Просмотр исходного текста страницы Кожин Павел Михайлович
Перейти к:
навигация
,
поиск
Кожин Павел Михайлович (04.01.1904-27.12.1975) Скульптор-анималист, работавший в различных керамических материалах, исполнял выставочные произведения и образцы для промышленного производства. Родился в деревне Быковка Нижегородской губернии (позднее – Марийская АССР). Первоначальное образование получил в местном сельском начальном училище, после революции '''1917''' года – в Нижегородской школе – коммуне, которую окончил в '''1924''' г. По воспоминаниям скульптора, он с детства любил рисовать и лепить из глины. Одновременно с обучением в школе '''П. М. Кожин''' состоял вольнослушателем Нижегородского художественного техникума. По совету художника [[Л. Овсянникова]] отправился в Москву, где поступил на работу учеником-печатником в Первую Образцовую типографию. В '''1926 – 1931''' гг. учился во ВХУТЕИНе на [[История керамики|керамическом]] факультете, в период обучения был секретарем Ученого совета факультета, окончил его с квалификацией «художник – конструктор, керамист». Учился у [[И. М. Чайкова]], [[И. С. Ефимова]], [[В. Е. Татлина]], живописи у [[А. В. Куприна]], [[П. В. Кузнецова]], находился под влиянием искусства [[В. А. Фаворского]]. Проходил производственную практику в первой художественно – керамической лаборатории, существовавшей при музее [[История керамики|керамики]] в Москве (в настоящее время – ГМК «Кусково»). Здесь обучались [[М. П. Холодная]], [[Н. М. Миклашевская]]. В '''1931''' году входил в состав бригады художников ([[В. Васильев]], [[Е. И. Трипольская]], [[А. Б. Траскунов]]), командированных ВХУТЕИНом на [[Дмитровский фарфоровый завод|Дмитровский фарфоровый завод]] для создания образцов росписей чайной посуды. В '''1932 – 1933''' гг. работал заведующим лабораторией Института кустарной промышленности, в этот период им были выполнены работы в цветном стекле (табакерки «[[Горный баран]] и «[[Всадник]]», '''1932''' г.). В '''1929-1938''' гг. художник еще не был связан с постоянной работой на каком-либо заводе, он пробовал свои силы в разнообразных жанрах, много экспериментировал с материалом. В это время созданы скульптуры "[[Частушки]]" ('''1929''' г.), "[[Беременная]]" ('''1930''' г.), дружеские шаржи на академика [[Грабаря]] и искусствоведа [[Морозова]] ('''1933''' г [[История фаянса|фаянс]]), истористическая фигура «[[Старик со старухой]]» по мотивам сказки А.С.Пушкина ('''1933''' г.). С середины '''1930'''-х годов художник сосредотачивает свое внимание на анималистической теме. В это время появляются "[[Лиса и орел]]" ('''1933''' г.), "[[Орел и змея]]" ('''1934''' г.), "[[Лань и борзая]]" ('''1934''' г.) и другие. С конца '''1920''' – х гг. '''П. М. Кожин''' работал на [[Конаковский фаянсовый завод (Конаково)|Конаковском фаянсовом заводе]], где выполнял выставочные произведения, давал образцы для массового производства. В '''1927 - 1928''' гг., будучи еще студентом, '''П. М. Кожин''' создал в Конаково скульптуру из серии "[[Марийцы]]", кувшин "[[Лиса и виноград]]", основание для лампы "[[Индустрия]]", серию тарелок с ручной росписью "[[Знойное лето]]", "[[Море]]", "[[Ущелье]]" др., в '''1935 - 1937''' гг. - серию анималистических скульптур - [[Соболек]]", "[[Куница]]", "[[Волк]]", "[[Лиса]]", "[[Выдра с рыбкой]]" и др., а также вазу "[[Горные бараны]]" и кувшин "[[Восточный дворик]]". В '''1930''' – е гг. выполнял ряд работ на заводе «Всекохудожник» С '''1938''' года* творчество '''П. М. Кожина''' связано с [[Дулевский фарфоровый завод|Дулевским фарфоровым заводом]]. В конце '''1930''' – х гг. он выполняет в [[История фарфора|фарфоре]] скульптуры "[[Лесоруб]]", "[[Продавец сосисок]]", "[[Милиционер]]", "[[Поп и Балда]]". В [[Дулевский фарфоровый завод|Дулево]] выполнены многочисленные скульптуры рыб и птиц (карпы, стерляди, окуни, фазаны). В '''1950''' – е гг. - фигуры «[[Речной окунь]]» ('''1954''' г.), «[[Ворон]]» ('''1954''' г.), «[[Тукан]]» ('''1956''' г.). Созданию скульптур предшествовали рисунки с натуры, в материале фигура компоновалась вместе с окружением морского или речного дна: ракушками, водорослями, камнями. В ранних работах акцент делался на видах рыб (вуалехвост, сом, стерлядь), контурах тела. В поздних работах автор больше внимания уделял деталям. Кроме того,''' П. М. Кожин''' работал в историческом, литературном и фольклорном жанре ("[[Царевна-лягушка]]", "[[Сказка о глупом мышонке]]", "[[Поищение Иванушки]]]", "[[Хозяйка Медной горы]]», "[[Баян]]"). В '''1950''' г. совместно с [[Бржезицкая Аста Давыдовна|А.