Просмотр исходного текста страницы Фарфоровый завод Гарднера
Перейти к:
навигация
,
поиск
'''Завод Гарднера''' В '''1766''' году была основана фарфоровая частная мануфактура английского купца Франца Гарднера Частный фарфоровый '''завод Гарднера''' Один из первых частных фарфоровых заводов, основанных в России в '''60'''-х гг. '''XVIII''' века. Завод просуществовал под именем гарднеровского до '''1892''' года, когда он был продан [[М.С. Кузнецову]], и вошел в состав [[Фабрика М.С. Кузнецова|Товарищества М.С. Кузнецова]]. После революции '''1917''' года завод в Вербилках был переименован в '''Дмитровский Государственный фарфоровый завод'''. Еще в '''XVIII''' веке продукция завода Ф.Я. Гарднера успешно конкурировала с дорогими изделиями Невской порцелиновой мануфактуры, которая при Екатерине II получила название. В '''XVIII''' веке на '''заводе Гарднера''' были выработаны несколько видов клейм, которыми метили изделия, а также определенный круг орнаментального и цветочного декора, по которому изделия этого завода всегда узнавались. При основателе предприятия Ф.Я. Гарднере и при его сыне Ф.Ф. Гарднере завод переживал период расцвета. К началу XIX столетия управление заводом перешло к вдове Ф.Ф. Гарднера. В первом десятилетии века предприятие находилось в невыгодном положении: из-за низких ввозных пошлин иностранные фирмы активно ввозили в Россию фарфор, фаянс, стекло, создавая конкуренцию русским частным заводам. Война также отрицательно сказалась на производстве гарднеровского фарфора: на предприятии работали крепостные крестьяне, часть из которых покинула завод в результате рекрутских наборов. Значительный ущерб производству был причинен вторжением французов в Россию и пожаром Москвы, где у Гарднеров были собственные лавки и дом. Упадок деятельность объясняется и неумением руководства оперативно изменить стиль выпускаемой продукции. Однако, несмотря на трудное время на фабрике Гарднера и в это время выделывалось большое количество посуды, которая продавалась в столице. В период упадка производства некоторые служащие-иностранцы покинули фабрику: в '''1801''' году комиссионер Гарднера К. Милли организовал собственную фабрику в селе Горбуново, которая в '''1806''' году перешла к [[А. Попову]], а в '''1809''' году точильщик Кобоцки и арканист Рейнер положили начало заводу Ауэрбаха в деревне Кузнецово. Оба эти предприятия стали впоследствии сильными конкурентами гарднеровской фабрики. С '''1812''' года владельцами Вербилок числились сыновья '''С.А. Гарднер''', '''А.Ф. и П.Ф. Гарднеры''', которые постепенно восстановили и укрепили фабрику. Производство фарфора начало расширяться, количество рабочих на предприятиях увеличилось. В конце 20-х гг. гарднеровская фабрика снабжала своими изделиями не только внутренний рынок, но и работала на экспорт. Гарднеровский фарфор первой трети XIX века, как и фарфор Императорского фарфорового завода по формам и декору соответствовал господствовавшему в России в это время ампиру. Обилие скульптурных элементов и позолоты, удлиненные формы, копирование произведений живописи характерны для посуды завода Гарднера первой трети XIX века. Кроме того, на фарфоре появляются жанровые сцены и сцены войны '''1812''' года, в которых французы часто изображались в карикатурном виде. В '''1820'''-х гг. выпускаются заказные сервизы с портретами, русскими пейзажами, в т.ч. видами усадеб. Образцом портретного сервиза может служить сервиз князей Долгоруких. Все свободные от живописи части предмета покрывались сплошным матовым золотом. Поздний классицизм, получивший в русской трактовке своеобразное толкование, становится господствующим в изделиях частных фарфоровых заводов. В первом десятилетии XIX века на гарднеровском заводе продолжают создавать фарфоровую скульптуру по образцам XVIII века. В конце второго десятилетия фабрика в Вербилках приступила к выпуску фигурной пластики на русские сюжеты и добилась в этом успеха. В '''1817''' году на петербургском книжном рынке появилось иллюстрированное издание Волшебный фонарь или зрелище С-Петербургских расхожих продавцов, мастеров и других простонародных промышленников, изображенных верною кистию в настоящем наряде и представленных разговаривающими друг с другом, соответственно каждому лицу и званию. Ежемесячное издание на '''1817''' год. Издание было снабжено гравюрами '''К.