Просмотр исходного текста страницы Шурига Пелагея Николаевна
Перейти к:
навигация
,
поиск
[[Категория:Скульпторы-фарфористы]] [[Категория:Художники-фарфористы]] ('''1900-1980''') Родилась в Харькове в семье железнодорожного служащего. После окончания Харьковского художественного училища в 1919 году поступила в частную скульптурную студию Э. А. Блох (1881 – 1943), ученицы О. Родена, только что приехавшей из Парижа. В своей автобиографии Пелагея Николаевна писала, что в студии Э. А. Блох делала портреты с фотографий вождей – Лассаля, В. И. Ленина, Розы Люксембург, Карла Либкнехта, Карла Маркса. В 1921 – 1922 гг. училась во ВХУТЕМАСе в Москве в мастерской А. М. Лавинского (1893 – 1968). Прожив год в Москве, Пелагея вернулась в Харьков. В 1922 году П. Шурига переехала в Петроград. Привезенные из Москвы учебные рисунки показала [[Матвеев Александр Терентьевич|А. Т. Матвееву]] (1878 – 1960), находившемуся тогда на пике творческой активности и очень популярному мастеру скульптурного жанра. Работы понравились, молодая художница была принята на второй курс скульптурного факультета Академии художеств в мастерскую [[Матвеев Александр Терентьевич|А. Т. Матвеева]]. Сохранилось даже несколько работ времен «матвеевского периода», например, «Этюд женской головы» (1925), рисунок обнаженной натурщицы (конец 1920 – х гг.). Первые опыты с фарфоровой массой Пелагеи Николаевны датируются 1930-ми годами – художница вылепила и расписала по глазури небольшую скульптуру женщины с запеленатым ребенком на коленях. В настоящее время эта работа находится в ГРМ (СПб). В 1929 году П. Н. Шурига пришла работать на [[ЛФЗ|Ленинградский фарфоровый завод]], где стала сначала делать модели фарфоровых зубов, потом проводила общественную работу по антирелигиозной пропаганде. В 1936 году по приглашению [[Вильде Рудольф Фёдорович|Р. Ф. Вильде]] (1867 – 1937) согласилась на должность заведующей Музеем [[История фарфора|фарфора]] при заводе. Отгородив ширмой, по ее воспоминаниям, небольшое пространство в своем помещении, обустроила первую маленькую мастерскую (полноценная мастерская у скульптора появилась только в середине 1950 – х годов). В период с 1936 по 1939 год скульптором была исполнена серия портретов окружающих ее на предприятии коллег – художника [[Воробьевского Алексея Викторовича|А. В. Воробьевского]], директора завода И. Т. Родина, уборщицу Богданову, несколько охранников, рабочего горного цеха Бушлякова. В 1937 – 1938 гг. П. Н. Шурига получила государственный заказ на фигуру «Девочка – пионерка Азербайджана» для Аллеи пионеров в лагере «Артек» (Гурзуф). На заказ были выдвинуты скульпторы – матвеевцы (ученики [[Матвеев Александр Терентьевич|А. Т. Матвеева]]) – Н. Ш. Могилевский, Б. Е. Каплянский, А. Л. Малахин и другие, но Совет выбрал разработку Пелагеи Николаевны. «Пионерку» одобрил и Н. М. Суетин (1897 – 1954), попросив Пелагею Николаевну сделать две фигуры в различных размерах, а директор [[ЛФЗ]] И. Т. Родин пообещал отлить фигурку, даже если та не понравится. Во время Великой Отечественной войны П. Н. Шурига, как и семья Данько, была эвакуирована на Урал, в Ирбит, куда отправили экспонаты Музея фарфора [[ЛФЗ]]. В этот нелегкий период - с 1942 по 1943 год - Пелагея Николаевна создала два цикла - «Малые» и «Большие обнаженные», прототипом которых стали «каменные бабы» (каменные «венеры»), которые привлекали художницу еще в 1930 – е годы. После войны П. Н. Шурига вернулась в Ленинград, оставила должность заведующей Музеем фарфора, много работала в [[История фарфора|фарфоре]] – миниатюра «Разговор. Офицер с девушкой» (1945), фигурка трамвайной кондукторши, портрет работницы Балтийского завода Козловой (1946) и др. В 1950 – е гг. в творчестве художницы наступил период «дежурных» портретов передовиков производства и людей, чьи имена ассоциировались с событиями фестиваля 1957 года. В 1958 году Шурига создает скульптурные портреты Леночки Ватагиной, скульптора [[Киселев Анатолий Александрович|А. А. Киселева]] ([[Ленинградский завод фарфоровых изделий (ЛЗФИ)|ЛЗФИ]]). Пелагея Николаевна Шурига работала в [[Скульптура|скульптуре]], малой пластике, рисовала в технике акварели, пастели – пейзажи, обнаженную натуру, портреты, освоила технику литографии. Не могло не сказаться обучение в мастерской [[Матвеев Александр Терентьевич|Матвеева]] – изображение обнаженной натуры – в серии «Отдых» и «Пляжные», крупные рельефные композиции, скульптура в натуральную величину «Мать с ребенком» (1960 – 1970-е гг.), лежащая обнаженная девушка (начало 1970 – х гг.), бутыль в виде обнаженной женщины (1974) и др. Пелагея Николаевна Шурига являлась постоянным участником ленинградских и всесоюзных выставок. Первая выставка художницы состоялась в 1943 году в театре Ирбита. В 1965 году прошла ее вторая персональная выставка в залах Ленинградского Союза художников.
Возврат к странице
Шурига Пелагея Николаевна
.
Личные инструменты
216.73.216.146
Обсуждение для этого IP-адреса
Зарегистрировать нового участника
Представиться системе
Пространства имён
Статья
Обсуждение
Варианты
Просмотры
Чтение
Просмотр
История
Действия
Поиск
Навигация
Главная
Случайная статья
О проекте
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Спецстраницы