Императорский фарфоровый завод — различия между версиями
Материал из Справочник коллекционера
Татьяна (обсуждение | вклад) |
Татьяна (обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
− | |||
'''1744''' - год основания | '''1744''' - год основания | ||
Строка 11: | Строка 10: | ||
С 50-х годов начали делать фарфоровые «куклы» — фигурки людей и животных. Несмотря на увеличение производства фарфора, изделия были доступны лишь узкому кругу приближенных. В ХVIII веке фарфор держали для престижа, в специальных кладовых, наряду с другими драгоценными вещами, и только спустя десятилетия им стали сервировать столы. По положению и художественному развитию предприятие более всего зависело от расположения и потребностей императорского двора — в первую очередь монарха. | С 50-х годов начали делать фарфоровые «куклы» — фигурки людей и животных. Несмотря на увеличение производства фарфора, изделия были доступны лишь узкому кругу приближенных. В ХVIII веке фарфор держали для престижа, в специальных кладовых, наряду с другими драгоценными вещами, и только спустя десятилетия им стали сервировать столы. По положению и художественному развитию предприятие более всего зависело от расположения и потребностей императорского двора — в первую очередь монарха. | ||
− | |||
− | Расцвет русского фарфора при Екатерине II и Павле I. Ранний классицизм | + | '''1762-1801 гг Расцвет русского фарфора при Екатерине II и Павле I. Ранний классицизм''' |
+ | ---- | ||
+ | |||
+ | |||
С воцарением Екатерины II ('''1762–1796''' ) мануфактура была реорганизована и с '''1765''' года стала называться '''Императорским фарфоровым заводом''', с поставленным перед ним задачей — «удовольствовать всю Россию фарфором». Большое влияние на русский фарфор оказала деятельность талантливого французского скульптора Ж.Д.Рашета, приглашенного на '''ИФЗ''' модельмейстером. При нем на заводе утвердилось влияние французского искусства, где господствовал классицизм. | С воцарением Екатерины II ('''1762–1796''' ) мануфактура была реорганизована и с '''1765''' года стала называться '''Императорским фарфоровым заводом''', с поставленным перед ним задачей — «удовольствовать всю Россию фарфором». Большое влияние на русский фарфор оказала деятельность талантливого французского скульптора Ж.Д.Рашета, приглашенного на '''ИФЗ''' модельмейстером. При нем на заводе утвердилось влияние французского искусства, где господствовал классицизм. | ||
Строка 25: | Строка 26: | ||
Последним сервизом ХVIII века оказался сервиз, заказанный Павлом I в свою новую резиденцию — Михайловский замок. Им был сервирован стол в канун гибели императора. По воспоминаниям камер-пажа: «Государь был в чрезвычайном восхищении, многократно целовал росписи на фарфоре и говорил, что это один из счастливейших дней его жизни». | Последним сервизом ХVIII века оказался сервиз, заказанный Павлом I в свою новую резиденцию — Михайловский замок. Им был сервирован стол в канун гибели императора. По воспоминаниям камер-пажа: «Государь был в чрезвычайном восхищении, многократно целовал росписи на фарфоре и говорил, что это один из счастливейших дней его жизни». | ||
− | |||
− | Реорганизация предприятия при Александре I. Высокий классицизм. | + | '''1801-1825 гг. Реорганизация предприятия при Александре I. Высокий классицизм.''' |
+ | ---- | ||
+ | |||
В период царствования Александра I ('''1801–1825''') заводом управлял доверенное лицо императора граф Д.Гурьев. При нем началась большая реорганизация завода, которая проводилась под руководством профессора технологии Женевского университета Ф.Гаттенбергера. Для привлечения лучших отечественных и иностранных мастеров Гурьев не жалел средств. Заведовать скульптурной палатой назначили профессора Академии художеств С.Пименова, одного из выдающихся мастеров своего времени. Для утверждения на заводе стиля ампир были приглашены лучшие живописцы из Севрской фарфоровой мануфактуры. Однако, русский ампирный фарфор существенно отличался от севрского, служившего в то время эталоном художественных достижений в Европе. | В период царствования Александра I ('''1801–1825''') заводом управлял доверенное лицо императора граф Д.Гурьев. При нем началась большая реорганизация завода, которая проводилась под руководством профессора технологии Женевского университета Ф.Гаттенбергера. Для привлечения лучших отечественных и иностранных мастеров Гурьев не жалел средств. Заведовать скульптурной палатой назначили профессора Академии художеств С.Пименова, одного из выдающихся мастеров своего времени. Для утверждения на заводе стиля ампир были приглашены лучшие живописцы из Севрской фарфоровой мануфактуры. Однако, русский ампирный фарфор существенно отличался от севрского, служившего в то время эталоном художественных достижений в Европе. | ||