А. Зеленцова'''. Шумный успех Волшебного фонаря навел владельцев завода на мысль приступить к изготовлению фарфоровых статуэток по этим гравюрам. Статуэтки''' завода Гарднера''' пользовались успехом у покупателей, и в середине XIX века их ассортимент расширяется с помощью модных картинок из Дамского журнала Московского телеграфа и других изданий. Появляются фигуры франтов, щеголих и проч. Небольшим тиражом производились различные Соблазнительные сюжеты или, как их еще называли Офицерские сюжеты обнаженные дамы по французским образцам. В '''1830-50-'''х гг. изделия '''завода Гарднера''' продолжают пользоваться значительным успехом у потребителя. Фабрика следит за техническим прогрессом, там появляется паровой двигатель и другие новшества. В декоративном оформлении фарфора со второй трети '''XIX''' века господствуют сменяющие друг друга исторические стили. Гарднеровский завод подражает западноевропейскому фарфору второй половины''' XVIII''' века: изогнутые линии, выпуклый золоченый орнамент, пестрые цветочные букеты и гирлянды становятся характерными для изделий фабрики в эти годы. Кроме того, как дань времени в фарфоре появляются изображения военных парадов, батальных сцен; широко используются для декора виды Москвы и Петербурга, разные архитектурные памятники этих городов. Широко применяется подражание бронзе и полудрагоценным камням, а также сплошное крытье посуды голубой, зеленой, красной красками и кобальтом, с золочением сверху. В это время ощутимо и увлечение Китайщиной. В '''60-70'''-е гг. '''XIX''' века на заводе продолжают выпускать посуду в разных стилях, а также создают новую серию художественных статуэток, уже в духе картин передвижников. Это различные сюжеты из жизни крестьян: труд в поле, отдых, пьянка, драка и проч. Большим успехом пользовались статуэтки гарднеровского завода, изображающие персонажей Гоголя. Кроме того, на фабрике выпускались стандартные этнографические группы и домашние животные. В '''1878-79''' гг. русское правительство резко снизило ввозной таможенный тариф, многие частные фарфоровые заводы, в том числе производство Гарднера, стали испытывать серьезные затруднения со сбытом продукции. В результате разногласий в семье Гарднеров произошел раздел имущества. В '''1880'''-х гг. на заводе все еще продолжается активный выпуск фарфоровой продукции, изделия расходятся по азиатским и русским рынкам, но предприятие работает уже по инерции: в то время как керамическая техника в Европе совершенствуется, в Вербилках все остается по старому. В '''1892''' году владелица завода''' Е.Н. Гарднер''' продает его '''М. Кузнецову.''' '''Клейма завода''' [[Файл:клеймо1.jpg|100px|center]] <center>Синяя надглазурная или подглазурная. 1770-1780гг. [[Файл:клеймо2.jpg|100px|center]] Синяя подглазурная латинская "G" 1770-1790гг. [[Файл:клеймо3.jpg|100px|center]] Синяя подглазурная "G". Часто в сочитании с знаками в тесте, цифрами или точками 1800-1830гг. [[Файл:клеймо4.jpg|100px|center]] Оттиск подглазурный в тесте в виде герба Москвы и надписи "ГАРДНЕРЪ" 1830-1850гг. [[Файл:клеймо5.jpg|100px|center]] Оттиск в бисквите герба Москвы инадпись "ГАРДНЕРЪ". Часто в сочитании с цифрами в тесте, обозначающими номер модели. 1850-1890гг. [[Файл:клеймо6.jpg|100px|center]] Печатная по бисквиту или надглазурная трех цветов: оранжевого, красного, темно-красного, в виде двуглавого орла с надписью "ФАБРИК ГАРДНЕРЪ въ Москве". Ставилась на изделиях после перехода фабрики к М.С. Кузнецову. 1870-1890гг. [[Файл:клеймо7.jpg|100px|center]] Соединение двух марок 1870-1890гг. [[Файл:клеймо8.jpg|100px|center]] Соединение двух марок 1880-1890гг. [[Файл:клеймо9.jpg|100px|center]] Соединение двух марок 1880-1890гг. [[:Категория:Фарфоровый завод Гарднера|'''Продукция завода''']] [[Категория:Фарфоровые заводы]]
Возврат к странице
Фарфоровый завод Гарднера
.
Личные инструменты
216.73.216.62
Обсуждение для этого IP-адреса
Зарегистрировать нового участника
Представиться системе
Пространства имён
Статья
Обсуждение
Варианты
Просмотры
Чтение
Просмотр
История
Действия
Поиск
Навигация
Главная
Случайная статья
О проекте
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Спецстраницы