Просмотр исходного текста страницы Руанский фаянс
Перейти к:
навигация
,
поиск
[[Категория:фарфор]] [[Файл:File 15.jpg|200px|left]] Мы уже знаем, что в Руане в XVI веке работал замечательный мастер [[Массео Абакан]], творчество которого без прямых предшественников оставалось и без настоящих последователей. После Абакана мы теряли почти на целое столетие след руанского производства, и когда мы его вновь встречаем во второй половине XVII века, его преобразование под влиянием французской среды уже завершилось. В 1644 г. [[Никола Пуарель]] получил на пятьдесят лет исключительное право на изготовление и продажу [[История фаянса|фаянса]], которое он вскоре уступил некоему [[Эди Потера]]. Последний, по видимому, действительно, открыл фабрику, так как сохранились образцы, помеченные „faict a Rouen 1647“. Перейти к: навигация, поиск Фаянсовое производство столицы Нормандии развивалось чрезвычайно быстро, и одно время в ней конкурировали друг с другом восемнадцать фабрик. Самые ранние руанские изделия, выдержанные в синем, напоминают еще итальянские [[История фаянса|фаянсы]] Невера, но очень скоро эти итальянские неверские реминисценции исчезают, и их место занимает чисто французский специально „руанский стиль", ставший постепенно предметом подражания не только во Франции, но и за границей. Невер никогда не мог вполне освободиться от чужеземных влияний, и его иногда, действительно, прелестные букеты только наполовину французские, в них всегда чувствуется вкус восточного натурализма. Руанский [[История фаянса|фаянс]], напротив, быстро освободился от всяких чужеземных влияний и выработал свой собственный своеобразный стиль. В основу руанского [[Орнамент|орнамента]] положен завиток, букеты же являются не чем иным, как подробностями общей орнаментации. Богатые и сложные на первый взгляд бордюры в виде орнаментации гирлянд, кружевных узоров и особенно характерных ламбрекенов, составлены обыкновенно только из одного или двух чередующихся мотивов, острия которых выдвигаются радиально к центру блюда, занятому центральным орнаментом, в виде розеток, головок, корзинок с цветами и т. п. Это знаменитый, типично руанский, так называемый „лучистый стиль" (style rayonnant). Склонность руанских мастеров к симметрии сказывается в занимающих центр корзинках с цветами, в которых цветы расположены, обыкновенно, в строго симметричном порядке. Наряду с лучистым стилем, с течением времени, стал, понятно, применяться и целый ряд других орнаментальных украшений. В общем лучистый стиль типичен для ранних руанских изделий. Позднее, около 1700 года, появились замечательные украшения, напоминающие кованные железные решетки, так называемые decor a la feronnerie. Самый замечательный образец этого стиля - сервиз, исполненный по заказу '''Франсуа-Анри Монморанси''', герцога Люксембургского, занимавшего с 1690-95 г. пост губернатора Нормандии (отдельные сохранившиеся предметы этого сервиза в музее Клюни в Париже). Часто встречающиеся на руанских [[История фаянса|фаянсах]] гербы доказывают, что они исполнялись для аристократии и вообще для высших классов, тогда как неверский [[История фаянса|фаянс]], на котором гербы никогда не встречаются, служил скорее для обыденного употребления средних классов. Руанский [[История фаянса|фаянс]] с раннего времени однотонен, причем господствует синий цвет. Затем, в последние годы XVII столетия появился красный цвет, который долгое время оставался секретом руанских мастеров. Особую, типичную для Руана группу составляют блюда и тарелки с ярко желтым фоном, на котором чрезвычайно эффектно выделяются темно-синие, почти черные тонкие арабески, обрамляющие центральный медальон с довольно примитивно, но очень живо и уверенно нарисованными амурами. Другие блюда, вызывающие в нас какие-то смутные воспоминания о родосских полу-фаянсах, украшены белыми и желтыми цветами на темно-синем фоне. В середине XVIII