Просмотр исходного текста страницы Песочненская фаянсовая фабрика
Перейти к:
навигация
,
поиск
[[Категория:фарфоровые заводы]] В '''1899''' г. фабрику арендовало, а в марте '''1911''' г. приобрело ее в полную собственность [[Фабрика М.С. Кузнецова|Товарищество М.С. Кузнецова]], определявшее развитие русской фарфорово-фаянсовой промышленности в конце '''XIX''' начале '''XX''' вв... В первые годы '''XX''' века на фабрике началась и продолжалась вплоть до национализации в феврале '''1919''' г. реконструкция производства по основным и вспомогательным цехам, превратившая ее в современное предприятие. Значительно увеличились объемы производства: к '''1914''' г. выпускалось уже более 3 млн. штук изделий на сумму до 500 тыс. рублей. В прейскуранте фабрики на '''1914''' г. значилось несколько сот наименований, а всего различных фасонов и величин изделий выпускалось 2900. Одних только многопредметных сервизов на 12 и 6 персон до десятка: столовый, чайный, кукольный гладкий и граненый, детский и др... Расширялся ассортимент посуды: кувшины, миски, салатницы, масленки, компотницы, фруктовницы, соусники, горчичницы, сухарницы, блюда круглые и вытянутые, лотки, доски сырные, конфетницы, подстаканники, судки, кружки, поддоны, приборы фруктовые, рыбные, картофельные. Учитывая рыночную конъюнктуру, '''Песоченская фабрика''' выпускала многообразные [[История керамики|керамические]] предметы для бытовых нужд: рамки фотографические, бутылки, подсвечники восьми фасонов, пепельницы, цветники с поддонами, папиросницы, визитницы, градусники, коробки, приборы умывальные и туалетные, мыльницы, вазы для цветов и зонтов, ведра, стаканы для перьев, рукомойники, чернильницы, циферблаты для настенных часов, бонбоньерки (коробки для конфет) и другие изделия. Сильной стороной песоченского [[История фаянса|фаянса]], как и всего кузнецовского [[История фарфора|фарфора]] и [[История фаянса|фаянса]], был обильный и разнообразный декор изделий при высочайшем их качестве. В результате работы на протяжении десятилетий сотен мастеров-живописцев и отводчиков золотом определились устойчивые виды декора песоченских изделий: белый, отводка красным или золотом, ленты с золотом и без него, печать штампом по утельному черепку, пульверизаторская тень на 2-3 краски, трафарет, крытье с золотом, живописная разделка. Живописная разделка состояла в украшении изделий различными стилизованными элементами и композициями из растительного и реже геометрического орнамента. Такой орнамент в [[История керамики|керамическом]] обиходе назывался «агашки», а мастериц называли «агашечницами», «живописками», «Агафьями». Вот имена некоторых мастериц-живописцев (по документам 1917 г.): [[Аграфена Ермакова]], [[Александра Курочкина]], [[Аграфена Пантюхова]], [[Анна Лагузина]], [[Ольга Ипатова]],[[ Ольга Кирютина]], [[Анна Циркина]], [[Матрена Твердюкова]], [[Дарья Егоренкова]], [[Евгения Туркина]], [[Елена Орехова]], [[Анастасия Семянищева]], [[Анастасия Обухова]], [[Федосья Ахова]], [[Александра Бориванова]], [[Елена Макарова]] и др... Среди мастеров живописного цеха было 27 мужчин, остальные - женщины. Мастерами художественного [[История фаянса|фаянса]], которые расписывали индивидуальные, штучные изделия - медальоны, вазы, пасхальные яйца и другие - были в первой трети XX века [[Андриан Матвеевич Переборщиков]], [[Михаил Иванович Снопов]], [[Василий Алексеевич Куприанов]], [[В.М. Лабковский]]. Скульптором, а в '''1920'''-х гг. заведующим скульптурным отделением был [[Иван Спиридонович Бессмертнов]]. Ручная живописная разделка, кроме «агашки», состояла из следующих типов: прозолоть, манер, полнутра, и отличалась друг от друга белым или цветным фоном, золотой лентой по краю изделий и другими незначительными отличиями. В первые годы XX в. на '''Песоченской фабрике''' стала применяться декольмания, то есть наклейка на изделия живописных сдвижных картинок, что позволяло имитировать в значительных масштабах старый художественный [[История фарфора|фарфор]]. В кузнецовский период в Песочне стал широко выпускаться художественный [[История фаянса|фаянс]]: медальоны 15 различных фасонов с лепниной, росписью и деколью, бюсты трех фасонов, камерные настольные скульптуры животных, пасхальные яйца и др., что стало заметным явлением русской художественной [[История керамики|керамики]]. В '''1920-1930'''-е гг. на фабрике было создано немало произведений агитационного [[История фаянса|фаянса]] - медальонов, чашек, бокалов и ваз с сюжетной живописной росписью и агитационными текстами. Предположительно, их авторами также были [[A.M. Переборщиков]], [[М.