Просмотр исходного текста страницы Орлов Сергей Михайлович
Перейти к:
навигация
,
поиск
'''Сергей Михайлович Орлов''' родился '''14''' сентября '''1911''' г. в Петербурге. В '''1918''' г., спасаясь от голода, его семья переезжает в Вологду, где прошли детские и отроческие годы будущего художника. После окончания семилетки юноша поступает в железнодорожный техникум, здесь на его талант обращает внимание учитель рисования. В '''1925''' г. молодой человек приходит в частную художественную студию '''Юлии Ферапонтовны Лузан'''. Уже позднее в одном из писем '''Орлову''' она вспоминала те далекие годы: «Когда Вы заявились ко мне, то представляли из себя чистый лист бумаги, где написано было одно: «творить». Бывая часто в моей семье, видя людей образованных, их манеры, разговоры, Вы понемногу вклинивались в тот круг, который был необходим для роли, уготованной Вам судьбой. Я всегда понимала и отмечала Вашу одаренность, силу и творческую неугомонность. Это приходилось отмечать после каждого этюда, пейзажа или натюрморта, выполняемого легко, самобытно. И всегда Вы отмечали в натуре то, что оставалось незамеченным другими, работающими у меня по воскресеньям». Общение с человеком, обладавшим большой внутренней культурой, тонким художественным вкусом, прекрасным знанием отечественного и зарубежного искусства, какой была Ю.Ф.Лузан, не прошло бесследно для Сергея Орлова. И через годы, уже окончательно обосновавшись в Москве, он сохранил любовь и уважение к первому и единственному своему педагогу и к Вологде, где осознал себя как личность и которую всегда считал своей родиной. В '''1929''' г. С.М.Орлов приехал в Москву с твердым намерением учиться, но поступить в художественный институт ему не удалось. Несмотря ни на что, он решил остаться в столице. Помощь пришла от сотрудников Музея [[История керамики|керамики]], которые оценили дарование юноши и помогли устроиться на работу в этот музей. Вскоре на практике, посещая [[Дмитровский фарфоровый завод]] (Вербилки) (бывший [[Фарфоровый завод Гарднера|Гарднера]]), он изучил все тонкости керамического производства. Творческий путь был выбран, дальше все зависело от него самого, а упорства и работоспособности Орлову было не занимать. Результат почти полувековой деятельности Сергея Михайловича – огромное творческое наследие: мелкая пластика, станковая и монументальная скульптура, живописные и графические произведения. Оценивая работы раннего периода и годов зрелости, невольно отмечаешь, какое большое значение в творчестве художника имели традиции национальной культуры: народная [[История керамики|керамика]], русский [[История фарфора|фарфор]] и [[История фаянса|фаянс]] конца '''XIX''' – начала '''XX''' в. Наверное, потому так любил Орлов работать в этих материалах, вводя в них цвет и обязательную сюжетную основу. Стоит вспомнить его первые пластические композиции: «[[Лесной разговор]]», «[[Драка]]», которые сам автор называл фантазиями или фантастическими шутками. В работах зрелого периода эти качества виртуозно выражены в пластической серии «[[Цирк]]». Его «клоунады » соединяли в себе меткий юмор, присущий народному искусству, и изысканность русского [[История фарфора|фарфора]] начала XX столетия. «'''Орлов''' – вдохновенный певец русской эпической былины и народной сказки. Его произведения проникнуты большой любовью и народной мудростью… увлекают полетом мысли, выразительностью и тонкостью проникновения в чарующий мир сказки». Эти слова всемирно известного скульптора С.Т.Коненкова посвящены композициям из фарфора: «[[Конек-Горбунок]]», «[[Илья Муромец и Соловей-Разбойник]]», «[[Золотая рыбка (ДФЗ)|Сказка о золотой рыбке]]» и многим другим, созданным художником с величайшей виртуозностью и мастерством в разные годы его творческой жизни. Нельзя не отметить тот факт, что делались они не традиционным способом формовки, а лепились непосредственно из фарфоровой глины, что до С.М.Орлова никто не делал. Так создавались уникальные, выполненные в единственном экземпляре произведения. К ним принадлежала и знаменитая «Сказка», подаренная американскому дипломату А.Гарриману в 1944 г. В.М.Молотовым без согласования с автором, прямо с выставки. Послевоенные годы нельзя назвать временем, благоприятным в развитии российской малой пластики. Утрата ею утилитарных функций, ориентация на статуарность приводят к развитию так называемой «кабинетной» скульптуры, повторяющей зачастую образцы монументальной пластики. Именно в этот период '''С.М.Орлов''', уже именитый художник (лауреат Государственной премии СССР за 1946 г.), реализует себя как скульптормонументалист. Он автор композиций для павильонов ВДНХ, Московского университета и метрополитена столицы. Опираясь на лучшие традиции мировой и отечественной классики, он создает памятники, ставшие не только органичной частью городского ансамбля, его стилистически и эмоционально организующим звеном, но вехами в истории развития монументальной скульптуры страны. В результате объявленного конкурса на памятник Юрию Долгорукому лучшим был признан проект Орлова. Работа над монументом началась летом '''1947''' г. и продолжалась в течение шести лет. 6 июня 1953 г. в торжественной обстановке состоялось открытие нового памятника, ставшего сразу одним из самых популярных монументов, украшающих нашу столицу. В 1954 г. скульптор был избран членом-корреспондентом Академии художеств СССР. Весной '''1955''' г. Орлову было предложено работать над памятником землепроходцу Афанасию Никитину. Скульптор сразу нашел удачное решение фигуры, изобразив Никитина в дорожном платье, с непокрытой головой, идущим спокойным и твердым шагом. Памятник был выполнен в небывало короткий срок – за три месяца – и явился очередной творческой удачей скульптора. Расположенный в центре города, на высоком берегу Волги, он организует всю прилегающую к нему часть набережной и является доминантой новой площади. Лауреат Государственной премии '''1946''' г., обладатель серебряной медали Всемирной выставки в Брюсселе (1958), Сергей Орлов в '''1968''' г. был удостоен звания народного художника РСФСР. Произведения мастера находятся в коллекциях крупнейших музеев нашей страны. Память о нем сохраняется и в Вологде. В 1990 г. здесь состоялась большая персональная выставка художника. В собрании Вологодской областной картинной галереи находятся графические и живописные произведения мастера, а также отдельные образцы его знаменитой фарфоровой пластики. [[Категория: Скульпторы-фарфористы]]
Возврат к странице
Орлов Сергей Михайлович
.
Личные инструменты
216.73.216.178
Обсуждение для этого IP-адреса
Зарегистрировать нового участника
Представиться системе
Пространства имён
Статья
Обсуждение
Варианты
Просмотры
Чтение
Просмотр
История
Действия
Поиск
Навигация
Главная
Случайная статья
О проекте
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Спецстраницы