Пуни Иван Альбертович — различия между версиями — Справочник коллекционера

Пуни Иван Альбертович — различия между версиями

Материал из Справочник коллекционера
Перейти к: навигация, поиск
 
Строка 1: Строка 1:
Родился '''20''' февраля (4 марта)'''1894''' года в Куоккале близ Петербурга,  в семье музыканта, сына итальянского композитора''' Ц.Пуни'''. В '''1900'''-е годы, во время учебы в гимназии, брал частные уроки у [[Репин Илья Ефимович|'''И.Е.Репина''']]. Посещал академию '''Р.Жюльена''' в Париже ('''1910–1911'''). В '''1913''' году женился на художнице '''К.Л.Богуславской''', вместе с ней сыграв активную – не только чисто творческую, но и организационную – роль в авангардистском движении. Экспонировал свои вещи на выставках «'''Союза молодежи'''» и «'''Бубнового валета'''», был главным устроителем этапных футуристских выставок «'''Трамвай В'''» ('''1915''') и «'''О, 10'''» ('''1915–1916'''). В '''1919''' году по приглашению '''М.З.Шагала''' работал в Витебске ('''1919''').
+
Родился '''20''' февраля (4 марта)'''1894''' года в Куоккале близ Петербурга,  в семье известного виолончелиста. Его дед Цезарь Пуни (1802–1870) — знаменитый итальянский композитор, возглавлявший Парижскую оперу, а затем работавший в Санкт-Петербурге и писавший балетную музыку для императорских театров. Первоначальное музыкальное и художественное образование Иван Пуни получил в семье. В 1910 поехал в Италию для лечения туберкулеза. Затем переехал в Париж, где поступил в Академию Р. Жульена, посещал занятия в других художественных школах.
  
Творческая манера''' Пуни''' утвердилась в красочно-декоративных, кубистических и фовистских натюрмортах ('''Красная скрипка''', '''1919''', Русский музей), в супрематических контррельефах с реальными инструментами типа молотка или пилы ('''1915'''), а также в эскизах и картинах, тематически связанных с оформлением революционных празднеств. В последнего рода вещах Пуни, однако же, царят не столько агитационные цели, сколько анархически-игровое начало (Литейный. Эскиз оформления, '''1918''', там же); характерный мотив словно упавших с плаката и плавающих в воздухе букв усиливает чувство пестрого хаоса в духе дадаизма (Натюрморт с надписью «Спектр бегства», '''1919''', там же).
+
В 1912 вернулся в Петербург. Вскоре познакомился с братьями Бурлюками, К. С. Малевичем, В. В. Маяковским, В. В. Хлебниковым, М. В Матюшиным и другими представителями русского авангарда. Вступил в «Союз молодежи». В 1913–1914 вновь побывал в Париже. В 1913 женился на художнице Ксении Богуславской, с которой познакомился во Франции. Экспонировал свои работы на салоне Независимых.
  
Эмигрировал, уйдя вместе с женой по льду Финского залива в Куоккалу, в имение отца, оказавшееся в те годы по ту сторону границы ('''1919'''). В '''1920–1922''' жил в Берлине; провел там персональную выставку в галерее «'''Der Sturm'''», устроив попутно перформанс со статистами, одетыми «в буквы» ('''1921'''). Выпустил книгу Современная живопись ('''1923'''), где подверг резкой критике беспредметное искусство. С '''1923''' обосновался в столице Франции. В последующем творчестве отошел от крайних, эпатажных форм авангарда и писал картины, большей частью пейзажи и натюрморты, в живописно-импрессионистической манере.
+
В 1914 создал эскиз обложки футуристического альманаха «Рыкающий Парнас», издававшегося на средства Богуславской (тираж был арестован цензурой). В 1912–1917 принимал участие в выставках «Союза русской молодежи» (1912–1913, 1913–1914), «Бубнового валета» (1917), был одним из организаторов выставок «Трамвай В» и «0,10». В 1915, в преддверии выставки «0,10», вместе с Богуславской, Малевичем и И. В. Клюном выпустил листовку с изложением своего художественного кредо: «картина есть новая концепция абстрагированных реальных элементов, лишенная смысла». В январе 1916 Пуни и Малевич выступили в зале Тенишевского училища с лекцией «Кубизм — футуризм — супрематизм».
 +
 