Строка 34: | Строка 36: | ||
Начиная с эпохи Александра I и до конца 60-х годов ХIХ века, особое место в выпуске завода занимали вазы. Золото стало одним из излюбленных декоративных материалов. Живопись была главным образом видовой и батальной. Вторую по значимости группу изделий составили дворцовые сервизы. | Начиная с эпохи Александра I и до конца 60-х годов ХIХ века, особое место в выпуске завода занимали вазы. Золото стало одним из излюбленных декоративных материалов. Живопись была главным образом видовой и батальной. Вторую по значимости группу изделий составили дворцовые сервизы. | ||
− | |||
− | Исторический период при Николае I, Александре II, Александре III | + | '''1825-1894 гг. Исторический период при Николае I, Александре II, Александре III''' |
+ | ---- | ||
+ | |||
В александровскую и николаевскую ('''1825–1855''') эпохи были изготовлены сервизы почти для всех резиденций Петербурга. Они отличались различными стилевыми направлениями. В числе других заявило о себе «русское» направление. По проектам ученого-археолога, знатока русских древностей Ф.Солнцева на заводе был сделан сервиз для Большого Кремлевского дворца в Москве и сервиз Великого князя Константина Николаевича (ВККН). | В александровскую и николаевскую ('''1825–1855''') эпохи были изготовлены сервизы почти для всех резиденций Петербурга. Они отличались различными стилевыми направлениями. В числе других заявило о себе «русское» направление. По проектам ученого-археолога, знатока русских древностей Ф.Солнцева на заводе был сделан сервиз для Большого Кремлевского дворца в Москве и сервиз Великого князя Константина Николаевича (ВККН). | ||
Строка 46: | Строка 49: | ||
Спас завод Александр III ('''1881–1894'''): «Государю Императору благоугодно…, чтобы '''Императорский фарфоровый завод''' был поставлен в самые наилучшие условия, как в отношении техническом, так и в художественном, дабы мог он достойно носить наименование Императорского и служить образцом для всех частных заводчиков по этой отрасли промышленности». На заводе началась работа по созданию крупных сервизов: «Коронационного» и по мотивам Рафаэлевских лоджий в Ватикане, рисунки для которого были лично откорректированы императором. На выбор художественного пути завода влияние оказали личные вкусы и пристрастия самого императора. Он отдавал предпочтение китайским и японским вазам, терракоте, цветным глазурям, подглазурной живописи, которую ввела в моду Копенгагенская королевская мануфактура. Подглазурная живопись получила на '''ИФЗ''' широкое применение, еще и потому, что супругой императора была датская принцесса Мария Федоровна. | Спас завод Александр III ('''1881–1894'''): «Государю Императору благоугодно…, чтобы '''Императорский фарфоровый завод''' был поставлен в самые наилучшие условия, как в отношении техническом, так и в художественном, дабы мог он достойно носить наименование Императорского и служить образцом для всех частных заводчиков по этой отрасли промышленности». На заводе началась работа по созданию крупных сервизов: «Коронационного» и по мотивам Рафаэлевских лоджий в Ватикане, рисунки для которого были лично откорректированы императором. На выбор художественного пути завода влияние оказали личные вкусы и пристрастия самого императора. Он отдавал предпочтение китайским и японским вазам, терракоте, цветным глазурям, подглазурной живописи, которую ввела в моду Копенгагенская королевская мануфактура. Подглазурная живопись получила на '''ИФЗ''' широкое применение, еще и потому, что супругой императора была датская принцесса Мария Федоровна. | ||
− | |||
