Просмотр исходного текста страницы Модерн
Перейти к:
навигация
,
поиск
[[Категория: Фарфор]] '''МОДЕРН''' (франц. moderne – новейший, современный), принятое в России название стилевого направления в европейском и американском искусстве кон. 19–нач. 20 в. (во Франции – «ар нуво», в Германии – «югендстиль», в Италии – «либерти» и др.). Модерн был тесно связан с поэтикой символизма. Стиль проявился прежде всего в зодчестве и прикладных видах искусства (мебель, ткани, ювелирные изделия, посуда, рекламные изделия, плакат, книжная и журнальная графика). Ища вдохновения в мире чудес и сказочных фантазий, мастера модерна направили творческую энергию в те сферы, которые раньше не были затронуты высоким искусством, и прежде всего в создание самых будничных, повседневных предметов обихода. Для них не существовало мелочей; предметы быта перестали восприниматься только как утилитарные, превратившись в такой же объект эстетического восприятия, как картины и скульптуры. Художники стремились пересоздать по законам красоты всю жизненную среду человека: от ложки, пуговицы, дверной ручки до интерьера и архитектурного облика здания в целом. Поэтому, несмотря на свою недолговечность (всего 15–20 лет), модерн стал целой эпохой в истории культуры, внедрившись в быт не только элиты, но и широких слоёв общества. Теоретический фундамент модерна был заложен в Англии трудами Дж. Рёскина и У. Морриса, выдвинувшими утопическую идею преобразования жизни по законам красоты. Эта идея была с воодушевлением воспринята деятелями культуры разных стран ([[О. Редон]], [[М. Дени]], [[М. Клингер]], [[Ф. Ходлер]], [[М. А. Врубель]], [[В. Э. Борисов-Мусатов]], художники объединения «Мир искусства»). Созданная [[У. Моррисом]] фирма «Моррис и Ко» (1861), а затем мастерские «искусств и ремёсел» начали производить предметы в стиле модерн. Выполненные вручную выдающимися художниками уникальные изделия должны были противостоять обезличенной массовой фабричной продукции. Благодаря издававшемуся [[У. Моррисом]] журналу «The Studio» деятельность мастерских обрела мировую известность и стала образцом для подражания. Вскоре подобные предприятия возникли в Германии (в Дармштадте) и в России (в Абрамцево и Талашкино). Способствовали популяризации модерна и повсеместно издававшиеся журналы по искусству (в России – «Мир искусства», «Золотое руно», «Аполлон» и др.). Декоративно-прикладное творчество заняло главенствующие позиции и оказывало влияние на другие виды искусства ([[Э. Галле]], [[А. ван де Вельде]], [[Р. Лалик]], [[Ч. Макинтош]], [[Л. Тиффани]], [[С. В. Малютин]], [[В. М. Васнецов]], [[А. Я. Головин]], [[Е. Д. Поленова]]; изделия фирмы Фаберже). Именно в это время возник сам термин «декоративно-прикладное искусство». Небывалый подъём переживали плакат, книжная и журнальная иллюстрация ([[А. Муха]], [[А. де Тулуз-Лотрек]], [[О. Бёрдсли]], [[И. Я. Билибин]], [[Бенуа, Александр Николаевич |А. Н. Бенуа]], [[Лансере Евгений Евгеньевич|Е. Е. Лансере]]). Модерн претендовал на роль наследника всех художественных традиций прошлых эпох, не только Европы, но и Древнего Востока, Африки, Японии. Однако, в отличие от представителей эклектики, мастера модерна не копировали образцы искусства прошлого, а черпали в них мотивы и художественные приёмы, которые подвергались свободной интерпретации и становились органичным элементом современного искусства. Синтез всего предшествующего эстетического опыта значительно обогатил художественный язык модерна. Для модерна характерно обилие и разнообразие [[Орнамент|орнаментов]] и стремление превратить природные формы в узор. Любимыми орнаментальными мотивами были волна, цветок, узор павлиньего хвоста, изгиб лебединой шеи и т. п. В России были также популярны изображения обитателей Севера: оленей, белых медведей, тюленей (панно [[Коровин Константин|К. А. Коровина ]]для выставочных павильонов в Нижнем Новгороде, 1886, и Париже, 1900). Фигуры и предметы уподоблялись гибким растениям. Длинная, упруго изгибающаяся, охватывающая всё изображение неотрывная линия (т. н. «удар бича») стала отличительным признаком произведений в стиле модерн (ковёр с вышивкой в виде цикламена Г. Обриста, 1895; графика О. Бёрдсли, декор в зданиях В. Орта и Г. Гимара). О. Рёскин утверждал, что подобные линии ассоциируются «с жизнью и организмом», так как они подобны биологическим формам без сочленений и разрывов. Для зодчества модерна характерна асимметричная композиция, в которой соединяются разные по формам и масштабам объёмы; применение новых конструкций и материалов (в том числе металлических каркасов). В декоре фасадов используются гнутые железные полосы, витражи, узорные поливные керамические плитки («Майоликовый