Просмотр исходного текста страницы Венецианов Алексей
Перейти к:
навигация
,
поиск
[[Категория: Художники (Живопись)]] Венецианов Алексей Гаврилович 7(18).2.1780, Москва, — 4(16).12.1847, с. Поддубье Тверской губернии], русский живописец, один из основоположников бытового жанра в русской живописи, академик петербургской АХ (1811). Учился у В. Л. Боровиковского, служил в Петербурге чиновником (с 1807). В ранний период писал интимные лирические портреты; некоторые из них своей эмоциональностью близки романтизму (портреты А. И. Бибикова, 1805—08, Русский музей, Ленинград, М. А. Фонвизина, пастель, 1812, Эрмитаж, Ленинград). В конце 1807 подготовил 4 офорта ("Вельможа" и др.) для предпринятого им издания "Журнала карикатур на 1808 год в лицах" — первого в России иллюстративного юмористического листка, который был запрещен цензурой за сатиру на бюрократизм и развращенность чиновной знати. В период Отечественной войны 1812 выступил с карикатурами на французов и дворян-галломанов. Одновременно создал ряд жанровых рисунков, запечатлевших эпизоды городской уличной жизни и дворянского быта. С 1819, оставив службу, поселился в деревне Сафонково Тверской губернии, где стал писать сцены сельского быта и портреты-типы крестьян ("Очищение свёклы", пастель, до 1822, "Гумно", около 1821—23, "Утро помещицы", 1823, "Спящий пастушок"., 1823—24, — все в Русском музее; "На пашне. Весна", 1820-е гг., "На жатве. Лето", 1820-е гг., "Голова старика-крестьянина", 1825, "Захарка", 1825, "Крестьянка с васильками", 1820-е гг., — все в Третьяковской галерее). Темы и персонажи этих произведений, а также и сам метод их создания — путём углублённой работы с натуры — противоречили установкам АХ и сыграли решающую роль в становлении нового художественного направления, в основе которого лежало стремление к правдивому отражению жизни. Такая направленность интересов В. была связана с демократическими воззрениями передовой части русского общества периода 1810— 1820-х гг. Стремясь увидеть в действительности не только характерное, но и прекрасное, В. в своих картинах создаёт отмеченный чертами идеализации поэтический образ крестьянской жизни, воспевает красоту труда и природы. Крестьян, изображенных В., отличают человеческое достоинство, благородство, простота; порой в их внешнем облике сохраняются черты той идеальной красоты, которую утверждал в искусстве классицизм. Лирический пейзаж, играющий значительную роль в картинах художника, тонко передаёт своеобразную прелесть среднерусской природы. Изображая человека в реальной жизненной среде, В. придавал также большое значение работе живописца на открытом воздухе. Это позволило ему высветлить палитру, сделать её способной передавать оттенки цвета при рассеянном дневном освещении. С 1830-х гг., в сложной обстановке нарастающих социальных противоречий русской жизни, творчество В. постепенно утрачивает передовой характер.
Возврат к странице
Венецианов Алексей
.
Личные инструменты
216.73.216.82
Обсуждение для этого IP-адреса
Зарегистрировать нового участника
Представиться системе
Пространства имён
Статья
Обсуждение
Варианты
Просмотры
Чтение
Просмотр
История
Действия
Поиск
Навигация
Главная
Случайная статья
О проекте
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Спецстраницы