Данько Наталья Яковлевна — различия между версиями
Материал из Справочник коллекционера
Татьяна (обсуждение | вклад) |
Татьяна (обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
− | Творчество скульптора-керамиста ''' | + | Творчество скульптора-керамиста '''Натальи Яковлевны Данько-Алексеенко''' ('''1892–1942''') — одна из самых ярких страниц в истории советского [[История фарфора|фарфора]] '''1920–1930'''-х годов. Ее хрупкие шедевры — это художественная летопись эпохи. |
Значительный этап творчества '''Н.Я. Данько''' пришелся на эпоху революционного перелома. Талант проявил себя рано: получив подготовку в частных студиях и училищах Вильно, Москвы и Петербурга, где ее учителями были видные мастера [[Леонид Шервуд]] и [[Мария Диллон]] (которую мы помним по изумительному надгробию В.Ф. '''Комиссаржевской'''), семнадцатилетний скульптор успешно начинает осваивать такие сложные материалы, как мрамор и гранит. В этот период '''Данько''' в составе творческой мастерской '''В.В. Кузнецова''' работает над скульптурным декором особняков Москвы и Петербурга, возводимых такими архитекторами, как '''А.В. Щусев''', '''И.А. Фомин''' (особняк '''А.А. Половцева''' на Каменном острове), и другими проектами. Начавшаяся мировая война положила конец существованию процветающего архитектурно-строительного бизнеса. [[В.В. Кузнецов]] принимает предложение [[Е.Е. Лансере]] возглавить скульптурную мастерскую [[Императорский фарфоровый завод|Императорского фарфорового завода]]; вместе с ним в феврале '''1915''' года на завод приходит '''Наталия Данько'''. С этого момента начинается ее особый путь в искусстве. Этот путь совпал с возрождением Государственного (бывшего Императорского) фарфорового завода. С марта 1918 года производству стал оказывать помощь Народный комиссариат просвещения, в ведение которого поступил ГФЗ (с 1925 года — [[ЛФЗ]], [[ЛФЗ|Ленинградский фарфоровый завод имени М.В. Ломоносова]]). Советское государство стремилось использовать агитационные возможности искусства для пропаганды нового строя, его идеологических ценностей. Так в истории искусства появился агитационный [[История фарфора|фарфор]]. Доступность материала и возможность в сотнях и тысячах экземпляров тиражировать «демократические формы искусства» ([[А.В. Луначарский]]) позволяли быстро решить поставленные большевиками задачи. | Значительный этап творчества '''Н.Я. Данько''' пришелся на эпоху революционного перелома. Талант проявил себя рано: получив подготовку в частных студиях и училищах Вильно, Москвы и Петербурга, где ее учителями были видные мастера [[Леонид Шервуд]] и [[Мария Диллон]] (которую мы помним по изумительному надгробию В.Ф. '''Комиссаржевской'''), семнадцатилетний скульптор успешно начинает осваивать такие сложные материалы, как мрамор и гранит. В этот период '''Данько''' в составе творческой мастерской '''В.В. Кузнецова''' работает над скульптурным декором особняков Москвы и Петербурга, возводимых такими архитекторами, как '''А.В. Щусев''', '''И.А. Фомин''' (особняк '''А.А. Половцева''' на Каменном острове), и другими проектами. Начавшаяся мировая война положила конец существованию процветающего архитектурно-строительного бизнеса. [[В.В. Кузнецов]] принимает предложение [[Е.Е. Лансере]] возглавить скульптурную мастерскую [[Императорский фарфоровый завод|Императорского фарфорового завода]]; вместе с ним в феврале '''1915''' года на завод приходит '''Наталия Данько'''. С этого момента начинается ее особый путь в искусстве. Этот путь совпал с возрождением Государственного (бывшего Императорского) фарфорового завода. С марта 1918 года производству стал оказывать помощь Народный комиссариат просвещения, в ведение которого поступил ГФЗ (с 1925 года — [[ЛФЗ]], [[ЛФЗ|Ленинградский фарфоровый завод имени М.В. Ломоносова]]). Советское государство стремилось использовать агитационные возможности искусства для пропаганды нового строя, его идеологических ценностей. Так в истории искусства появился агитационный [[История фарфора|фарфор]]. Доступность материала и возможность в сотнях и тысячах экземпляров тиражировать «демократические формы искусства» ([[А.В. Луначарский]]) позволяли быстро решить поставленные большевиками задачи. | ||
В '''1919''' году '''Наталия Данько''' возглавила скульптурную мастерскую завода. За двадцать три года работы на заводе скульптор создала свыше трехсот полихромных [[История фарфора|фарфоровых]] фигурок, сосудов с рельефами, групп и скульптурных настольных приборов. Тонкое знание материала, глубокое проникновение в традиции русской народной [[История керамики|керамики]] и художественного [[История фарфора|фарфора]], невероятная точность социальных и психологических характеристик — все это было присуще работам многих мастеров знаменитой мастерской и '''Наталии Данько''' — в первую очередь. Единомышленником скульптора была художник [[Данько Елена Яковлевна|Елена Яковлевна Данько]] ('''1898–1942'''), сестра Наталии. Именно она является автором росписи большинства произведений '''Данько'''. Особо следует отметить, что росписи не повторялись, в каждую фигурку художница вкладывала что-то новое, стремилась одухотворить красотой предметный мир. | В '''1919''' году '''Наталия Данько''' возглавила скульптурную мастерскую завода. За двадцать три года работы на заводе скульптор создала свыше трехсот полихромных [[История фарфора|фарфоровых]] фигурок, сосудов с рельефами, групп и скульптурных настольных приборов. Тонкое знание материала, глубокое проникновение в традиции русской народной [[История керамики|керамики]] и художественного [[История фарфора|фарфора]], невероятная точность социальных и психологических характеристик — все это было присуще работам многих мастеров знаменитой мастерской и '''Наталии Данько''' — в первую очередь. Единомышленником скульптора была художник [[Данько Елена Яковлевна|Елена Яковлевна Данько]] ('''1898–1942'''), сестра Наталии. Именно она является автором росписи большинства произведений '''Данько'''. Особо следует отметить, что росписи не повторялись, в каждую фигурку художница вкладывала что-то новое, стремилась одухотворить красотой предметный мир. |