Просмотр исходного текста страницы Стеллецкий Дмитрий Семёнович
Перейти к:
навигация
,
поиск
[[Категория:Художники-фарфористы]] 1(13) января 1875 (Брест-Литовск Гродненской губ., ныне Брест, Беларусь) – 12 февраля 1947 (Сент-Женевьев-де-Буа, под Парижем). Живописец, скульптор и иконописец. Сын военного инженера. В 1896 поступил на архитектурное отделение ИАХ в С.-Петербурге, с 1897 учился на скульптурном отделении у Г. Р. Залемана и В. А. Беклемишева. В 1903 получил звание скульптора-художника за группу «Узники». В 1904 посещал академию Р. Жюльена в Париже. В 1903–1913 жил в С.-Петербурге. Путешествовал по старым русским городам и монастырям, изучал древнерусское искусство. Посещал Западную Европу, вместе с Б. М. Кустодиевым побывал в Италии (1907). Писал маслом и темперой картины, стилизованные в духе иконописи и древнерусской миниатюры: «Соколиная охота», «Tempi Passati», «Девицы» (1905), «Сражение» (1906), «Иоанн Грозный» (1910), сюита из четырех панно – «Заря» («Цветы»), «Полдень» («Заботы»), «Вечер» («Песни») и «Ночь» («Покой»). Создавал скульптуры из раскрашенного гипса и дерева: «Иоанн Грозный на охоте» (1905), «Гусляр» (1908), «Знатная барыня» (1909), скульптурные портреты Б. В. Анрепа, Леонардо да Винчи (1906), А. Я. Головина (1908–1909), О. О. Преображенской (1911–1912), В. А. Серова (1913), Э. Ф. Направника (1913). Занимался мелкой декоративной пластикой и художественным фарфором. Создал рукописный текст и иллюстрации к «Слову о полку Игореве» (1900–1906), которые по рекомендации В. А. Серова приобрела Третьяковская галерея. Вместе с художником В. А. Комаровским создал иконостас для церкви в имении графа Медема под г. Хвалынском Саратовской губ. (1911–1913) и фрески для церкви Сергия Радонежского на Куликовом поле (1913–1914). Исполнил эскизы декораций к драме А. К. Толстого «Царь Федор Иоаннович» для Александринского театра (1908–1909) и опере «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова для Мариинского театра (1910); участвовал в оформлении оперы «Псковитянка» Н. А. Римского-Корсакова для «Русских сезонов» С. П. Дягилева (1909). Участвовал в выставках: Общества им. Леонардо да Винчи (М., 1906), Нового общества художников (СПб., 1906 и 1907), СРХ (ежегодно в 1907–1913; член СРХ с 1910), общества «Мир искусства» (СПб., 1906; СПб.; М., 1911–1913; член общества с 1912), «Салоне» С. К. Маковского (СПб., 1909), Выставке русского искусства в парижском Осеннем салоне (1906), Балтийской выставке в Мальмё (Швеция, 1914), Международной выставке печатного дела и графики в Лейпциге (1914) и др. В 1911 провел персональную выставку в редакции журнала «Аполлон». В начале Первой мировой войны оказался в Париже, где изучал романское искусство. В Россию не вернулся. В 1916 исполнил графические портреты солдат и офицеров Русского экспедиционного корпуса в Шампани; расписал для корпуса походную церковь. В 1920-х построил дом-мастерскую «Крыша» в Ля-Напуле, близ Канн (разрушена после его смерти). Чтобы заработать средства для строительства, расписывал виллы и особняки на французской Ривьере. В Ля-Напуле писал в летних лагерях портреты членов Национальной юношеской организации «Витязи», создал несколько надгробных памятников, исполнил керамические скульптуры. Много лет отдал созданию 2-го варианта иллюстраций к «Слову о полку Игореве» (закончил в 1928; утеряны незадолго до смерти). Продолжал писать стилизованные картины на русские сюжеты. Эпизодически обращался к сценографии: исполнил декорации к сказке-балету А.А. Эйхенвальда «Иван-царевич» в театре «Гамаюн» (1925), балетной сцене «Русская свадьба» на музыку М. И. Глинки к опере «Руслан и Людмила»; в 1926 оформил премьерный спектакль театра Н. Ф. Балиева «Летучая мышь». Участвовал в выставках русских художников в Венеции (русский отдел на ХII Международном бьеннале, 1920), Париже (группа «Мир искусства»: галерея La Boёtie и Осенний салон, 1921; Devambez, 1921; d’Alignan, 1931; La Renaissance, 1932), Нью-Йорке (1924), Питтсбурге (1926, русский отдел), Брюсселе (1928), Белграде (1930), Уилмингтоне (1932), Праге (1935), Лондоне (1935). Провел персональную выставку в парижской галерее Mary-Elisabeth (1931; фронтовые рисунки 1916 года). В 1925 стал одним из учредителей общества «Икона» (с 1927 – член Совета общества), постоянно участвовал в выставках общества. Возглавлял работы по росписи храма Сергиева подворья (ноябрь 1925 – декабрь 1927). Автор иконостаса храма (110 икон; лики на иконах исполнила кнг. Е. С. Львова), наиболее крупного в храмах Русского зарубежья. В 1928 написал иконы для иконостаса храма Знамения Божией Матери в Париже (совм. с кнг. Е. С. Львовой). В 1930-е расписал походный храм для организации «Витязи» в Лаффрей в Альпах и домовую церковь св. Николая Чудотворца для Н. Д. Семенова-Тян-Шанского (завершен в 1940; в настоящее время находится в церкви св. Петра и Павла под Парижем), исполнил иконостасы в храме Сен-Рафаэля (деп. Вар) и русской церкви в Гренобле. Писал иконы для храмов Ментоны, Марселя, Болгарии и Югославии; работал по частным заказам. В 1926–1930 преподавал монументальную и религиозную живопись в Русском художественно-промышленном институте в Париже. В 1933 вошел в секцию художников Союза деятелей русского искусства во Франции. Помог организовать Русский культурно-исторический музей в Праге, передал ему ряд работ, исполнил заставки к каталогу музея. В 1937 в Риге вышла книга «Русские народные частушки» с его иллюстрациями. В 1942 поступил в старческий дом в Сент-Женевьев-де-Буа. В последние годы почти ослеп. Похоронен на местном кладбище.
Возврат к странице
Стеллецкий Дмитрий Семёнович
.
Личные инструменты
216.73.216.229
Обсуждение для этого IP-адреса
Зарегистрировать нового участника
Представиться системе
Пространства имён
Статья
Обсуждение
Варианты
Просмотры
Чтение
Просмотр
История
Действия
Поиск
Навигация
Главная
Случайная статья
О проекте
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Спецстраницы