− | Эпоха Николая II и русский модерн | + | '''1894-1912 гг. Эпоха Николая II и русский модерн''' |
+ | ---- | ||
+ | |||
В годы царствования последнего российского императора Николая II ('''1894–1917'''), благодаря техническим новшествам предыдущего периода, завод достигает образцового состояния в техническом и технологическом отношениях. Богатство художественной технологии является гордостью завода, а в дальнейшем, в годы первой мировой войны, служит рождения целых отраслей химического и электротехнического фарфора. В числе крупных заказов были два, сделанные императрицей Александрой Федоровной, под патронатом которой находился завод после его провала на Всемирной парижской выставке в 1900 году. Это сервизы «Александринский» и «Царскосельский». По заказу Николая II завод изготовил серию «военных тарелок» с изображением войск в мундирах времени Александра III и скульптурную серию «Народы России» по моделям П. Каменского. Серия продлевала во времени начинание Екатерины II и служила идее утверждения русской государственности. Отличительная черта фигур — их этнографическая достоверность. | В годы царствования последнего российского императора Николая II ('''1894–1917'''), благодаря техническим новшествам предыдущего периода, завод достигает образцового состояния в техническом и технологическом отношениях. Богатство художественной технологии является гордостью завода, а в дальнейшем, в годы первой мировой войны, служит рождения целых отраслей химического и электротехнического фарфора. В числе крупных заказов были два, сделанные императрицей Александрой Федоровной, под патронатом которой находился завод после его провала на Всемирной парижской выставке в 1900 году. Это сервизы «Александринский» и «Царскосельский». По заказу Николая II завод изготовил серию «военных тарелок» с изображением войск в мундирах времени Александра III и скульптурную серию «Народы России» по моделям П. Каменского. Серия продлевала во времени начинание Екатерины II и служила идее утверждения русской государственности. Отличительная черта фигур — их этнографическая достоверность. | ||
− | |||
− | Октябрьская революция и фарфор 20-х годов | + | '''1920-е годы Октябрьская революция и фарфор 20-х годов''' |
+ | ---- | ||
+ | |||
− | В '''1918''' году''' Императорский фарфоровый завод''' национализировали и перименовали. Теперь уже «Государственный фарфоровый завод» перешел в ведение Народного комиссариата просвещения, который поставил задачу превратить бывшую придворную мануфактуру в «испытательную керамическую лабораторию республиканского значения», вырабатывающую «агитационный фарфор в высоком смысле этого слова — революционный по содержанию, совершенный по форме, безупречный по техническому исполнению». Художественная политика завода явилась составной частью ленинского плана монументальной пропаганды с его четко очерченными идейно-художественными принципами нового искусства фарфора. | + | В '''1918''' году''' Императорский фарфоровый завод''' национализировали и перименовали. Теперь уже [[ЛФЗ|«Государственный фарфоровый завод»]] перешел в ведение Народного комиссариата просвещения, который поставил задачу превратить бывшую придворную мануфактуру в «испытательную керамическую лабораторию республиканского значения», вырабатывающую «агитационный фарфор в высоком смысле этого слова — революционный по содержанию, совершенный по форме, безупречный по техническому исполнению». Художественная политика завода явилась составной частью ленинского плана монументальной пропаганды с его четко очерченными идейно-художественными принципами нового искусства фарфора. |
− | Фарфор 20-х годов ХХ века — это, пожалуй, одна из самых интересных и удивительных страниц в истории декоративно-прикладного искусства, исторически правдиво, в совершенной художественной форме отразившего настроение первых лет пролетарской революции. Под руководством С.Чехонина, которого впоследствии стали называть «мастером советского ампира», в создании агитационного фарфора принимали участие А.Щекотихина-Потоцкая, Н.Данько, В.Кузнецов, М.Лебедева, М.Адамович и др. С фарфором 20-х годов связаны имена Б.Кустодиева, К.Петрова–Водкина, М.Добужинского, К.Малевича и В.Кандинского. | + | Фарфор 20-х годов ХХ века — это, пожалуй, одна из самых интересных и удивительных страниц в истории декоративно-прикладного искусства, исторически правдиво, в совершенной художественной форме отразившего настроение первых лет пролетарской революции. Под руководством С. Чехонина, которого впоследствии стали называть «мастером советского ампира», в создании агитационного фарфора принимали участие А. Щекотихина-Потоцкая, Н. Данько, В. Кузнецов, М. Лебедева, М. Адамович и др. С фарфором 20-х годов связаны имена Б. Кустодиева, К. Петрова–Водкина, М. Добужинского, К. Малевича и В. Кандинского. |
Фарфор, с его белоснежной поверхностью, монументальностью архитектуры, пластичностью скульптуры и красочностью живописи, который до этого времени был воплощением рафинированного искусства, доступного узкому кругу лиц, стал первым, самым ярким и образным глашатаем идей революции. Одновременно, он явился благодатным материалом для воплощения концепции нового направления в искусстве — супрематизма. | Фарфор, с его белоснежной поверхностью, монументальностью архитектуры, пластичностью скульптуры и красочностью живописи, который до этого времени был воплощением рафинированного искусства, доступного узкому кругу лиц, стал первым, самым ярким и образным глашатаем идей революции. Одновременно, он явился благодатным материалом для воплощения концепции нового направления в искусстве — супрематизма. | ||
− | Кроме достижений в области художественного фарфора, на заводе успешно развивалось производство химического и технического фарфора, впервые здесь было получено оптическое стекло. И поэтому не случайно в '''1925''' году, в связи с 200–летием Российской Академии наук, заводу было присвоено имя гениального русского ученого М.В.Ломоносова. | + | Кроме достижений в области художественного фарфора, на заводе успешно развивалось производство химического и технического фарфора, впервые здесь было получено оптическое стекло. И поэтому не случайно в '''1925''' году, в связи с 200–летием Российской Академии наук, заводу было присвоено имя гениального русского ученого М.В. Ломоносова. |
− | |||
− | Период построения социализма | + | '''Довоенные годы. Период построения социализма''' |
+ | ---- | ||
− | В 30-е годы, с началом культурного строительства в СССР, на Ленинградском фарфоровом заводе открывается первая в стране художественная лаборатория. Под руководством ученика К.Малевича, Н.Суетина творческий коллектив предприятия создает новый стиль советского фарфора, созвучный «социалистическому быту».Талантливый художник и руководитель, H.Суетин органично воплотил супрематические идеи с мирискуксническим декоративизмом и реалистическим отображением мира природы. Индивидуальные особенности творчества А.Воробьевского, И.Ризнича, М.Моха, Т.Безпаловой, Л.Протопоповой, Л.Блак, А.Яцкевич, С.Яковлевой и других, на многие годы определили облик ленинградского фарфора с его чистотой и мягкостью форм, выявленной белизной материала, конкретностью образов в росписи и сочностью красок. | + | |
+ | В 30-е годы, с началом культурного строительства в СССР, на [[ЛФЗ|Ленинградском фарфоровом заводе]] открывается первая в стране художественная лаборатория. Под руководством ученика К. Малевича, Н. Суетина, творческий коллектив предприятия создает новый стиль советского фарфора, созвучный «социалистическому быту». Талантливый художник и руководитель, H. Суетин органично воплотил супрематические идеи с мирискуксническим декоративизмом и реалистическим отображением мира природы. Индивидуальные особенности творчества А. Воробьевского, И. Ризнича, М. Моха, Т. Безпаловой, Л. Протопоповой, Л. Блак, А. Яцкевич, С. Яковлевой и других, на многие годы определили облик [[:Категория:ЛФЗ|ленинградского фарфора]] с его чистотой и мягкостью форм, выявленной белизной материала, конкретностью образов в росписи и сочностью красок. | ||
Установки социалистического реализма на решение идеологических задач и официальный стиль государственных заказов '''1930–1950''' годов в фарфоре на ЛФЗ не получили одиозного характера. Спасли вековой опыт изготовления парадных ваз, картинной и портретной живописи, великолепное профессиональное мастерство. | Установки социалистического реализма на решение идеологических задач и официальный стиль государственных заказов '''1930–1950''' годов в фарфоре на ЛФЗ не получили одиозного характера. Спасли вековой опыт изготовления парадных ваз, картинной и портретной живописи, великолепное профессиональное мастерство. | ||
