Просмотр исходного текста страницы Барокко
Перейти к:
навигация
,
поиск
'''Барокко''' (итал. barocco, букв. - причудливый, странный), один из главенствующих стилей в европейской архитектуре и искусстве конца '''XVI''' - середины '''XVIII''' вв. Барокко утвердилось в эпоху интенсивного сложения наций и национальных государств (главным образом абсолютных монархий) и получило наибольшее распространение в странах, где особенно активную роль играла феодально-католическая реакция. Тесно связанное с аристократическими кругами и церковью, искусство барокко было призвано прославлять и пропагандировать их могущество. Вместе с тем ограничивать барокко рамками контрреформации и феодальной реакции неосновательно. Для искусства барокко характерны грандиозность, пышность и динамика, патетическая приподнятость, интенсивность чувств, пристрастие к эффектным зрелищам, совмещению иллюзорного и реального, сильным контрастам масштабов и ритмов, материалов и фактур, света и тени. Синтезу искусств в барокко, носящему всеобъемлющий характер и затрагивающему практически все слои общества (от государства и аристократии до городских низов и отчасти крестьянства), свойственно торжественное монументально-декоративное единство, поражающее воображение своим размахом. Городской ансамбль, улица, площадь, парк, усадьба стали пониматься как организованное, развивающееся в пространстве художественное целое, многообразно разворачивающееся перед зрителем. Дворцы и церкви барокко благодаря роскошной, причудливой пластике фасадов, беспокойной игре светотени, сложным криволинейным планам и очертаниям приобрели живописность и динамичность и как бы вливались в окружающее пространство. Парадные интерьеры зданий барокко украшались многоцветной скульптурой, лепкой, резьбой; зеркала и росписи иллюзорно расширяли пространство, а живопись плафонов создавала иллюзию разверзшихся сводов. В изобразительном искусстве барокко преобладают виртуозные декоративные композиции религиозного, мифологического или аллегорического характера, парадные портреты, подчёркивающие привилегированное общественное положение человека. Идеализация образов сочетается в них с бурной динамикой, неожиданными композиционными и оптическими эффектами, реальность - с фантазией, религиозная аффектация - с подчёркнутой чувственностью, а нередко и с острой натуральностью и материальностью форм, граничащей с иллюзорностью. В произведениях искусства барокко порой включаются реальные предметы и материалы (статуи с реальными волосами и зубами, капеллы из костей и т. п.). В живописи большое значение приобретают эмоциональное, ритмичное и колористическое единство целого, часто непринуждённая свобода мазка, в скульптуре - живописная текучесть формы, ощущение изменчивости становления образа, богатство аспектов и впечатлений. В Италии - на родине барокко - отдельные его предпосылки и приёмы проявились в '''XVI''' в. в станковой и декоративной живописи Корреджо, проникнутом демократическим бунтарством творчестве Караваджо, постройках '''Дж. Виньолы''' (тип раннебарочной церкви), [[Скульптура|скульптуре]] '''Джамболоньи'''. Наиболее законченное и яркое воплощение стиль барокко нашёл в полных религиозной и чувственной аффектации произведениях архитектора и скульптора '''Л. Бернини''', архитектора '''Ф. Борромини''', живописца '''Пьетро да Кортоны'''. Позднее итальянское барокко эволюционировало к фантастичности построек '''Г. Гварини''', бравурности живописи '''С. Розы''' и '''А. Маньяско''', головокружительной лёгкости росписей '''Дж. Б. Тьеполо.''' Во Фландрии мироощущение, рождённое Нидерландской буржуазной революцией '''1566-1602''' гг., внесло в искусство барокко мощные жизнеутверждающие реалистические и подчас народные начала. В Испании в '''XVII''' в. некоторые черты барокко проступали в аскетичной архитектуре школы '''Х. Б. де Эрреры''', в реалистической живописи '''Х. де Риберы''' и '''Ф. Сурбарана''', [[Скульптура|скульптуре]] '''Х. Монтаньеса'''. В '''XVIII''' в. в постройках круга '''Х. Б. де Чурригеры''' формы барокко достигали необычайной сложности и декоративной изощрённости (ещё более гипертрофированной в "ультрабарокко" стран Латинской Америки). Стиль барокко получил своеобразное истолкование в Австрии, где он сочетался с тенденциями [[Рококо|рококо]] (архитекторы '''И. Б. Фишер фон Эрлах''' и '''И. Л. Хильдебрандт''', живописец '''Ф. А. Маульберч'''), и абсолютистских государствах Германии, в Польше, Словакии, Венгрии, Словении, Хорватии, Западной Украине, Литве. Во Франции, где ведущим стилем в '''XVII''' в. стал классицизм, барокко оставалось до середины века побочным течением, но с полным торжеством абсолютизма оба направления слились в единый помпезный так называемый большой стиль (убранство залов Версаля, живопись '''Ш. Лебрена'''). Понятие "барокко" иногда неправомерно распространяется на всю художественную культуру XVII в., в том числе на явления, далёкие от барокко по содержанию и стилю (например, нарышкинское барокко, или "московское барокко", в русском зодчестве конца XVII в.). В России развитие искусства барокко, отразившего рост и укрепление дворянской абсолютной монархии, приходится на первую половину '''XVIII''' в. Стиль барокко в России был свободен от экзальтации и мистицизма (характерных для искусства католических стран) и обладал рядом национальных особенностей. Русская архитектура барокко, достигшая величественного размаха в городских и усадебных ансамблях Петербурга, Петергофа, Царского Села и др., отличается торжественной ясностью и цельностью композиции зданий и архитектурных комплексов; изобразительные искусства обращались к светским, общественным темам, получил развитие портрет ([[Скульптура|скульптура]] '''Б. К. Растрелли''' и др.). Эпоха барокко отмечена повсеместно подъёмом монументального искусства и декоративно-прикладного искусства, тесно взаимосвязанных с архитектурой. В первой половине '''XVIII''' в. барокко эволюционирует к грациозной лёгкости стиля рококо, сосуществует и переплетается с ним, а с '''1770'''-х гг. повсеместно вытесняется классицизмом. Расцвет барокко в России пришёлся на царствование Елизаветы Петровны ('''1741—1761'''). Самым ярким воплощением стиля в архитектуре стали торжественные, полные жизнеутверждающего пафоса постройки, созданные '''Б. Ф. Растрелли''' (Зимний дворец, '''1732—1733'''; дворцы '''М. И. Воронцова''', '''1749—1757''', и '''С. Г. Строганова''', '''1752—1754''', в Санкт-Петербурге). В грандиозных садово парковых ансамблях в Петергофе ('''1747—1752''') и Царском Селе ('''1752—1757''') в полной мере воплотился синтез архитектуры, [[Скульптура|скульптуры]], живописи, декоративно-прикладного и ландшафтного искусства. Яркие – голубые, белые, золотые – краски дворцовых фасадов; водные каскады и фонтаны в парках с их неумолчным шумом и непрестанным движением падающей воды, отражающей днём солнечные блики, а ночью призрачные огни фейерверков, – всё создавало праздничное зрелище. В церковной архитектуре Растрелли соединились традиции европейского барокко и древнерусского зодчества (Смольный монастырь в Санкт-Петербурге, '''1748—1754'''). Ведущими барочными архитекторами середины 18 в. были также '''С. И. Чевакинский''', работавший в Санкт-Петербурге (Никольский военно-морской собор, '''1753'''—'''1762'''), и '''Д. В. Ухтомский''', строивший в Москве (Красные ворота, '''1753—1757'''). В плафонной живописи самыми признанными мастерами были итальянцы '''Д. Валериани''' и '''А. Перезинотти''', успешно работавшие также в жанре театрально-декорационного искусства. В творчестве русских мастеров ведущим жанром оставался портрет. В произведениях '''А. П. Антропова''' барокко воплотилось в насыщенных мощью и силой образах портретируемых, контрасте внутренней энергии и внешней неподвижности, застылости, в натурной достоверности отдельных, тщательно выписанных деталей, в яркой, декоративной красочности. Русская гравюра эпохи барокко сочетала рационализм, деловитость с эффектностью в изображении морских сражений, торжественных шествий, парадных видов новой столицы России. Гравёры часто обращались к городскому пейзажу (парадные виды Санкт-Петербурга, выполненные по оригиналам М. И. Махаева), а также к научной, познавательной тематике (художественное исполнение архитектурных планов, географических карт, проектов декоративного оформления триумфальных ворот, фейерверков и иллюминаций, учебных пособий, атласов и книжных иллюстраций). В этих графических произведениях сочетались документальная тщательность в изображении мельчайших деталей и обилие декоративных элементов – картушей с надписями, виньеток, богатой и обильной орнаментики. Стилистика барокко с его динамичными формами, контрастами и беспокойной игрой светотени вновь оживает в эпоху романтизма. (Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.) [[Категория:Фарфор]]
Возврат к странице
Барокко
.
Личные инструменты
216.73.216.213
Обсуждение для этого IP-адреса
Зарегистрировать нового участника
Представиться системе
Пространства имён
Статья
Обсуждение
Варианты
Просмотры
Чтение
Просмотр
История
Действия
Поиск
Навигация
Главная
Случайная статья
О проекте
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Спецстраницы