История керамики — различия между версиями
Материал из Справочник коллекционера
Татьяна (обсуждение | вклад) (Новая страница: «'''Керамика''' (греческое - гончарное искусство, от слова keramos - глина). Керамика известна с гл...») |
Татьяна (обсуждение | вклад) |
||
Строка 22: | Строка 22: | ||
В 1830-40-х гг. основным районом фарфоро- фаянсового производства была [[Гжельский керамический завод|Гжель]], где сосредоточилось до 50 предприятий; в конце XIX - начале XX вв. самыми крупными стали фарфорофаянсовые [[Фабрика М.С. Кузнецова|заводы М. С. Кузнецова]] . Наряду с заводским производством сохранялось гончарное ремесло и народные художественные промыслы (гжельская керамика, дымковская игрушка, скопинская керамика), носившие самобытный национальный характер. | В 1830-40-х гг. основным районом фарфоро- фаянсового производства была [[Гжельский керамический завод|Гжель]], где сосредоточилось до 50 предприятий; в конце XIX - начале XX вв. самыми крупными стали фарфорофаянсовые [[Фабрика М.С. Кузнецова|заводы М. С. Кузнецова]] . Наряду с заводским производством сохранялось гончарное ремесло и народные художественные промыслы (гжельская керамика, дымковская игрушка, скопинская керамика), носившие самобытный национальный характер. | ||
− | Со второй половины XIX в. бурно развивается керамическая промышленность, однако высокий технологический уровень изделий не соответствовал их художественному, качеству. Некоторому оживлению художественных, поисков керамистов способствовал развившийся на рубеже XIX-XX вв. стиль "модерн": на [[ | + | Со второй половины XIX в. бурно развивается керамическая промышленность, однако высокий технологический уровень изделий не соответствовал их художественному, качеству. Некоторому оживлению художественных, поисков керамистов способствовал развившийся на рубеже XIX-XX вв. стиль "модерн": на [[Копенгагенская королевская фарфоровая мануфактура|фарфоровом заводе в Копенгагене]] создавались изделия, отмеченные текучей слитностью форм, утончённостью блёклых подглазурных росписей; в России стремление обыграть живописную текучесть материала характерно для керамики мастерской Абрамцева (декоративная майолика М. А. Врубеля). Национально-романтическая тенденция проявилась в интересе к народным вылепленным от руки керамическим изделиям. В отделке зданий стиля "модерн" широко использовались белый и цветной глазурованный кирпич, майоликовые панно, изразцовые фризы. |
В первые десятилетия XX в., с распространением функционализма, в искусстве керамики стран Европы и США начались поиски простых, подчас абсолютно "очищенных" от какого-либо декора (разработки "Баухауза" в Германии) целесообразных форм, рассчитанных на промышленное производство. С 50-х гг. в промышленной керамике развивается стремление к рациональной простоте, выявлению функциональному назначения предмета, структурных и фактурных качеств материала. Для декоративной керамики характерно разнообразие техник (новые виды эмали, глазури), неожиданных контрастных сопоставлений с другими материалами (в т. ч. с металлом), стилевых тенденций (от авангардистских поисков до прямого обращения к национальной художественной традиции); с 60-х гг. отмечается тенденция отхода от строгой функциональности и стремлении приблизиться к станковым формам. В росписи декоративных блюд и сосудов, а также в создании монументальных панно, украшающих общественные здания, принимают участие крупнейшие художники и архитекторы [[П. Пикассо]], [[Ф. Леже]], [[А. Фужером]], [[А. Гауди]] и др. В строительной керамике возрастает разнообразие видов облицовочных плиток (плоские с многоцветным узором или рельефные, покрытые глазурью, различные по формам и размерам); для покрытия улиц используются клинкер, цветные плиты. | В первые десятилетия XX в., с распространением функционализма, в искусстве керамики стран Европы и США начались поиски простых, подчас абсолютно "очищенных" от какого-либо декора (разработки "Баухауза" в Германии) целесообразных форм, рассчитанных на промышленное производство. С 50-х гг. в промышленной керамике развивается стремление к рациональной простоте, выявлению функциональному назначения предмета, структурных и фактурных качеств материала. Для декоративной керамики характерно разнообразие техник (новые виды эмали, глазури), неожиданных контрастных сопоставлений с другими материалами (в т. ч. с металлом), стилевых тенденций (от авангардистских поисков до прямого обращения к национальной художественной традиции); с 60-х гг. отмечается тенденция отхода от строгой функциональности и стремлении приблизиться к станковым формам. В росписи декоративных блюд и сосудов, а также в создании монументальных панно, украшающих общественные здания, принимают участие крупнейшие художники и архитекторы [[П. Пикассо]], [[Ф. Леже]], [[А. Фужером]], [[А. Гауди]] и др. В строительной керамике возрастает разнообразие видов облицовочных плиток (плоские с многоцветным узором или рельефные, покрытые глазурью, различные по формам и размерам); для покрытия улиц используются клинкер, цветные плиты. | ||
Строка 29: | Строка 29: | ||
Высокого уровня достигло искусство керамики в социалистических странах: ГДР, Чехословакии, Польши, Венгрии и др., где выпускаются разнообразные виды бытовой и декоративной керамики, в которых использование пластических свойств современных материалов и форм нередко сочетается с традициями народного творчества. Искусство керамики, став одним из основных видов декоративного искусства многих стран, привлекло внимание мировой общественности: в 1953 организована международная Академия керамики в Женеве. | Высокого уровня достигло искусство керамики в социалистических странах: ГДР, Чехословакии, Польши, Венгрии и др., где выпускаются разнообразные виды бытовой и декоративной керамики, в которых использование пластических свойств современных материалов и форм нередко сочетается с традициями народного творчества. Искусство керамики, став одним из основных видов декоративного искусства многих стран, привлекло внимание мировой общественности: в 1953 организована международная Академия керамики в Женеве. | ||
+ | [[Категория:Фарфор]] |