И. Снопов]], [[М.А. Александров]]. В ограниченных объемах, но все же продолжалось изготовление мелкой пластики, в частности, была выпущена партия камерной скульптуры – бюсты артистов ([[Качалов]], [[Москвин]], [[Мейерхольд]]) в шаржированном изображении [[Кукрыниксов]]. Вторая половина '''XX''' в. на '''Кировском заводе стройфарфора''' в выпуске художественного и утилитарного [[История фаянса|фаянса]] и [[История фарфора|фарфора]] отмечена творчеством выдающегося художника-керамиста [[Евгений Сергеевич Никитин|Евгения Сергеевича Никитина]] ('''1929-1992'''), который за сорок пять лет работы на заводеразработал форму и эскизы росписи сотен изделий. Ряд этих изделий завод производил десятилетиями, например, бочата для солений и воды, наборы для питья, салатники т.п.. Многие тысячи вещей [[Евгений Сергеевич Никитин|Е.С.Никитин]] расписал сам в художественном авторском исполнении. Неоднократно в художественном декорировании изделий, особенно заказанных к памятным датам, он использовал приемы, отработанные в агитационном [[История фарфора|фарфоре]], - тексты и даты, сложные сюжетные композиции, насыщенное цветовое звучание и др.. В '''1990-'''е гг. в серийное производство были внедрены новые образцы изделий, разработанных художниками производственно-коммерческой фирмы «Фарфор» [[О.И. Лукашевой]], [[С.П. Кадышкиной]], [[Е.Н. Чуриловым]], а также директором фирмы [[В.К. Иванюхиным]]и гипсомоделыциками [[Е.Е. Ермиловым]] и [[С. Воскресенским]]. Это различные фасоны ваз для цветов, цветники, графины, кувшины, наборы питьевые, бульонницы, блюда, набор для заливного, а также скульптуры «[[Глухарь]]» (настольная) и «[[Собаки бассет и ризеншнауцер]]» (настольные), подсвечники и сувениры-скульптуры малых форм. Ежегодно указанными мастерами, а также художниками Андреем Махровым, Еленой Бурносовой, Мариной Степичевой, Надеждой Доносовой, Ольгой Горош, Юлией Драницыной расписываются пейзажными и сюжетными композициями многие десятки напольных и настольных ваз, имеющих повышенный спрос на художественном рынке России. Особо следует отметить производство знаменитых изящных сухарниц четырех фасонов, изготавливаемых вручную мастерицами-плетельщицами, чье мастерство передается из поколения в поколение вот уже более столетия. Традиционно выпускаемые в трех разделах - живописной, золото с кобальтом, золото с белым - эти изделия убедительно свидетельствуют как о глубоких традициях художественности и высокого вкуса, так и о преемственности навыков ремесла в художественном кировском промысле. С созданием в октябре '''1994''' г. дочернего предприятия - ООО '''ПКФ''' «'''Фарфор'''» в Кирове возобновлено производство изделий по образцам кузнецовского [[История фаянса|фаянса]] начала '''XX''' в., чья классическая простота и ясность форм уже давно сделали их «золотым» фондом отечественного декоративно-прикладного искусства. На сегодняшний день фирма производит более 100 видов изделий, большинство из которых декорированы рисунками и композициями в технике ручной росписи. Ограниченное употребление в декоре имеет деколь, а также штамп и трафарет. '''ПКФ''' «'''Фарфор'''» имеет статус предприятия народных художественных промыслов, присвоенный ему решением художественно-экспертного совета при администрации Калужской области '''13''' июля '''1997''' г.. В связи с изменением правовых норм этот статус был подвержен кировской фирме Министерством промышленности, науки и технологий РФ 17.12.2001 г. Одновременно были зарегистрированы образцы 91 изделия, производимых фирмой, в традициях кузнецовского [[История фарфора|фарфора]] признанного художественного достоинства. За полтора века производства на Кировском заводе стройфарфора (до '''1936''' года - '''Песоченская фаянсовая фабрика''') изделий художественного и утилированного [[История фарфора|фарфора]] и [[История фаянса|фаянса]], возникла и постоянно развивается устойчивая традиция в выработке новых форм на основе использования достижений художественной отечественной [[История керамики|керамики]], а также выработаны и совершенствуются определенные виды декорирования изделий, что позволяет отнести производство художественного и бытового (посудного) [[История фарфора|фарфора]] фирмой «Фарфор» ЗАО «Кировский стройфарфор» к народному художественному промыслу, имеющему живительные корни и динамично развивающемуся в современных условиях. При количестве работников в 120 человек, фирма в 2002 г вышла на уровень производства в 420 тыс.шт. изделий, или 15 млн. рублей. Вместе с тем, сохранившиеся в коллекциях Кировского историко-краеведческого и других музеев, предметы песоченского [[История фарфора|фарфора]] ([[История фаянса|фаянса]]) XIX-XX вв. представляют собой интересные памятники русской художественной [[История керамики|керамики]] и в этом качестве составляют самостоятельный раздел историко-культурного наследия Песоченского (Кировского) края. Что касается перспектив развития художественного промысла, то они весьма радужны: спрос на кировские фарфоровые изделия устойчив, склады фирмы и товар распределяется по заказам на несколько месяцев вперед. Однако для того, чтобы предприятию не числиться, а быть действующим народным промыслом, необходимо в год запускать в серийное производство хотя бы 5-7 новых форм изделий. А так как этой работой - разработкой новых изделий и производством опытных образцов - занимаются по преимуществу указанные выше художники, полностью загруженные росписью сюжетных и пейзажных композиций на вазах и других изделиях, то по этой и ряду других причин обновление и расширение товарного ассортимента в фирме идет очень медленно, не поспевая за изменчивыми вкусами покупателей. Вместе с тем, насущными являются художественные поиски не только новых форм, но и новых образцов декора, увеличение сюжетного разнообразия орнаментальных элементов и композиций, создание мелкосерийных изделий с тематической росписью. Да и в целом, принятие фирмой «'''Фарфор'''» на себя звания преемника традиций кузнецовского [[История фарфора|фарфора]] налагает на современных производителей обязательство повышать «планку» художественности и творчески использовать достижения художников-керамистов советского времени, в первую очередь, [[Евгений Сергеевич Никитин|Е.С. Никитина]]. '''Клейма завода''' ---- [[Файл:песоч.jpg|200px|center]] <center>'''1860-1880'''-е гг. Герб '''С.И. Мальцова''' [[Файл:Песоч2.jpg|200px|center]] '''1870-1880'''-е гг. Герб '''С.И. Мальцова''' [[Файл:Песоч3.jpg|200px|center]] '''1875-1895''' гг. Герб '''С.И. Мальцова''' [[Файл:песоч1.jpg|200px|center]] '''1885-1894'''гг. [[Файл:песоч4.jpg|200px|center]] <center>'''1894-1899'''гг. Герб России. '''Акционерное общество'''. [[Файл:песоч5.jpg|200px|center]] '''1894-1899'''гг. Герб России. '''Акционерное общество.''' [[Файл:песоч6.jpg|200px|center]] ''' 1919-1927'''гг. Трест "'''Государственные Малцовские заводы'''" [[Файл:песоч7.jpg|200px|center]] '''1927-1935'''гг. '''Кировский фаянсовый завод'''. [[Файл:песоч8.jpg|200px|center]] ООО "'''ПКФ ФАРФОР'''" [[:Категория:Песочненская фаянсовая фабрика|'''Продукция завода''']]
Возврат к странице
Песочненская фаянсовая фабрика
.
Личные инструменты
Зарегистрировать нового участника
Представиться системе
Пространства имён
Статья
Обсуждение
Варианты
Просмотры
Чтение
Просмотр
История
Действия
Поиск
Навигация
Главная
Случайная статья
О проекте
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Спецстраницы