 +
Весной 1917 стал одним из учредителей союза «Свобода искусству». С 1918 — профессор Государственных художественных мастерских в Петрограде. В 1919 по приглашению М. З. Шагала преподавал в Витебской художественной школе. Вместе с Богуславской занимался агитационным оформлением улиц Петрограда по случаю первой годовщины Октября (Литейный проспект и Охта). Работал на Государственном фарфоровом заводе, исполнил проект печати Совнаркома. В 1918–1929 участвовал во многих советских выставках, в том числе в выставке «Русский пейзаж» в Петрограде (1918) и выставке новейших течений в искусстве в Ленинграде (1927).
 +
 
 +
В конце 1919 выехал в Финляндию, осенью 1920 переехал в Берлин. Занимался оформлением книг. Создавал беспредметные картины. Вошел в Ноябрьскую группу, объединившую авангардистов разных направлений. В 1921 участвовал в выставках группы в Берлине и Дюссельдорфе, в 1922 экспонировался в Праге. В 1921 и 1923 провел персональные выставки в галерее «Буря». В 1923 издал в Берлине книгу «Современная живопись», в которой подверг беспредметное искусство резкой критике. Отказался от супрематизма, отдавая предпочтение В. В. Кандинскому.
 +
 
 +
В 1923 переехал в Париж. Дружил с Ф. Леже, А. Марке, Д. Северини. Пройдя через увлечение кубизмом, конструктивизмом, дадаизмом — пришел в середине 1920-х к фигуративной живописи в мягкой импрессионистической манере, в духе П. Боннара и Э. Вюйяра. В 1924 экспонировал свои работы в салоне Тюильри. Принимал участие в Международной выставке в Брюсселе (1928) и выставке Современного французского искусства в Москве (1928). Персональные выставки Пуни были организованы в галерее «Барбазанж» (1925), галерее Бернхейма (1928), галерее «Кастель» (1933), галерее «Ле Ниво» (1937).
 +
 
 +
В 1940–1942 жил на юге Франции, в Антибе. В 1942 вернулся в Париж. В 1943 устроил свою выставку в галерее Л. Карре. В 1946 принял французское гражданство, вскоре был удостоен ордена Почетного легиона.
 +
 
 +
Пуни был весьма разносторонним художником, но известен он прежде всего как живописец. Даже его рельефы, созданные в середине 1910-х, были скорее развитием двухмерной поверхности, чем пространственными конструкциями. Эволюцию его творчества во многом определили постоянные внутренние противоречия между эмоциональными, экспрессионистскими чертами его художественного темперамента, которые побудили его резко повернуть от синтетического стиля ранних фовистских полотен к аналитической концепции беспредметного искусства, а затем вновь вернуться к синтетическим красочным натюрмортам 1917–1919. Только в Берлинский период это колебание уменьшается. Пуни даже счел необходимым отвергнуть свои супрематические формальные достижения, Однако критика художником своих собственных абстрактных работ не отменяет их значения для развития современного искусства.
 +
 
 +
Творчество Пуни представлено во многих музеях мира, в том числе в Государственной Третьяковской галерее в Москве, Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге, Музее современного искусства в Нью-Йорке, галерее Тейт в Лондоне и других.
 
   
 
   
  
 
Умер '''28''' декабря '''1956''' года в Париже.
 
Умер '''28''' декабря '''1956''' года в Париже.
 
[[Категория:Художники-фарфористы]]
 
[[Категория:Художники-фарфористы]]

Текущая версия на 21:20, 12 сентября 2011

Личные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты