данько Наталья Яковлевна — различия между версиями
Материал из Справочник коллекционера
Татьяна (обсуждение | вклад) |
Татьяна (обсуждение | вклад) |
||
Строка 3: | Строка 3: | ||
В '''1919''' году '''Наталия Данько''' возглавила скульптурную мастерскую завода. За двадцать три года работы на заводе скульптор создала свыше трехсот полихромных [[История фарфора|фарфоровых]] фигурок, сосудов с рельефами, групп и скульптурных настольных приборов. Тонкое знание материала, глубокое проникновение в традиции русской народной [[История керамики|керамики]] и художественного [[История фарфора|фарфора]], невероятная точность социальных и психологических характеристик — все это было присуще работам многих мастеров знаменитой мастерской и '''Наталии Данько''' — в первую очередь. Единомышленником скульптора была художник [[Данько Елена Яковлевна|Елена Яковлевна Данько]] ('''1898–1942'''), сестра Наталии. Именно она является автором росписи большинства произведений '''Данько'''. Особо следует отметить, что росписи не повторялись, в каждую фигурку художница вкладывала что-то новое, стремилась одухотворить красотой предметный мир. | В '''1919''' году '''Наталия Данько''' возглавила скульптурную мастерскую завода. За двадцать три года работы на заводе скульптор создала свыше трехсот полихромных [[История фарфора|фарфоровых]] фигурок, сосудов с рельефами, групп и скульптурных настольных приборов. Тонкое знание материала, глубокое проникновение в традиции русской народной [[История керамики|керамики]] и художественного [[История фарфора|фарфора]], невероятная точность социальных и психологических характеристик — все это было присуще работам многих мастеров знаменитой мастерской и '''Наталии Данько''' — в первую очередь. Единомышленником скульптора была художник [[Данько Елена Яковлевна|Елена Яковлевна Данько]] ('''1898–1942'''), сестра Наталии. Именно она является автором росписи большинства произведений '''Данько'''. Особо следует отметить, что росписи не повторялись, в каждую фигурку художница вкладывала что-то новое, стремилась одухотворить красотой предметный мир. | ||
После успеха на международных выставках и ярмарках в Париже, Берлине, Лионе, в '''1928''' году на заводе вернулись к тиражированию поставляемых на экспорт коммерчески успешных фигурок работ '''Наталии Данько''', [[Кустодиев Борис Михайлович|Бориса Кустодиева]], [[Дмитрия Иванова]]. В '''1931''' году была открыта первая художественная мастерская для создания образцов массового производства; ее возглавил [[Суетин Николай Михайлович|Н.М. Суетин]]. С '''1936''' года на изделиях завода стали ставить клеймо «[[ЛФЗ]]». Работы предвоенного десятилетия отличались чистотой форм, сочностью красок, невероятной конкретностью образов. Среди наследия блестящей когорты мастеров завода работы '''Наталии Данько''' этого времени выделяются особо. За пять лет ею было создано более тридцати моделей. Переход от тематики, вызванной революцией, от идей и форм агитационного [[История фарфора|фарфора]] к новой стилистике, созвучной «социалистическому быту», для '''Данько''' был сложным. Это был путь от «[[Партизана в походе]]» ('''1919''') к «[[Рабфаковцам]]» ('''1930'''). Скульптор сумела воплотить разные социальные типы, создать живые картинки действительности: ресторанная певичка, уличный хулиган с балалайкой, комсомолка в красной косынке с волейбольным мячом в руках, прачка и другие образы были созданы в этот период. По уверению многих современников, к такому творческому прорыву '''Данько''' пришла под влиянием [[И.И. Рыбакова]], который сумел оценить уникальное историко-художественное значение небольших вещиц, отражающих большие события, и поддержать скульптора в сложный для нее период творчества. | После успеха на международных выставках и ярмарках в Париже, Берлине, Лионе, в '''1928''' году на заводе вернулись к тиражированию поставляемых на экспорт коммерчески успешных фигурок работ '''Наталии Данько''', [[Кустодиев Борис Михайлович|Бориса Кустодиева]], [[Дмитрия Иванова]]. В '''1931''' году была открыта первая художественная мастерская для создания образцов массового производства; ее возглавил [[Суетин Николай Михайлович|Н.