в. оказалось сильное влияние стиля [[Рококо|рококо]], нарушившее прежнюю строгую симметрию декоративного [[Орнамент|орнамента]]. Из орнаментальных мотивов особенно часто стали применяться факелы, стрелы и колчаны, из которых составился так называемый „колчанный узор" (decor au carquois). Последним декоративным изобретением руанских мастеров был так называемый decor a la согпе, пользовавшийся огромным успехом и состоящий из рогов изобилия, наполненных чудесными цветами. Кроме того, цветы разбрасывались еще по всей поверхности предмета, а между ними изображались бабочки и насекомые. Но в этих последних изделиях, которыми нас восхитил Руан, фантазия его мастеров уже начинает застывать, а краска грубеть. Помимо орнаментальной живописи в Руане применялась иногда и фигурная, но она представляет лишь единичные попытки отдельных мастеров или мастерских. Так, около 1725 года Пьер Шапелл исполнил доску к столу с гербом Франции и изображением богини Дианы во время купанья (в музее Клюни). Два других художника [[Клод Борн]] и [[Лэлэ]] украшали свои [[История фаянса|фаянсы]] фигурами, но ценность их работ заключается исключительно в их редкости. В конце XVIII века фаянсовое производство столицы Нормандии в непосильной борьбе с [[История фарфора|фарфором]], ставшим излюбленным материалом времени, погасло, чтобы вновь возродиться во второй половине XIX в. Старый руанский [[История фаянса|фаянс]] очень тяжел, имеет замечательно полный звон, а [[Глазурь|глазурь]] его слегка синеватого или зеленоватого оттенка, покрыта обыкновенно сетью мелких трещин. Стенки сосудов очень толстые и во всяком случае значительно толще Дельфта. Новый руанский [[История фаянса|фаянс]] (старые залежи глины исчерпаны) звучит глухо и отличается хрупкостью и ломкостью. Поразительно богатство форм руанской фабрики: кроме столовых сервизов, солонок, сахарниц, судков для перца, масла и горчицы, всякого рода кружек, бутылок и флаконов изготовлялись печки, камины, различные вазы, от самых маленьких до самых огромных размеров, так называемые попурри (Pot-pourri) - вазы для курения с ажурными крышками, ставшие в эпоху знаменитых фавориток маркизы Помпадур и графини дю-Барри необходимой принадлежностью всякого будуара, - лампы, подсвечники, фонари, миниатюрная игрушечная мебель, табуреты, рамки для картинок и зеркал, аптечные кружки, для сидра особенные кружки с именем владельца и изображением святого, доски для шахматной игры, весы, поддерживаемые аллегорическими фигурами, глобусы, циферблаты для солнечных часов, надгробные плиты, грелки для ног и рук, терки для табака, статуэтки, бюсты, садовая [[Скульптура|скульптура]] в виде львов и собак и еще сотни других вещей, которые обыкновенно из [[История фаянса|фаянса]] не выделываются, как, например, лестница из замка Юрфе (Urfe), находящаяся ныне в Лувре. Большинство руанских [[История фаянса|фаянсов]] снабжено марками, которые, однако, еще далеко не все выяснены. Так как масса французских заводов и многие заграничные подражали руанским изделиям, то отличить подлинный руанский [[История фаянса|фаянс]] от его имитаций, нередко высокого художественного достоинства, довольно трудно. Большинство марок относится ко второй половине XVIII в., лучшие изделия раннего периода анонимные. В духе Руана работали почти все фабрики Нормандии и граничащих с ней северо-французских областей. Наибольшую самостоятельность проявили Сен-Сени и Кэмпэр, которым временами удавалось высвободиться из под влияния Руана и проявить собственное художественное лицо.
Возврат к странице
Руанский фаянс
.
Личные инструменты
216.73.216.81
Обсуждение для этого IP-адреса
Зарегистрировать нового участника
Представиться системе
Пространства имён
Статья
Обсуждение
Варианты
Просмотры
Чтение
Просмотр
История
Действия
Поиск
Навигация
Главная
Случайная статья
О проекте
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Спецстраницы