Просмотр исходного текста страницы Фарфоровая мануфактура Клостер-Фейльсдорфа
Перейти к:
навигация
,
поиск
Основана в '''1760''' году, по своему художественному значению занимала особенное место. В отличии от других фарфоровых производств Тюрингии, принадлежавших частным предпринимателям, фейльсдорфская фабрика находилась во владении основавшего ее представителя правящей династии - принца Фридриха-Вильгельма-Евгения из дома Саксен-Хильдбургхаузенов. Успеху в организации мануфактуры способствовали его предприимчивость, разносторонние знания и, по видимому, знакомство с основами фарфорового производства в Копенгагене, где он жил некоторое время, находясь на службе в датской армии. В '''1765''' году принц Евгений получил большие привилегии на земельные угодья, сырье, топливо, водные ресурсы от старшего брата - владетельного герцога '''Эрнста-Фридриха Хильдбургхаузена''', разорившего страну непомерной расточительностью и, очевидно, рассчитывавшего получить определенную долю доходов от основанной в его владениях фарфоровой мануфактуры. Несмотря на все познания, незаурядные способности и большую енергию Евгения, фарфоровая мануфактура - его любимое детище, - во всех делах которой он принимал самое деятельное участие, терпела убытки; до конца своей жизни Евгений так и не смог выплатить долги. Высокий художественный уровень фейльсдорфских изделий и связанные с этим большие расходы в значительной степени отражались на ценах, а это, в свою очередь, снижало спрос на продукцию мануфактуры. Сохранилось множество документальных свидетельств того, что Фейльсдорфская мануфактура не могла успешно конкурировать с другими предприятиями Тюрингии, в частности с Лимбахом. В условиях постоянной борьбы за существование финансовое положение Фейльсдорфской мануфактуры все время ухудшалось. В '''1791''' году она была сдана в аренду, а в '''1795''' году умер ее основатель - принц Евгения, в '''1797''' году герцогская комиссия продала мануфактуру за 15000 флоринов владельцам лимбахской фабрики - сыновьям Готхельфа Грейнера и фирме Фридриха-Христиана Грейнера в Рауэнштейне. С первых дней существования Фейльсдорфская мануфактура выпускала первоклассную пластику, посуду и множество разнообразных изделий - вазы, настольные украшения, подсвечники, чернильницы, табакерки, набалдашники для тростей и т. п. Среди живописцев, имена которых сохранились в платежных ведомостях, особо выделялся талантливый '''[[Готфрид-Теодор Делль]]''' (Gottfried Theodor Doll) - сын управляющего мануфактурой и брат скульптора [[Фридриха-Вильгельма-Евгения Делля]]. На некоторых расписанных им вещах - посуде, фигурах - имеется его инициал. С особым мастерством выполнял Делль росписи с цветами и фруктами; очень своеобразны его "благоухающие", свободно разбросанные букеты с мягко написанными, отличающимся особой бархатистостью, крупными цветами. В такой манере исполнен подносик; Деллю приписывается и роспись фигур, одежду которых украшают мелкие цветочные гирлянды. Бесспорными работами этого живописца являются разные предметы из сервиза с птицами среди цветочных гирляндщ; один такой образец имеется в собрании Эрмитажа. Пластика '''Фейльсдорфа''' представлена весьма значительными работами. Один из первых известных нам модельеров - Венцель Ней (Wenzel Neu). Он работал на мануфактуре с '''1763''' по '''1767''' год. Ему пренадлежат: серия "Итальянская комедия", фигуры из серии "[[Четыре стихии]]", "[[Семь планет]]" и некоторые из наиболее ранних моделей Фейльсдорфа, например, пастушка, играющая на свирели. Интересны работы ученика [[Венцеля Нея - Фридриха-Вильгельма-Евгения Делля]] (Friedrich Wilhelm Doll), впоследствии придворного скульптора в Готе. По его моделям исполнены некоторые фигуры из серии "[[Народы Леванта]]" (Турецкий двор), уникальной по количеству имеющихся в Эрмитаже фигур. Из мастеров тюрингской фарфоровой пластики наиболее известен скульптор и живописец [[Франц Котта]] (Franz Kotta), работавший в Фейльсдорфе, Фолькштедте, Гроссбрейтенбахе. В собрании Эрмитажа хранятся выполненные по его моделям фигуры - персидский царь Кир из серии "[[Четыре монархии]]", маленькая фигурка Помоны - "[[Осень]]" и другие. Все образцы пластики, одни - экспрессивные и динамичные, другие - более статичные, при всем разнообразии тематики отличаются замкнутостью силуэта и лаконичностью плавных линий, составляющих особенность изделий Фейльсдорфа. <center>'''Клейма''' [[:Категория:Фарфоровая мануфактура Клостер-Фейльсдорфа|'''Продукция''']] [[Категория: Фарфоровые заводы]]
Возврат к странице
Фарфоровая мануфактура Клостер-Фейльсдорфа
.
Личные инструменты
Зарегистрировать нового участника
Представиться системе
Пространства имён
Статья
Обсуждение
Варианты
Просмотры
Чтение
Просмотр
История
Действия
Поиск
Навигация
Главная
Случайная статья
О проекте
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Спецстраницы