М. Суетин]]. С '''1936''' года на изделиях завода стали ставить клеймо «[[ЛФЗ]]». Работы предвоенного десятилетия отличались чистотой форм, сочностью красок, невероятной конкретностью образов. Среди наследия блестящей когорты мастеров завода работы '''Наталии Данько''' этого времени выделяются особо. За пять лет ею было создано более тридцати моделей. Переход от тематики, вызванной революцией, от идей и форм агитационного [[История фарфора|фарфора]] к новой стилистике, созвучной «социалистическому быту», для '''Данько''' был сложным. Это был путь от «[[Партизана в походе]]» ('''1919''') к «[[Рабфаковцам]]» ('''1930'''). Скульптор сумела воплотить разные социальные типы, создать живые картинки действительности: ресторанная певичка, уличный хулиган с балалайкой, комсомолка в красной косынке с волейбольным мячом в руках, прачка и другие образы были созданы в этот период. По уверению многих современников, к такому творческому прорыву '''Данько''' пришла под влиянием [[И.И. Рыбакова]], который сумел оценить уникальное историко-художественное значение небольших вещиц, отражающих большие события, и поддержать скульптора в сложный для нее период творчества. | ||
− | Скульптор '''Наталья Данько''' принимала участие во многих выставочных проектах, в том числе и за границей. Ее работы демонстрировались в Париже, где в '''1937''' году изделия [[ЛФЗ]] были удостоены золотой медали Всемирной выставки. Но персональная выставка '''Наталии Яковлевны''' состоялась только одна, та самая, организованная [[И.И. Рыбаковым]]. В небольшой комнате Дома культуры Выборгского района в январе '''1929''' года публике было представлено сто пятьдесят работ мастера. Выставка успешно работала в течение почти девяти месяцев. Критики подчеркивали «прекрасный лаконизм при полной договоренности даваемого образца» ([[В.С. Воинов]]). Ангажированные искусствоведы особо отметили композиции, посвященные революционной тематике: «[[Пятилетие Красной Армии(ЛФЗ)|Пятилетие Красной Армии]]», «[[Десять лет Советов(ЛФЗ)|Десять лет Советов]]», «[[Строители]]», «[[Красная Армия — защита трудящихся]]», [[чернильницу «Ленин»]]. Изумительные жанровые миниатюры («[[Трусиха (ЛФЗ)|Трусиха]]», «[[Гадалка(ЛФЗ)|Гадалка]]», [[Пудреница «Купчиха» (ЛФЗ)|пудреница «Купчиха»]] и некоторые другие) остались «незамеченными». Мелкая жанровая пластика '''Наталии Данько''' не была по достоинству оценена современниками-критиками. | + | Скульптор '''Наталья Данько''' принимала участие во многих выставочных проектах, в том числе и за границей. Ее работы демонстрировались в Париже, где в '''1937''' году изделия [[ЛФЗ]] были удостоены золотой медали Всемирной выставки. Но персональная выставка '''Наталии Яковлевны''' состоялась только одна, та самая, организованная [[И.И. Рыбаковым]]. В небольшой комнате Дома культуры Выборгского района в январе '''1929''' года публике было представлено сто пятьдесят работ мастера. Выставка успешно работала в течение почти девяти месяцев. Критики подчеркивали «прекрасный лаконизм при полной договоренности даваемого образца» ([[В.С. Воинов]]). Ангажированные искусствоведы особо отметили композиции, посвященные революционной тематике: «[[Пятилетие Красной Армии(ЛФЗ)|Пятилетие Красной Армии]]», «[[Десять лет Советов(ЛФЗ)|Десять лет Советов]]», «[[Строители]]», «[[Красная Армия — защита трудящихся]]», [[чернильницу «Ленин»]]. Изумительные жанровые миниатюры («[[Трусиха (ЛФЗ)|Трусиха]]», «[[Гадалка (ЛФЗ)|Гадалка]]», [[Пудреница «Купчиха» (ЛФЗ)|пудреница «Купчиха»]] и некоторые другие) остались «незамеченными». Мелкая жанровая пластика '''Наталии Данько''' не была по достоинству оценена современниками-критиками. |
[[Категория: Скульпторы-фарфористы]] | [[Категория: Скульпторы-фарфористы]] |