Просмотр исходного текста страницы Чашка и блюдце
Перейти к:
навигация
,
поиск
[[Категория:Фарфор]] Чашка и блюдце созданы друг для друга. Их называют чайной нарой. Первые чашки для чая не имели ручек. Когда в 1731 году известный скульптор Иоганн Кэпдлер не нашел ни одной чашки с ручкой, чтобы удобно попить чаю, то решил эту проблему сам. Кэндлер не только «приделал» ручки ко всем новым чашкам, но и придумал целое направление к дизайне чайной посуды. Тогда ручка стала еще и элементом украшения. В Европе не использовали блюдец. Этот предмет сервировки пришел из Китая, где чай пили из низких пиал. Когда у чашки появилось блюдце, слало модным нить из него чай. В то время блюдце было глубоким, его конструкция заимствовалась у китайской пиалы. Позже блюдце стало плоским, и любители чая стали просто ставить на него чашку. А. Дюма, автор «Кулинарного словаря» отмечал, что «лучший чай пьют в Санкт-Петербурге и в целом по всей России» . В том же «Кулинарном словаре» А. Дюма рассказывал французам о другом удивительном русском обычае, относящемся к чаепитию: «мужчины пьют чай из стаканов, тогда как женщины используют чашки китайского фарфора Контрольная проверка по картинам русских художников-реалистов подтверждает: точно! Если за чаем изображена пара, то перед женщиной стоит фарфоровая чашечка и блюдце, а перед мужчиной – стеклянный стакан в подстаканнике. Судя по всему, подстаканник в том виде, в каком мы его знаем, появился на Руси в конце восемнадцатого века. Функция его первоначально была чисто технической. Горячий чай нагревал стекло – не притронешься. Вот и снабдили стакан ручкой, вставив в устройство первоначально неказистое. Однако, по тогдашним взглядам, весьма приличиствующее грубым мужским пальцам. И как бы оттеняющее прелесть фарфора, сжимаемого нежной женской ручкой. В конце 19-го века подстаканник на просторах Российской империи распространился чрезвычайно. Художественное оформление этого предмета стало своеобразной отраслью прикладного искусства. К слову сказать, исключительно российской отраслью В других странах подстаканники как предмет сервировки чайного стола почти не использовались. Подстаканник, кажется, специфически русский предмет, нигде не пьют чай так, как в Москве» . (Л. Улицкая. Казус Кукоцкого) Знаменитые ювелиры, тот же Фаберже, делали золотые и серебряные с позолотой подстаканники. Чтобы ручки этих подстаканников не обжигали пальцев, их изготавливали из металла более дешевого, зато и менее теплопроводного, чем золото. После Великой Отечественной войны в советской стране появился еще один массовый потребитель подстаканников – железнодорожный транспорт. Секрет популярности был прост – широкий и массивный подстаканник делал стакан устойчивее. «Дерзай» , – вздохнул Спиридонов и ушел, унося юбилейный подстаканник, на котором три серебряных спутника облетали земную горошину с одной-единственной страной на выпуклом боку» . (Т. Толстая. Лимпопо)
Возврат к странице
Чашка и блюдце
.
Личные инструменты
216.73.216.157
Обсуждение для этого IP-адреса
Зарегистрировать нового участника
Представиться системе
Пространства имён
Статья
Обсуждение
Варианты
Просмотры
Чтение
Просмотр
История
Действия
Поиск
Навигация
Главная
Случайная статья
О проекте
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Спецстраницы