Высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС) — различия между версиями — Справочник коллекционера

Высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС) — различия между версиями

Материал из Справочник коллекционера
Перейти к: навигация, поиск
(Новая страница: «ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские) — московское учебное заведение,…»)
 
 
Строка 1: Строка 1:
ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские) — московское учебное заведение, созданное в 1920 году в Москве путём объединения первых и вторых Государственных свободных художественных мастерских (образованных ранее на основе Строгановского художественно-промышленного училища и Московского училища живописи, ваяния и зодчества).
+
ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские)- были организованы в Москве в 1920 г. на базе «Свободных художественных мастерских», возникших в 1918 г. в результате слияния двух учреждений: Московского училища живописи, ваяния и зодчества и Строгановского училища. Они представляли собой научно-исследовательскую и учебную организацию, где осуществлялось обучение студентов по двум направлениям: художественному и производственному. К первому относились живописный, скульптурный и архитектурный факультеты, а ко второму - полиграфический, деревообрабатывающий, металлообрабатывающий и керамический. Имелось и педагогическое отделение, на котором готовили преподавателей различных направлений художественного творчества.
В конце 1920 года на архитектурном факультете ВХУТЕМАСа, наряду с мастерскими, где студенты знакомились с ордерной архитектурой (И. Жолтовский, И. Рыльский, А. Щусев), возникло две мастерских с новой методикой преподавания. В одной объединились Н. А. Ладовский, В. Ф. Кринский и Н. Докучаев, в другой — И. Голосов и К. С. Мельников. В разное время во Вхутемасе преподавали Абрам Архипов, Василий Кандинский, Дмитрий Кардовский, Николай Ладовский, Владимир Кринский, Лазарь Лисицкий, Константин Мельников, Пётр Митурич, Нина Нисс-Гольдман, Амшей Нюренберг, Александр Родченко, Варвара Степанова, Владимир Татлин, Владимир Фаворский, Павел Флоренский, Фёдор Шехтель, Пётр Келин, Артур Лолейт, Иван Ефимов.
+
 
 +
Среди преподавателей ВХУТЕМАСа были В.А. Фаворский, П.В. Кузнецов, И.И. Машков, В.Е. Татлин, А.М. Родченко и др. Он внес большой вклад в развитие советского искусства вообще и керамического в частности. Здесь велись теоретические и практические разработки, использовался аналитический и научный подход к закономерностям формообразования и цветообразования в пластических искусствах.
 +
 
 +
Во ВХУТЕМАСе учились талантливые художники-керамисты: А. Сотников, В. Дорофеев, П. Кожин. Практические занятия студенты факультета проводили не только в лабораториях и мастерских учебного заведения, но и на Дулевском фарфоровом заводе. Под руководством профессора А.В. Филиппова студентами керамического факультета за очень короткий срок (полтора месяца) был выполнен заказ на изготовление фарфоровых изделий для III конгресса Коминтерна (1921), состоявший из «двенадцати разного типа и рисунка фарфоровых чашек и одной тарелки в восточном вкусе»Э. С. [Самецкая Э.] «Дурят вашего брата». Случай из практики эксперта // Антиквариат. Предметы искусства и коллекционирования. 2002. № 1. С. 18. - всего 2000 предметов. Для этого использовалось «бельё» Дулевского завода. Сегодня эти предметы агитационного фарфора очень редки, дороги и являются предметами коллекционирования, а зачастую и фальсификаций.
 +
 
 +
Кроме того, на факультете выпускались высокохудожественные керамические изделия. Например, юбилейный столовый сервиз «V РСФСР», выполненный А.Н. Колосовым к 5-летию Октября (1922), был подарен В.И. Ленину. Студентами А.В. Филиппова под его руководством были разработаны современные формы фарфоровых изделий. В. Дорофеев выполнил «Коралловый» сервиз, получивший награду на Всемирной выставке в Париже в 1927 г.; этот сервиз многие годы тиражировался Дулевским заводом. П. Кожин исполнил оригинальный чайник «Яйцо», И. Фрих-Хар разработал декор чайника «Верблюд» необычной формы.
 +
 
 +
С марта 1923 г. обучением по новым программам и планам руководил ректор ВХУТЕМАСа В.А. Фаворский. На Международной выставке в Париже в 1925 г. система образования ВХУТЕМАСа была отмечена золотой медальюМосковский полиграфический. М., 2000. С. 9..
 +
 
 +
В 1926 г. ВХУТЕМАС был реорганизован во ВХУТЕИН - Высший художественно-технический институт, в основном сохранив свою структуру. В 1930 г. в связи с началом директивной борьбы с формализмом в советском искусстве он был закрыт. На базе петро-градского ВХУТЕИНа затем был учрежден Художественный институт. Полиграфические факультеты петроградского и московского ВХУТЕИНа вошли в Московский полиграфический институт, организованный по постановлению ЦИК СНК СССР в 1930 г.
 +
 
 +
В 1921-1925 гг. на фарфоровых изделиях ВХУТЕМАСа ставилось красное надглазурное клеймо в виде сюжетной композиции с текстом «ВХУТЕМАС. КЕР. ФАК» или «ВХУТЕМАС. КЕР. ФАК Д.Ф.Г.Ф. №__»
  
В 1926 году был реорганизован во ВХУТЕИН.
 
  
[[http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D1%85%D1%83%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0%D1%81]]
 
  
 
[[Категория:Фарфор]]
 
[[Категория:Фарфор]]

Текущая версия на 11:40, 30 марта 2015

Личные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты