Просмотр исходного текста страницы Павленко-Черниченко Галина
Перейти к:
навигация
,
поиск
(1919 - 2008) Первые уроки живописи юная мастерица получила от своей матери - народного мастера [[Прасковьи Николаевны Павленко]], который прожил 102 года и почти до последних дней не выпускала из рук кисти, создавая традиционные петриковские [[Орнамент|орнаментальные]] композиции. В составе группы мастеров-петрикивчан, возглавляемых [[Т. Патою]], 16-летняя Галина принимала участие в подготовке Первой республиканской выставки народного искусства, которая состоялась в Киеве в 1936 году, а впоследствии экспонировалась в Москве и Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). В Киеве она помогала [[Т. Пати]] расписывать интерьер библиотеки Музея русского искусства. Позже, уже в 1960-е годы, мастерица вместе с [[Г. Тимченко]] и [[В. Павленко]] выполняла витражи в помещении Музея украинского народного декоративного искусства (сохранились до настоящего времени). После освобождения Киева от немецких войск, Галину Ивановну приглашают в Киев и в 1944 году он приступает к работе на Киевском экспериментальном керамико-художественном заводе. Развивая традиции петриковской росписи в новых условиях, мастерица осваивает технологию и специфику работы на формах из [[История фарфора|фарфора]]. Творческие поиски в новом материале уже с первых работ приводят художницу к оригинальных композиционных решений, продуманных соотношений [[Орнамент|орнамента]] и фона. Вазы, чайные и кофейные сервизы отмечаются легким изысканным рисунком, ажурным плетением [[Орнамент|орнамента]], прозрачностью и тонким моделированием каждого мотива, ощущением материала (ваза [[«Калина»]], 1971 г., чайный [[сервиз «Вечерний»]], 1972 г.). Сочетание в творчестве Г. Павленко-Черниченко работы над [[История фарфора|фарфором]] и декоративными станковыми росписями приводит к взаимообогащению как одного, так и второго вида искусства. Сохраняя характерную для петрикивчан схему построения композиции в виде двух цветков, расположенных по диагонали, трех - треугольником, пяти и больше - на одной или нескольких стеблинах, напоминающие расцветший куст, мастерица постоянно создает новые формы, разнообразя растительные мотивы ([[«Зеленые сорняки»]],1960 г.; [[«Пионы»]], 1967 г.; [[«Сливки»]], 1970 г.). Применяя крупные, сочные, пластические мазки она, вместе с тем сохраняет традиционные петриковские принципы и методы наложения мазка («гребешочки», «зернышки», «орешек», «переходный мазок»). Много и вдумчиво работает мастерица и над колористическим решением своих композиций. Сочетание работы над росписями фарфоровых изделий и в станковой расписании способствовало появлению в ее графике новой цветовой гаммы: кроме красно-зеленой появились панно красно-синие, голубые, серые, зеленые или розово-фиолетовые. Особую роль в работах художницы играет белый фон бумаги или фарфорового изделия, особенно в ажурных плетениях на отдельных частях композиций с мелкими цветками, листьями, бутонами. Свидетельством мастерства художницы, ее высокой исполнительской культуры является и умение, в зависимости от сложности и размеров композиций, размещать декоративные мотивы на плоскости бумаги или форме фарфорового изделия так, что роспись не мешает восприятию конструктивной формы предмета. В ее композициях можно увидеть как небольшую птичку с скромным оперением на веточке с цветами или ягодами, так и пышно розквітчаного сказочной птицы, где оперение передается удлиненными, прекрасно заключенным по выпуклой форме фарфорового изделия орнаментальными элементами, напоминающими лепестки цветка или листочки. Уникальные произведения декоративного искусства, созданные художницей в течение жизни, занимают почетное место в собраниях музеев Украины и за ее пределами. Кроме того Г. Павленко-Черниченко много работала и над созданием высокохудожественных композиций для украшения различных предметов массового фарфорового производства: ваз, тарелок, чайных и кофейных сервизов, небольших сувенирных изделий. Г. Павленко-Черниченко ушла из жизни 2 февраля 2008 года, оставив нам большой художественное наследие. Высокохудожественные произведения, над которыми работала художница протяжении своей творческой жизни, несли и несут людям радость и счастье, давая ощущение большого эстетического наслаждения. Елена Шестакова Музей украинского народного декоративного искусства. [[Категория: Художники-фарфористы]]
Возврат к странице
Павленко-Черниченко Галина
.
Личные инструменты
216.73.216.10
Обсуждение для этого IP-адреса
Зарегистрировать нового участника
Представиться системе
Пространства имён
Статья
Обсуждение
Варианты
Просмотры
Чтение
Просмотр
История
Действия
Поиск
Навигация
Главная
Случайная статья
О проекте
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Спецстраницы