дом», в Вене, 1899, архитектор О. Вагнер; гостиница «Метрополь» в Москве, украшенная майоликовыми панно [[Врубель Михаил|Врубеля]] и [[Головина]], 1899–1903, архитектор В. Ф. Валькот). Новая тема в архитектуре модерна – жилой дом человека «среднего класса» (любителя искусств, коллекционера или художника), сопоставимый по своему эстетическому совершенству с дворцами прошлых эпох. В 1901 г. в Дармштадте состоялся конкурс на проект дома «любителя искусств», в котором победили английские архитекторы Чарльз Макинтош и Бейли Скотт. Подобные дома многие художники строили для себя. Большой известностью пользовался дом [[У. Морриса]]. В Москве архитектор А. И. Таманян построил дом для князя С. А. Щербатова (1911–13), который был признан лучшей современной городской постройкой. Интерьер со всеми деталями обстановки, вплоть до оконных рам и дверных ручек, стал рассматриваться как целостное художественное произведение («Павлинья комната» в Лондоне, 1877; проект Т. Джекилля, оформление Дж. Уистлера). Яркими образцами синтеза искусств стали Театр Елисейских полей (1911–13; архитекторы братья О. и Г. Перре), дом З. Г. Морозовой в Москве (1896, архитектор Ф. О. Шехтель). В [[Скульптура|скульптуре]] образы становятся более условными и отвлечёнными. Пристрастие модерна к живым органическим формам выразилось в стремлении создать ощущение текучей пластической массы, словно находящейся в процессе становления и обретающей законченную форму на глазах у зрителя ([[О. Роден]], [[А. Майоль]], [[А. Бурдель]], [[А. С. Голубкина]]). Значительно чаще стали использовать дерево и [[История керамики|керамику]] («Лесная серия» С. Т. Конёнкова, 1907). Мастера модерна часто прибегали к окраске [[Скульптура|скульптуры]]. Получила развитие пластика малых форм, предназначенная для украшения интерьера (статуэтки [[А. Майоля]], [[О. Родена]], [[Майолика|майоликовые]] изделия [[Врубель Михаил|Врубеля]] и фарфоровые статуэтки [[Сомов Константин Андреевич|К. А. Сомова]]). В живописи предвестниками модерна были [[П. Гоген]] и [[А. де Тулуз-Лотрек]]. На стилистику модерна оказало влияние японское искусство: характерная для него асимметрия, уплощённость пространства, особое значение пауз и пустот. Стиль воплотился в творчестве художников группы «Наби», Венского сецессиона, участников художественных объединений Берлина, Мюнхена, Дармштадта в Германии, [[Врубель Михаил|М. А. Врубеля]], мастеров «Мира искусства» и «Голубой розы» в России. Для их произведений характерны графичность, отточенность линии, узорно-орнаментальные композиции, локальные пятна цвета, отказ от передачи глубины пространства и световоздушной среды. Картины, изображавшие подчёркнуто условный, сказочный мир, стремились превратиться в монументально-декоративные панно (триптих [[Боннар Пьер|П. Боннара]] «Средиземное море»). Исчезло разделение видов и жанров искусства на высокие и низкие. Разочарование в позитивизме в философии и реализме в живописи привели к изменению круга сюжетов и тем. Не реальная жизнь, а мифологические, библейские, литературные сюжеты привлекали внимание художников («Похищение Европы» и «Одиссей и Навзикая» [[Серов Валентин|В. А. Серова]]; цикл панно «История Психеи» М. Дени). Мастера часто стремились воплотить в своих произведениях фантастическое, чудесное ([[Врубель Михаил||М. А. Врубель]]). Многие картины пронизаны бурной стихией чувств («Вихрь» [[Ф. А. Малявина]], «Крик» [[Э. Мунка]], 1893). Подчас в них эстетизируются зло и порок (образы [[А. де Тулуз-Лотрек]]а, К. Ван-Донгена, тема Демона у [[Врубель Михаил|Врубеля]]). Женские образы обольстительны и опасны, как «цветы зла», обрекающие на смерть и страдания («Саломея» [[О. Бёрдсли]], «Юдифь» [[Г. Климта]]). Расцвет переживает театрально-декорационное искусство, в котором добились триумфального успеха художники «Мира искусства». В рамках модерна существовало много разных направлений. Одним из них был [[Неоромантизм|неоромантизм]], стремившийся возродить стили прошлых эпох. В России в рамках [[Неоромантизм|неоромантизма]] существовали [[Неорусский стиль|«неорусский стиль»]] ([[Васнецов Виктор|В. М. Васнецов]], [[С. В. Малютин]], [[Рерих Николай|Н. К. Рерих]], [[А. Я. Головин]] и др.) и [[Неоготика|неоготика]]. В последние годы господства модерна на первое место выдвинулось направление [[Неоклассицизм|«неоклассицизм»]].
Возврат к странице
Модерн
.
Личные инструменты
216.73.216.8
Обсуждение для этого IP-адреса
Зарегистрировать нового участника
Представиться системе
Пространства имён
Статья
Обсуждение
Варианты
Просмотры
Чтение
Просмотр
История
Действия
Поиск
Навигация
Главная
Случайная статья
О проекте
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Спецстраницы