Батенинский завод — различия между версиями
Материал из Справочник коллекционера
Татьяна (обсуждение | вклад) |
Татьяна (обсуждение | вклад) |
||
Строка 3: | Строка 3: | ||
Завод, к сожалению, просуществовал недолго 29 сентября 1838 года на соседней фабрике вспыхнул пожар, который уничтожил и все деревянные мастерские батенинского завода. После пожара завод не восстанавливали. | Завод, к сожалению, просуществовал недолго 29 сентября 1838 года на соседней фабрике вспыхнул пожар, который уничтожил и все деревянные мастерские батенинского завода. После пожара завод не восстанавливали. | ||
− | Батенинский фарфор едва ли не самый узнаваемый среди огромного количества дошедших до наших дней изделий частных фарфоровых заводов XIX века. Батенинский фарфор характеризует стилистическая цельность и исключительная любовь к петербургским мотивам, а также своеобразные тяжеловатые букеты и цветочные фризы на богато золоченом фоне. Обильная позолота батенинского фарфора недолговечна, она быстро стирается, так как выполнялась в основном глянцгольдом | + | Батенинский фарфор едва ли не самый узнаваемый среди огромного количества дошедших до наших дней изделий частных фарфоровых заводов XIX века. Батенинский фарфор характеризует стилистическая цельность и исключительная любовь к петербургским мотивам, а также своеобразные тяжеловатые букеты и цветочные фризы на богато золоченом фоне. Обильная позолота батенинского фарфора недолговечна, она быстро стирается, так как выполнялась в основном глянцгольдом дешевым жидким золотом, наложенным на фарфор тонким слоем. Кроме цветов и видов Петербурга на батенинском фарфоре воспроизводились гравюры, рисунки, книжные иллюстрации, пользовавшиеся известностью в первой трети XIX века. |
Продукция завода Батенина была популярна не только благодаря своей яркой красочности, модным сюжетам и обилию золота, но и благодаря невысокой цене, что делало фарфор батенинского завода доступным разным слоям населения, даже не очень состоятельным. | Продукция завода Батенина была популярна не только благодаря своей яркой красочности, модным сюжетам и обилию золота, но и благодаря невысокой цене, что делало фарфор батенинского завода доступным разным слоям населения, даже не очень состоятельным. | ||
− | С целью удешевления фарфора при сохранении внешней красоты использовались всяческие приемы технически несложные, но имитирующие дорогие приемы | + | С целью удешевления фарфора при сохранении внешней красоты использовались всяческие приемы технически несложные, но имитирующие дорогие приемы в том числе глянцгольд или, например, матовый золоченый узор, нанесенный на золото кистью (который похож на трудоемкую технику цировки рисования агатовым карандашом по золоту). |
На батенинском заводе изготовляли самые разнообразные изделия, дорогие и дешевые, однако, расхожей посуды для каждодневного употребления сохранилось на сегодняшний день гораздо меньше, чем парадной, которую стали коллекционировать еще в XIX веке. Среди сохранившейся посуды на каждый день белые тарелки и чашки, расписанные кобальтом. | На батенинском заводе изготовляли самые разнообразные изделия, дорогие и дешевые, однако, расхожей посуды для каждодневного употребления сохранилось на сегодняшний день гораздо меньше, чем парадной, которую стали коллекционировать еще в XIX веке. Среди сохранившейся посуды на каждый день белые тарелки и чашки, расписанные кобальтом. | ||
− | Продукция батенинского завода метилась тиснеными буквенными марками, в которых зашифровано местонахождение завода и фамилия владельца. В первый период работы завода от начала работы до 1832 года - ставилась марка С.З.К.Б. (Санкт-Петербургский завод купца Батенина) или С.З.К.Б. в узком прямоугольнике, и очень редко буква Б, а также С.Ф.К.Б. (Санкт-Петербургская фабрика купца Батенина). После смерти Ф.С. Батенина в 1830 году производство перешло в руки его наследников и опекунского совета. В этот второй непродолжительный период деятельности завода (1832-1838 гг.) на изделиях ставилась новая марка: тоже буквы тиснением, но уже в 2 строки по дуге С.П.Б:/НАСЛ:БАТЕН: или НАСЛ:БАТЕН:/С.П.Б:. Буквы марок батенинского фарфора начертаны тонко и изящно. Оттиснутое на необожженном черепке клеймо при последующем обжиге и глазуровании фарфора теряло свою четкость, иногда просто исчезало, поэтому отыскание марки на батенинском фарфоре часто требует усилий, и он остается неопознанным. До сих пор в личных коллекциях, домах и антикварных салонах батенинский фарфор встречается довольно часто, хотя и не всегда узнанный и определенный, как батенинский | + | Продукция батенинского завода метилась тиснеными буквенными марками, в которых зашифровано местонахождение завода и фамилия владельца. В первый период работы завода от начала работы до 1832 года - ставилась марка '''С.З.К.Б.''' (Санкт-Петербургский завод купца Батенина) или '''С.З.К.Б.''' в узком прямоугольнике, и очень редко буква Б, а также '''С.Ф.К.Б.''' (Санкт-Петербургская фабрика купца Батенина). После смерти Ф.С. Батенина в '''1830''' году производство перешло в руки его наследников и опекунского совета. В этот второй непродолжительный период деятельности завода ('''1832-1838''' гг.) на изделиях ставилась новая марка: тоже буквы тиснением, но уже в 2 строки по дуге '''С.П.Б:/НАСЛ:БАТЕН:''' или '''НАСЛ:БАТЕН:/С.П.Б:'''. Буквы марок батенинского фарфора начертаны тонко и изящно. Оттиснутое на необожженном черепке клеймо при последующем обжиге и глазуровании фарфора теряло свою четкость, иногда просто исчезало, поэтому отыскание марки на батенинском фарфоре часто требует усилий, и он остается неопознанным. До сих пор в личных коллекциях, домах и антикварных салонах батенинский фарфор встречается довольно часто, хотя и не всегда узнанный и определенный, как батенинский |
− | На заводе Батенина изготовляли как одиночные предметы, так и небольшие сервизы. Особой статьей производства были чашки и подарочные кружки. На них изображали аллегорические и мифологические сюжеты, сцены Отечественной войны 1812 года, портреты Александра I, и проч. Их формы характерны для классицизма: яйцевидные, цилиндрические, конусные, причем, часто они близки к формам предметов первой трети XIX века Императорского фарфорового завода и завода Гарднера. Чаще других встречается тип массивной цилиндрической чашки с прочной ручкой, ствол которой декорирован рельефными листьями и розеттой. С 1830-х гг. на батенинском заводе популярна низкая чашка с вогнутым туловом и остроконечной ручкой, а также чашки-сувениры цилиндрической формы, вызолоченные снаружи и внутри. | + | На заводе Батенина изготовляли как одиночные предметы, так и небольшие сервизы. Особой статьей производства были чашки и подарочные кружки. На них изображали аллегорические и мифологические сюжеты, сцены Отечественной войны 1812 года, портреты Александра I, и проч. Их формы характерны для классицизма: яйцевидные, цилиндрические, конусные, причем, часто они близки к формам предметов первой трети XIX века '''Императорского фарфорового завода''' и '''завода Гарднера'''. Чаще других встречается тип массивной цилиндрической чашки с прочной ручкой, ствол которой декорирован рельефными листьями и розеттой. С '''1830'''-х гг. на батенинском заводе популярна низкая чашка с вогнутым туловом и остроконечной ручкой, а также чашки-сувениры цилиндрической формы, вызолоченные снаружи и внутри. |
− | Батенинскому фарфору присущ разнообразный живописный орнамент и устойчивый круг сюжетов. В орнаментальном оформлении господствуют полихромные цветочные бордюры и букеты в строгом обрамлении на сплошь вызолоченном фарфоре, цированном узором | + | Батенинскому фарфору присущ разнообразный живописный орнамент и устойчивый круг сюжетов. В орнаментальном оформлении господствуют полихромные цветочные бордюры и букеты в строгом обрамлении на сплошь вызолоченном фарфоре, цированном узором ермикуле представляющем собой зигзаги (в 1830-х гг. вместо 074;ермикуле делают цированные листья и букеты). |
− | Устойчивый сюжет батенинских росписей архитектурные виды и памятники Петербурга (Медный всадник, Казанский собор и проч.) своеобразная | + | Устойчивый сюжет батенинских росписей архитектурные виды и памятники Петербурга (Медный всадник, Казанский собор и проч.) своеобразная визитная карточка завода Батенина, по-видимому, так завод напоминал всем о том, что он расположен в столице. Росписи эти выполнялись по гравюрам, рисункам и акварелям известных мастеров, изображавших во второй половине XVIII - первой трети XIX вв. Петербург. |
− | В 1830-е гг. батенинский фарфор занимает первое место среди частных заводов в обращении к шинуазри. Тяга к экзотике Востока была навеяна общей тенденцией возврата к стилям прошедших эпох, например, к рококо, для которого были характерны | + | В '''1830'''-е гг. батенинский фарфор занимает первое место среди частных заводов в обращении к шинуазри. Тяга к экзотике Востока была навеяна общей тенденцией возврата к стилям прошедших эпох, например, к рококо, для которого были характерны китайские пейзажи и архитектура. На фарфоре этого времени нередки восточные растения, пагоды, китайцы, птицы, написанные яркими красными, синими, зелеными, желтыми красками по золотому, изредка черному фону. |
+ | |||
+ | На заводе Батенина делали чайники, тарелки, умывальники, кувшины, кашпо, сосуды, статуэтки и многое другое. Особую славу принесли заводу вазы, в которых прекрасно выразилась декоративность, присущая батенинским изделиям. Вазы делали разных размеров от крупных (около 1 м) до маленьких, высотой 13-14 см. В отношении формы варьировался преимущественно тип амфоры яйцевидного сосуда с вертикальными ручками всегда с оригинальным пластическим декором. На золотом фоне ваз также изображались цветы и Петербургские виды, античные и аллегорические сюжеты, шинуазри, военные и жанровые сцены. Славился батенинский завод и своими сервизами, многие из которых сохранились целиком, например, tet-a-tet сервизы на двоих. Такой сервиз состоял из квадратного подноса со срезанными углами, и предметов (две чашки, чайник, сахарница, молочник), которые на нем умещались. Отличный пример такого сервиза сервиз Нарышкиных, где каждый предмет украшен портретом одного из членов семьи (чайник - .А. Нарышкин, сахарница - .А. Нарышкина, молочник - .Д. Гурьева (урожденная Нарышкина), и др.), а на подносе изображена усадьба Нарышкиных на Каменном острове. | ||
+ | |||
+ | '''Клейма завода''' | ||
+ | ---- | ||
− | |||
[[Файл:batenin_mark_graphic.jpg]] | [[Файл:batenin_mark_graphic.jpg]] | ||
+ | |||
+ | [[:Категория:Батенинский завод|'''Продукция завода''']] | ||
+ | [[Категория:Фарфоровые заводы]] |