Жана-Доминика Рашетта — различия между версиями
Материал из Справочник коллекционера
Татьяна (обсуждение | вклад) (Новая страница: «РАШЕТТ (Rachette) Жан Доминик (Яков Иванович) (1744-1809) - французский скульптор. Представитель кла...») |
Татьяна (обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
− | + | Яков Иванович Рашетт (фр. Antoine-Jacques-Jean-Dominique Rachette) (1744—1809) родился, вырос и получил художественное образование в Копенгагене. | |
+ | Он был сыном скульптора Доменика Рашетта из Монпелье и Клоди Бьенфэ. В 1760-х годах учился в Датской Королевской Академии художеств. Некоторое время Рашетт учился в Париже у Жозефа Мари Вьена. | ||
+ | |||
+ | Одновременно он участвовал в художественных выставках, на которых в 1763 и 1764 гг. его работы были отмечены соответственно малой и большой золотыми медалями. В 1771–1779 гг. Ж. Д. Рашет преподавал в Берлинской академии художеств. С 1772 г. – в качестве профессора. | ||
+ | |||
+ | В 1765 году был арестован по подозрению в сношении с русским министром С. Р. Воронцовым, сманивавшим французских мастеров в Россию, был посажен в Бастилию. В 1776 году, после выхода из Бастилии, уехал в Гамбург. Вскоре он стал членом Берлинской Академии художеств. | ||
+ | |||
+ | В 1779 году Рашетт был приглашен генерал-прокурором князем А. А. Вяземским на работу в Россию на должность модельмейстера Императорского фарфорового завода в С.‑Петербурге. | ||
+ | |||
+ | В русском искусстве той поры утвердилось классицистическое направление, и скульптор, будучи приверженцем этого стиля, встретил здесь благоприятную почву. Плодотворному творчеству талантливого мастера способствовали тесные связи с деятелями культуры, работавшими в Петербурге, в числе которых были Ф. Гордеев, Г. Козлов, Г. Державин, А. Ринальди, Д. Кваренги и другие. | ||
+ | |||
+ | Более двадцати лет Рашетт работал на фарфоровом заводе и заведовал скульптурной частью до 1804 г. Известно, что он был автором примерно 150 моделей. По его моделям созданы многочисленные произведения фарфоровой пластики, в том числе замечательная серия «Народы Российского государства», знаменитый Арабесковый сервиз и многие другие произведения. Жан-Доминик Рашетт привил русскому фарфору идеалы французского классицизма. | ||
+ | |||
+ | Он был и великолепным скульптором, создавшим большую галерею скульптурных портретов своих знаменитых современников – Л. Эйлера, П. А. Демидова, Г. Р. Державина и его жены. По этому поводу поэт сложил стихи, где есть такая строфа: | ||
+ | |||
+ | Готов кумир, желанный мною,— | ||
+ | Рашет его изобразил, | ||
+ | Он хитрою своей рукою | ||
+ | Меня и в камне оживил. | ||
+ | |||
+ | Более 20 его работ экспонируются в Государственном Эрмитаже, Государственном русском музее, Третьяковской галерее, в Академии художеств в С.‑Петербурге. | ||
+ | |||
+ | Еще одной его крупной работой в России является надгробие князя А. А. Безбородко в Благовещенской усыпальнице Александро-Невской лавры в Петербурге (1801). | ||
+ | |||
+ | Рашетту принадлежит огромная роль в декоративном убранстве Холодных бань. | ||
+ | |||
+ | С 1784 года он трудился над этим сложным объектом. Причем, однажды ему пришлось свою работу выполнить дважды: Когда в 1784 году, вернулись к вопросу о падении сводов галереи под Висячим садиком, примыкающем к Холодным баням, падение задним числом было объяснено отсутствием железных креплений. Камерону было предложено все каменные работы производить с укреплением железными связями, а деревянные своды заменить каменными, что и было выполнено весной 1785 года, уже после того, как первоначальные своды оштукатурили и украсили барельефами работы Ж.-Д.Рашетта, которыми пришлось пожертвовать и в 1786 году выполнить их заново. | ||
+ | |||
+ | Барельефы для южного фасада и портика, также по рисункам Камерона, Рашетт выполнил в 1784-1786, одновременно с барельефами для интерьеров. В 1785 году с ним был заключен договор на изготовление двенадцати статуй из пудостского камня для установки в нишах фасада. Спустя три года Камерон сообщал, что из этих статуй на место установлены только восемь, а вместо остальных четырех высочайше было повелено «употребить мраморные и бронзовые фигуры». | ||
+ | |||
+ | 25 июня 1784 г. на 26 году жизни скончался граф Александр Дмитриевич Ланской. Для его погребения была построена усыпальница на Казанском кладбище. Одновременно со строительством церкви еще одной данью памяти А. Д. Ланского стал созданный скульптором Ж.-Д. Рашеттом по рисунку Кваренги лаконичный, монолитный мавзолей-памятник графу, превосходно соотносившийся с архитектурой храма. Сооружение состояло, как писали в документах, из «трех штук»: из пьедестала, стелы-пилона из каррарского мрамора и навершия, увенчанного урной. | ||
+ | |||
+ | В 1789 году скульптор создал для графа А. А. Безбородко статую фригийской богини Кибелы (Цибеллы), являющейся олицетворением сил природы, почитавшейся также под именем Великой Матери или Матери богов. В литературе можно встретить эту статую под именем Цереры, в древней мифологии богини земледелия и плодородия. Изображение Екатерины II с колосьями в правой руке, ключом в левой и венцом на голове в образе богини Кибелы было выполнено Ж.-Д. Рашеттом во вкусе древних греческих статуй. | ||
+ | |||
+ | Часы с фигурами весталок, будучи довольно популярной моделью французской бронзы конца XVIII века, послужили прообразом одного из самых ранних повторений изделий Томира в России. | ||
+ | В начале 1790-х годов на Императорском фарфоровом заводе в Петербурге по проекту Рашетта был выполнен вариант часов с изображением жриц древнеримской богини домашнего очага, охраняющих священный огонь. По мнению исследователей, образцом для работы Рашетта, вероятно, послужил экземпляр часов Томира, принадлежавший управляющему Императорскими заводами князю Н. Б. Юсупову. Фарфоровый вариант был больше оригинала, фигуры располагались дальше друг от друга, а высокое и массивное основание было декорировано плакетками в духе веджвудского фарфора. С 1796 года весталки Рашетта украшали один из интерьеров парадной анфилады Александровского дворца, впоследствии получивший название Зала с горкой (нынешнее местонахождение часов неизвестно). | ||
[[Категория: Скульпторы-фарфористы]] | [[Категория: Скульпторы-фарфористы]] |