Д. Бржезицкой]] и [[Малышева Нина Александровна|Н.А. Малышевой]] он выполнил многофигурную композицию "Международный фестиваль молодежи в Будапеште". Перейдя в '''1938''' году на [[Дулевский фарфоровый завод|Дулевский завод]] и, начав работать над [[История фарфора|фарфоровой]] скульптурой, '''П. М. Кожин''' не порывал, однако, связей с [[Конаковский фаянсовый завод (Конаково)|Конаковским фаянсовым заводом]] и многие свои работы выполнял для [[История фаянса|фаянса]]. Прежде всего, это были его анималистические скульптуры, которые выполнялись обычно в технике потечных цветных глазурей и выпускались заводом как [[История майолики|майолики]]. В том числе, "[[Фазан]]" ('''1951''' г.), " [[Молодой глухарь]]" ('''1950''' г.), "[[Старый тетерев]]" ('''1951''' г.), "[[Куропатка]]" ('''1951''' г.), "[[Горностай]]" ('''1951''' г.), «[[Речной окунь]]» и многие другие. Многие произведения''' П. М. Кожина''' тиражировались на [[Конаковский фаянсовый завод (Конаково)|Конаковском фаянсовом заводе]]. Работал в монументальной скульптуре (скульптурный фонтан"[[Лань с тиграми]]» для московского ресторана «Арагви», '''1930''' – е гг.). В '''1950''' – е гг. выполнил ряд произведений на [[Рижский фарфоро-фаянсовый завод|Рижском фарфоро – фаянсовом заводе]] («[[Морской конек]]», '''1954''' г.). С '''1962''' года преподавал в МВХПУ. С 1930 года П. М. Кожин участвовал в многочисленных выставках, в том числе, во Всемирной Парижской выставке (1937 г. - удостоен золотой медали за фаянсовые фигуры, исполненные в '''1936''' г., - «[[Волк]]», «[[Куница]]», «[[Соболек]]», «[[Выпь]]»); в Выставке художественной промышленности в Копенгагене ('''1954''' г.); Всемирной выставке в Брюсселе ('''1958''' г. – получил серебряную медаль); в советских промышленных выставках за рубежом ('''1950'''-е гг.); во Всесоюзных художественных выставках (г. Москва, '''1946, 1947, 1950, 1952, 1954, 1955''' гг.); в Выставке «Индустрия социализма» (г. Москва, '''1939''' г.); в Выставке лучших произведений советского изобразительного искусства (г. Москва, '''1940''' г.); в Выставке [[История фарфора|фарфора]] в ГРМ (г. Ленинград, '''1948''' г.); в Выставке народного прикладного искусства и художественной промышленности РСФСР (г. Москва, '''1952''' г.); в Выставках произведений московских скульпторов (г. Москва, '''1952, 1953, 1957''' гг.); в Выставке декоративных искусств. МССХ. (г. Москва, '''1955''' г.); в Выставке произведений Е. Ф. Белашовой, А.М. Каневского, И.В.Кирсановой, П.М.Кожина, А.В.Кокорина, Г.В.Нерода. (г. Москва, '''1956''' г.); в Выставке скульптуры Московского отделения Союза советских художников (г. Москва, '''1957''' г.); в Выставке к 1 Всесоюзному съезду художников (г. Москва, '''1957''' г.); в выставке «Москва социалистическая» (г. Москва, 1957 г.); во Всесоюзной художественной выставке к 40-летию Великой Октябрьской социалистической революции. (г. Москва, '''1957''' г.); в Первой выставке «Московская [[История керамики|керамика]]» (г. Москва, '''1974''' г.) и др. Умер в '''1975''' году в Москве. Произведения хранятся в ГТГ, ГМК «Кусково», ВМДПНИ, Музее [[Конаковский фаянсовый завод (Конаково)|Конаковского]] и [[Дулевский фарфоровый завод|Дулевского фарфорового заводов]]. [[Категория:Скульпторы-фарфористы]]
Возврат к странице
Кожин Павел Михайлович
.
Личные инструменты
216.73.216.9
Обсуждение для этого IP-адреса
Зарегистрировать нового участника
Представиться системе
Пространства имён
Статья
Обсуждение
Варианты
Просмотры
Чтение
Просмотр
История
Действия
Поиск
Навигация
Главная
Случайная статья
О проекте
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Спецстраницы