− | |||
− | Послевоенный период | + | '''Период после ВОВ. Послевоенный период''' |
+ | ---- | ||
+ | |||
+ | |||
+ | В 60-е годы, годы «хрущевской оттепели», искусство вновь обратилось к девизам 20-x годов: «Искусство — в быт» и «Искусство — в производство». После помпезности и чрезмерного украшательства сталинского периода, вернулся интерес к белому фарфору, к работе над формой и конструктивному лаконизму геометрических объемов. В эти годы особенно активно работают на заводе такие художники и скульпторы как Э. Криммер и А. Лепорская, В. Семенов и С. Яковлева, формируется творчество самобытного и большого мастера В.Городецкого. Активно заявляют о себе выпускники 50-х годов ЛВХПУ им. В.И. Мухиной — С. Богданова, К. Косенкова, Н. Павлова, Н. Семенова, В. Жбанов, П. Веселов и др. В число ведущих мастеров декоративно-прикладного искусства страны выдвигаются Н. Славина и И. Олевская, которые расширили представление о фарфорe созданием грандиозных многопредметных композиций. | ||
− | |||
Поэтапная реконструкция старейшего в стране предприятия, внедрение новой техники и технологии производства фарфора, позволили значительно увеличить и разнообразить ассортимент выпускаемой продукции. Впервые в России на ЛФЗ создали технологию и осуществили промышленный выпуск изделий из костяного тонкостенного фарфора — повышенной белизны, тонкости и просвечиваемости. За эту разработку группа специалистов завода была удостоена Государственной премии СССР в области науки и техники. А художники получили возможность расширить свой творческий диапазон в создании новых форм и росписей из этого удивительного материала. | Поэтапная реконструкция старейшего в стране предприятия, внедрение новой техники и технологии производства фарфора, позволили значительно увеличить и разнообразить ассортимент выпускаемой продукции. Впервые в России на ЛФЗ создали технологию и осуществили промышленный выпуск изделий из костяного тонкостенного фарфора — повышенной белизны, тонкости и просвечиваемости. За эту разработку группа специалистов завода была удостоена Государственной премии СССР в области науки и техники. А художники получили возможность расширить свой творческий диапазон в создании новых форм и росписей из этого удивительного материала. | ||
− | В 70-е годы завод активно участвует в отечественных и международных художественно–промышленных выставках. Творческий коллектив сохраняет свое лидерство в создании замечательных произведений. Эталоном искусства и высокого качества называет продукцию завода этих лет известный советский искусствовед Н.Воронов. В 1980 году «в знак особого признания вклада в развитие производства и международное сотрудничество» завод имени М.В.Ломоносова награждается престижной международной премией «Золотой Меркурий». | + | В 70-е годы завод активно участвует в отечественных и международных художественно–промышленных выставках. Творческий коллектив сохраняет свое лидерство в создании замечательных произведений. Эталоном искусства и высокого качества называет продукцию завода этих лет известный советский искусствовед Н. Воронов. В 1980 году «в знак особого признания вклада в развитие производства и международное сотрудничество» [[ЛФЗ|завод имени М.В. Ломоносова]] награждается престижной международной премией «Золотой Меркурий». |
+ | |||
+ | |||
+ | '''Наши дни. Традиции и современность''' | ||
+ | ---- | ||
+ | |||
+ | |||
+ | В постсоветское время завод сменил права собственности. В 2005 году заводу было возвращено историческое название – '''Императорский фафоровый завод'''. Бережное использование наследия прошлого, непрерывность развития и постоянное обновление традиций художественного творчества и сегодня являются неотъемлемой чертой петербургской школы искусства фарфора. Это можно увидеть в работах Т. Афанасьевой и Г. Шуляк, Н. Петровой и О. Матвеевой, М. Сорокина и С. Соколова и др., каждый из них нашел свой творческий почерк в искусстве фарфора, что позволяет создавать продукцию с маркой «'''ИФЗ'''» живописно разнообразную и эмоционально образную. А заводу — сохранять свою отличительную особенность, продолжая оставаться заводом искусства фарфора. | ||
+ | По мнению авторитетного историка русской художественной культуры Л.В. Андреевой, чьи исследования по фарфору использованы в данном материале, русский фарфор последних десятилетий со свойственным ему романтизмом, обращенным к национальной культуре во всей ее полноте — одно из живых и творческих явлений европейской художественной культуры второй половины ХХ века. А [[:Категория:Императорский фарфоровый завод|Императорский фарфор]] — одна из самых ярких и привлекательных страниц этого явления. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | <center>'''Клейма''' | ||
+ | |||
+ | |||
+ | [[Файл:Image001.jpg|300px|center]] | ||
+ | |||
+ | Метки № 1 и 2 пренадлежат эпохе Елизаветы и Петра III: черный вдавленный или (реже) золотой орел | ||
+ | |||
+ | |||
+ | [[Файл:Image002.jpg|400px|center]] | ||
+ | |||
+ | Метки № 3 – 6 принадлежат эпохе Екатерины II (1762 – 1796) | ||
+ | |||
+ | [[Файл:Image003.jpg|200px|center]] | ||
+ | |||
+ | |||
+ | Метки № 7 – 10 принадлежат эпохе Павла I (1796-1801) | ||
+ | Буквы П.К. в клейме № 9 обозначают «Придворная контора» | ||
+ | |||
+ | |||
+ | [[Файл:Image004.jpg|200px|center]] | ||
+ | |||
+ | |||
+ | Метки № 11 и 12 ставились при Александре I (1801-1825) | ||
+ | |||
+ | |||
+ | [[Файл:Image005.jpg|300px|center]] | ||
+ | |||
+ | |||
+ | Метки № 13 – 16 ставили при Николае I (1825 – 1855) | ||
+ | |||
+ | |||
+ | [[Файл:Image006.jpg|200px|center]] | ||
+ | |||
+ | |||
+ | Метки № 17-19 принадлежат эпохе Александра II (1855-1881) | ||
+ | |||
+ | [[Файл:Image007.jpg|400px|center]] | ||
+ | |||
+ | |||
+ | Метки № 20 – 21 эпоха Александра III (1881 – 1894) | ||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | [[Файл:Image008.jpg|400px|center]] | ||
+ | |||
+ | |||
+ | Метки № 22 – 23 ставились при правлении Николая II (1894-1917) | ||
+ | |||
+ | |||
+ | [[Файл:Image009.jpg|200px|center]] | ||
+ | |||
+ | |||
+ | Метка № 24. После свержения самодержавия завод переименован в Государственный фарфоровый завод и изделия стали маркировать государственным орлом с указанием года, а затем серпом и молотом (так же указывая год) | ||
+ | |||
+ | |||
+ | Использованы материалы: | ||
+ | Марки фарфора, фаянса, майолики. Русские и иностранные. – М., «Сварог и К», 1999 | ||
+ | Русский фарфор. – М., «Планета», 1993. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | '''Марки фарфора ГФЗ 1918 – 1930 гг.''' | ||
+ | |||
+ | |||
+ | [[Файл:Gfz1.jpg|400px|center]] | ||
+ | |||
+ | I – Первый советский знак. Фарфор ГФЗ, 1918 – 1936. II – Знак в тесте 1920 – 1930х гг. III – вариант знака I, 1919. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | [[Файл:Gfz4.jpg|400px|center]] | ||
+ | |||
+ | |||
+ | I – вариант знака I, '''1919'''г. II – вариант знака I, '''1921'''г. III – вариант знака I, '''1921'''г | ||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | [[Файл:Gfz7.jpg|400px|center]] | ||
+ | |||
+ | |||
+ | I– вариант знака VIII, '''1921'''г. II – вариант знака I, '''1922'''г. III – Юбилейный знак '''1922''', посвященный 5-й годовщине Октябрьской революции | ||
+ | |||
+ | |||
+ | [[Файл:Gfz1012.jpg|400px|center]] | ||
+ | |||
+ | '''1922''' г. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | [[Файл:Gfz1315.jpg|400px|center]] | ||
+ | |||
+ | I – юбилейный знак, '''1923 – 1924'''г. II – юбилейный спецзнак (?). III – экспортный знак, '''1920'''-е гг. и позже. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | [[Файл:Gfz1618.jpg|400px|center]] | ||
+ | |||
+ | |||
+ | I – экспортный знак, '''1920'''-е гг. и позже. II – с '''1923''' по '''1930'''-е гг. только для супрематического фарфора. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | [[Файл:Gfzl19i20.jpg|300px|center]] | ||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
− | |||
− | + | [[:Категория:Императорский фарфоровый завод|'''Продукция завода''']] | |
− | + | [[Категория:Фарфоровые заводы]] | |
− | + |